Серьезная живопись не должна носить плакатный характер: интервью заслуженного художника Южной Осетии Тамерлана Цховребова ИА REGNUM

Цхинвал, 29 июня 2004, 21:08 — REGNUM  

Справка: Тамерлан Цховребов - 42 года, заслуженный художник Южной Осетии, член Союза художников.

Что значит для Вас искусство?

Искусство должно быть созидающим, жизнеутверждающим. Когда я работаю над очередной картиной, то думаю, какое воздействие окажет оно на зрителя: придаст ему сил, или наоборот, навеет грустные мысли. Когда искусство не взращивает семена добра, которые, несомненно, есть в душе каждого человека, когда не настраивает человека на добро, любовь, согласие - может ли это быть искусством в высшем значении этого слова?

Какой стиль преобладает в Ваших работах?

Я думаю, что неправильно замыкаться в рамках какого-то одного направления. Это обедняет творческий потенциал человека искусства. Серьезная живопись не должна носить плакатный характер, а должна заставить человека задуматься, при этом, давая ему такую пищу для размышления, которая приведет его к правильным выводам. Одна мысль может быть ярче выражена стилевыми особенностями одного жанра, другая - другими, но у них должна быть единая конечная цель, о которой я сказал. Я признаю и абстракцию, и авангард, и философию, и реализм. В данный момент у меня преобладают авангард и декоративная живопись.

С работами каких известных художников Вы могли бы соотнести Ваши картины?

Каждый человек должен идти своим путем - и в жизни, и в творчестве. Мне близко по духу творчество Дали, Рафаэля, Пикассо, других великих творцов, но говорить о близости стиля я не могу. С чисто технической точки зрения, это, конечно, несложно - писать в стиле и тонах одного художника, другого, но это уже пройдено, каждая эпоха требует свои средства выражения, свой язык, свой стиль.

Что, на Ваш взгляд, является наиболее необходимым условием для серьезного творчества?

При прочих равных условиях, не могу не отметить, что искусство - очень тонкая и нежная вещь. Большое значение имеет атмосфера, спокойствие, состояние души человека. Я считаю, что начал по-настоящему рисовать в 1993 году, когда оказалась позади грузино-осетинская противостояние 1991-1992 годов и связанные с ней лишения и необходимость отвлекаться на дела, не имеющие к искусству прямого отношения. Без свободы невозможно быть по-настоящему счастливым. Не может быть настоящего творчества в обстановке социальных неурядиц и нервозности, тем более войны. Поэтому не зря говорят: "Когда говорят пушки - музы молчат". Настоящий деятель искусства - это свободный человек, человек, который не думает о бытовых проблемах, не думает об опасностях завтрашнего дня, а всецело поглощен искусством. Да, очень часто война и неблагоприятная ситуация обостряют творческий потенциал талантливых людей и они создают великолепные произведения, но, поверьте мне, результат был бы значительно выше, имей они соответствующие условия.

Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние изобразительного искусства Южной Осетии?

У нас много способных людей, имена талантливых осетинских художников известны далеко за пределами Южной Осетии. Однако искусство нуждается во внимании, в заботе и со стороны государства, и со стороны всего общества. К сожалению, Южная Осетия до сих пор не смогла в экономическом плане вернуться к довоенному уровню. Это ограничивает и контакты по линии искусства с художниками из других городов и стран, и возможности для издания альбомов и каталогов, для обмена выставками.

Каким Вы видите будущее искусства вообще и изобразительного, в частности?

Не бывает вечных проблем. Думаю, что через некоторое время ситуация стабилизируется, будет у нас возможность и для творчества, и для искусства. Я предвижу, что в Южной Осетии для этого будут райские условия.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.