29 июня в Москве прошли первые общественные слушания в связи с процессами Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Алексея Пичугина, организованные Инициативной группой "Общее действие", объединяющей ряд правозащитных организаций.
В ходе слушаний, посвященных влиянию "дела ЮКОСа" на общественно-политическую ситуацию в стране, выступили ряд экспертов, в том числе ведущий научный сотрудник Института географии РАН, руководитель Группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.
Приводим полный текст его выступления.

На мой взгляд, в стране произошло радикальное изменение системы ценностей, в результате которого конкуренция и личные амбиции реализуются не в пространстве экономики, а в административно-бюрократическом пространстве. Это значит, что эффективные в экономике люди приносятся в жертву неким непонятным им базисным структурным ценностям.
Ситуация сейчас такая: ныне действующая власть неэффективна в сфере экономического управления, и она это понимает; противостоящий ей класс эффективных в экономическом смысле деятелей не может выдерживать конкуренцию на другом поле - административно-силовом. Понятно, что ЮКОС был эффективен, быстро росла его капитализация; более того, понятно, что он имел все возможности выиграть борьбу с административным аппаратом, особенно если бы ему удалось построить сеть частных нефтепроводов из Сибири на экспорт. Тогда ЮКОС контролировал бы не только административные ресурсы, имея своих губернаторов, и не только нефтяные запасы, но и систему их транспорта за рубеж, оставляя государству всего-навсего налоги. Видимо, в новой системе ценностей это не устраивало государство. Его не устраивал эффективное развитие экономики и рост налоговой базы; ему нужно было что-то иное.
А что иное, становится ясно сейчас. Президент в свое послании ясно сказал, что нефтяная инфраструктура России должна принадлежать государству, мы видим, что остановлена либерализация "Газпрома" (информация об этом прошла на этой неделе), мы видим, что остановлена структурная реформа РАО "ЕЭС" и электроэнергетики (если раньше были разговоры о том, что эта проблема будет окончательно решена в мае, потом июне, то сейчас речь идет о конце года, но понятно, куда идет дело), и мы видим, что происходит с ЮКОСом.
На самом деле выбор сделан, Рубикон перейден, и если раньше это еще не всем было очевидно, то теперь, мне кажется, что любому более-менее независимому эксперту понятно, что те люди, которые выбирают стратегические линии развития страны, пошли по пути, который, скорее всего, близок к китайскому, где ведущая роль принадлежит не экономической эффективности, не росту экономического благосостояния страны, а таким коренным условным ценностям, которые можно назвать геополитическими, аппаратными, державными, военными. Легко предвидеть рост военных расходов, на которые постоянно не будет хватать денег; легко предвидеть развитие идеологии, которая объединяет людей вокруг какой-то единой, горячо любимой, пафосной задумки; легко предвидеть ограничения в области средств массовой информации; и это, на мой взгляд, встречает поддержку со стороны населения. Я не думаю, что есть какой-то специальный сценарий разработки ЮКОСа в средствах массовой информации; просто большинство людей охотно подхватывают эту идеологию, и ветер дует в паруса тем людям, которые двигаются в этом направлении.
С точки зрения власти, это линия наименьшего сопротивления, ей легче всего идти в этом направлении. Это мне кажется очевидным. То, что этот тренд в перспективе ведет к оттеснению России на периферию в глобальной игре и к утрате той самой конкурентоспособности, о которой много говорит президент, мне тоже кажется очевидным. Мне кажется, это опасно, неуместно, ненужно, но, поскольку это нравится, во-первых, большинству, а во-вторых, тем людям, которые взяли на себя смелость олицетворять это большинство, это будет развиваться, в связи с чем на эти самые державные затраты потребуется все больше средств, а экономика будет пробуксовывать.