4 апреля состоялось очередное заседание координационного совета по противодействию коррупции в Самарской области, в состав которого входят представители органов исполнительной и законодательной власти, силовых структур, общественных (некоммерческих) организаций и СМИ.

Напомним, что Координационный совет был создан в соответствии с решением участников Международного семинара "Партнерство в борьбе с коррупцией" от 25 октября 2001 года в целях организации эффективного взаимодействия участников антикоррупционной коалиции. Он представляет собой постоянно действующий консультативно-совещательный и координирующий орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Один из сопредседателей Координационного света - руководитель аппарата Самарской Губернской Думы Сергей Савельев - рассказал о Международной конференции по противодействию коррупции, в которой приняли участие представители практически всех европейских стран и бывшего СССР.

Члены Совета обсудили также опыт Соединенных Штатов Америки в области противодействия коррупции, с которым некоторые из самарских участников антикоррупционного движения имели возможность познакомиться во время стажировки по программе Агентства международного развития США (USAID) "Партнерство в борьбе с коррупцией". Организована она была Советом международных программ Северной Флориды и проходила со 2 по 17 марта 2002 года в городах Вашингтон (округ Колумбия) и Талахас (штат Флорида).

В состав группы стажеров от Самарской области входили 8 человек, в том числе: представители Администрации Самарской области, правоохранительных органов, общественных организаций, бизнес-структур и СМИ.

Основной целью стажировки было ознакомление ее участников с антикоррупционной деятельностью в США.

В США сложилась определенная система мер по борьбе с коррупцией: как предупредительного характера, направленных на ее предотвращение, так и мер уголовно-правового воздействия на лиц, нарушивших соответствующие запреты. Публичная служба рассматривается как особый вид деятельности со своими четко очерченными границами, а корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. В этой связи приняты специальные законы, содержащие подобные нормы, своеобразные этические кодексы или кодексы чести чиновников. Такими нормативными актами являются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих, введенные в действие 17 октября 1990 г., Закон об этике в правительственных учреждениях 1978 г. В этих нормативных актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, стоящих на службе перед обществом. Суть этических требований, сформулированных в законодательстве США, сводится к тому, что публичный служащий должен избегать любых действий, которые могут привести к использованию государственной службы в личных интересах. Публичные служащие должны избегать действий, которые могут создать даже видимость злоупотреблений, поскольку это может отразиться на доверии государственному аппарату и правительству. Чиновникам в США запрещается занимать какую-либо оплачиваемую должность вне государственной службы, проявлять какие-либо политические и личные предпочтения при исполнении служебных обязанностей, использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды, иметь финансовые интересы в кампаниях, с которыми чиновник связан по службе, получать всякого рода подарки и подношения. Нарушение этих запретов влечет дисциплинарную, а в ряде случаев и уголовную ответственность. В связи с этим детально регламентируется вопрос о получении служащими подарков, услуг, имеющих денежную стоимость, или других выплат. Согласно Принципам этичного поведения США, служащий не может требовать или принимать, кроме случаев, предусмотренных инструкциями, что-либо ценное (подарки, гонорары, проявления предпочтения, приглашения к развлечению, займы). Нарушение этого правила влечет за собой уголовное наказание. Развернутая система норм, направленных на борьбу с коррупцией, содержится в уголовном законодательстве Соединенных Штатов Америки, как на федеральном уровне, так и в уголовных кодексах отдельных штатов. Помимо взяточничества федеральное законодательство и УК штатов содержат общие специальные нормы о различных злоупотреблениях служебным положением (например, занятиях, не совместимых с основными должностными обязанностями). В США важнейшим считают установление обязательного правила для государственных служащих о предоставлении всесторонней информации (о всех финансовых активах, обязательствах и связях данного лица при занятии им государственной должности), периодичной отчетности о доходах и деловых операциях, информировании о получении доходов со стороны, продаже и покупке какого-либо актива, превышающего определенную стоимость. Речь, таким образом, идет об установлении строгого финансового контроля. США гордятся открытостью своего правительства и прозрачностью бюджетных финансовых потоков. Ряд американских законов обеспечивает право граждан внимательно следить за решениями и поступками официальных лиц, понимать их и выносить им оценку. Доступ к информации позволяет гражданам оспаривать действия власти, с которыми они не согласны, и добиваться компенсации за допускаемые чиновниками злоупотребления. В то же время, представленная людям возможность получать информацию удерживает чиновников от неблаговидных шагов. Концепция прозрачности объемлет те же самые ценности, на которых основывается демократическая подотчетность, - ценности, которые в США включает термин "открытая власть". Действительно, согласно первой поправки к Конституции США, которая гласит, что Конгресс не имеет права принимать законы, регулирующие или ограничивающие свободу СМИ, религиозных и общественных объединений, и наиболее известного федерального закона "О свободе информации" все имеют право на получение информации в любых органах исполнительной, законодательной и судебной власти. Кроме того, другие положения о гласности требуют, чтобы органы власти проводили свои заседания публично и обеспечивали открытый доступ к официальным документам и информации. В федеральном законе существует перечень оснований, по которым можно отказать в получении информации.

В каждом из 50-ти штатов существует нормативная база, позволяющая практически без специального запроса получать необходимую информацию о деятельности всех ветвей власти. Наиболее известен так называемый "Закон солнечного света" штата Флорида, позволяющий гражданам получать любую информацию о деятельности правительства штата, присутствовать на заседаниях и открыто высказывать там свое мнение. Действующая на территории штата общественная организация "Фонд первой поправки к Конституции" строго следит за соблюдением этого закона и в случае необходимости защищает права на получение информации граждан в суде и придает факты нарушения гласности через ряд публикаций в средствах массовой информации и на телевидении.

На территории США существует множество различных общественных организаций, наблюдающих за деятельностью правительства и правоохранительных органов, правильностью расходования бюджетных средств. Это так называемые "сторожевые псы" (watchdogs). На уровне штатов работает несколько десятков подобных общественных организаций. В частности, организация "Tax Watch" в штате Флорида осуществляет надзор за использованием денег налогоплательщиков, охрану политических и экономических свобод граждан. При выявлении нецелевого использования бюджетных средств, информация сразу же попадает в прессу и экспертами "Tax Watch" даются рекомендации по исправлению ситуации. Кроме того, они принимают участие в общественных слушаниях по бюджету, активно проявляя себя еще на стадии его формирования.

В 1996 году в США был принят Закон о свободе электронной информации. Многие правительственные документы и базы данных можно найти в Интернете, причем с облегченным входом, то есть через один входной сайт открывается немедленный доступ к сайтам всех федеральных ведомств.

Около 30 лет в США существует "Комитет репортеров за свободу прессы". Его подразделения есть не только в столице, но и практически во всех штатах. Задача этой общественной организации - юридическая защита журналистов, ведущих самостоятельные журналистские расследования по выявленным фактам коррупции, а также наблюдение за выполнением закона о свободе информации. Отказ в выдаче определенной информации может быть обжалован у руководства подразделения, где он был получен, или в судебном порядке. За отказ в выдаче информации предусмотрены меры административного и уголовного наказания. В США свобода прессы служит основным и самым конструктивным элементом гражданской свободы.