На Калининградской железной дороге подведены предварительные итоги грузовых перевозок в первом полугодии. В абсолютных цифрах объемы перевезенных грузов составили 9,1 млн. тонн, что на 10 % выше прошлогодних показателей, - сообщили ИА REGNUM в пресс-службе КЖД. Однако, как отмечают ведущие специалисты дорожного Центра транспортного обслуживания (ДЦФТО), такой результат достигнут исключительно за счет высоких темпов роста объемов перевозок в первые месяцы 2004 года. В среднем, они составляли 118 % к аналогичному периоду 2003 года и являлись одними из самых высоких на всей сети российских железных дорог. Начиная с конца апреля 2004 года, динамика роста грузооборота замедлилась, а в мае-июне приобрела устойчивый характер к снижению. В итоге, показатели грузоперевозок двух последних месяцев практически сравнялись с прошлогодними и составили 2,93 млн. тонн (в 2003 году - 2,8 млн. тонн). К основным причинам, обусловившим уменьшение грузопотока на калининградском направлении, специалисты КЖД относят как сезонные факторы, так и ряд проблем, связанных с изменением порядка таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля после вступления сопредельных Литвы и Польши в Евросоюз. Традиционно в это время года в структуре перевозимых КЖД грузов уменьшается доля минеральных удобрений (на 90 %), топочного мазута и угля (на 21 %), предназначенных как на экспорт, так и для внутреннего потребления предприятиями области.

Пока основные потери грузопотока на калининградском направлении связаны с прекращением перевалки нефтепродуктов через пункт Восточный Балтийской нефтеперевалочной компанией и ООО "Балттерминалсервис", а также изменениями доли перевалки нефтепродуктов сторонних компаний через терминал "ЛУКОЙЛА" в поселке Ижевском. По сравнению с первыми месяцами 2004 года, объемы перевозок нефти и нефтепродуктов сократились на 180-190 тыс. тонн.

В пресс-службе отметили, что введение с 1 мая новых правил пограничного и фитосанитарного контроля грузов на приграничных станциях Литвы и Польши пока на объемах перевозок не сказалось. Так, Неманский и Советский ЦБЗ, ранее получавшие сырье из районов Сибири достаточно оперативно переориентировались на доставку лесных грузов из республики Беларусь. Несмотря на увеличение - практически на треть - стоимости оформления грузов на литовских приграничных станциях, уменьшения объемов грузоперевозок, подлежащих ветеринарному контролю пока не произошло. Тем не менее, удорожание и затягивание по времени процедур контроля на литовских приграничных станциях в перспективе может привести к переориентации этих традиционных для КЖД грузопотоков на морской транспорт с перевалкой в портах Ленинградской области. Такой вариант, кстати, нежелательный и для Литовских железных дорог, по мнению специалистов ДЦФТО, вполне реален. Грузовладельцы из-за простоя подвижного состава на границах несут не только дополнительные издержки, но и из-за замедления оборота вагонов теряют интерес к работе на калининградском направлении. Так, тарифная политика стран ЕС в отношении белорусских минеральных удобрений привела к тому, что, начиная с мая, полностью прекратились их транзитные перевозки в Польшу.