Томская городская дума установила до конца 2004 года предельный тариф на услуги пассажирского привлеченного транспорта в размере 5 рублей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на заседании во вторник 29 июня было большинством голосов депутаты отклонили требования совета бригадиров "маршруток", а так же предложение администрации города повысить цену услуги до 7 рублей. В ответ присутствовавшие на собрании водители пригрозили акциями протеста.

Установить предельный тариф на проезд в маршрутных автобусах Томска в размере 5 рублей предложил думский комитет по социально-экономическому развитию города на основании отчета рабочей группы по транспорту, созданной специально для подробного изучения проблемы. За последние несколько месяцев дума уже дважды рассматривала предложения мэрии о повышении тарифа до 7 рублей, и оба раза не находила достаточных оснований, чтобы сделать это.

Выступая перед депутатами с итоговым отчетом о деятельности рабочей группы, ее председатель, руководитель бюджетно-налогового комитета Алесандр Деев назвал требования поднять стоимость проезда необоснованными. Общий вывод, который сделал Александр Деев: при стоимости проезда 5 рублей данный бизнес является прибыльным и быстроокупаемым.

В качестве доказательств депутат привел оценочные данные, согласно которым, в 2002 году 551 маршрутка ездила по 25 маршрутам, в 2004 году количество маршрутов увеличилось до 53, а парк автобусов вырос до 885. По расчетам комиссии, стоимость проезда при 5-процентной рентабельности в начале 2004 года составила 4,31 рубля. Учитывая сезонные колебания цен на бензин, к концу года эта величина составит 4,71 рубля. В настоящее время на улицах Томска постоянно работают 570 автобусов, каждый из которых делает по 6 рейсов в сутки, перевозя в среднем по 97 пассажиров или всего 331,74 тысяч человек. При стоимости проезда в 5 рублей, годовой бюджет томских маршрутников оценивается в 605 млн. рублей. Кроме того, председателя бюджетно-налогового комитета насторожил и тот факт, что в предоставленных думе расчетах зарплата водителей предусматривала выплаты "13-й" зарплаты.

Сторонники противоположной точки зрения, в том числе, директор департамента экономики мэрии Елена Бушманова обосновывали необходимость повышения тарифа тем, что стоимость проезда на привлеченном транспорте не повышалась в течение 3-х лет, в то время, как себестоимость услуги существенно выросла. Кроме этого в городе введены новые социальные маршруты, которыми пользуется ограниченное количество томичей, и ужесточены требования к организации перевозок, что так же способствует удорожанию. Депутатам напомнили, что ежеквартальные убытки городского трамвайно-троллейбусного управления составляют 10 млн. рублей. Бедственное положение муниципального транспорта объяснялось невозможностью конкурировать в цене с маршрутными автобусами. Увеличение тарифа для последних, по мнению депутата Бориса Колесова, позволило бы поднять цену проезда в электротранспорте до 5 рублей, а так же вернуть назад часть утраченного пассажиропотока за счет ощутимой разницы в цене на билет.

При обсуждении вопроса прозвучали и другие предложения. Депутат Владимир Козырев убежден, что дума не вправе "вмешиваться в бизнес, который должен регулироваться рыночными механизмами". По мнению его коллеги Евгения Кротова, достаточно установить предельную стоимость проезда на привлеченном транспорте и запустить процедуру конкурсного отбора перевозчиков. Например, право осуществлять перевозки по определенному маршруту должно предоставляться предпринимателю, предложившему наименьшую цену за проезд.

В настоящее время конфликт вокруг повышения цен на проезд в маршрутных автобусах Томска взял под свой контроль губернатор Томской области Виктор Кресс. Накануне он признался журналистам, что в силу разных причин ситуация зашла в тупик, но пообещал, что лично проследит, чтобы любые решения по данному вопросу были обоснованными и взвешенными.