3 июля 2004 года исполняется 68 лет со дня образования службы Государственной автомобильной инспекции. В 1936 году Постановлением Совета Народных Комиссаров № 1182 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Эта дата и стала днем образования ГАИ. В преддверии профессионального праздника корреспондент ВПЦ МВД России по Северокавказскому региону побеседовал с исполняющим обязанности начальника УГИБДД МВД ЧР полковником милиции Хаважем Янгулбаевым.

Хаваж Гагаевич, с какими результатами в работе подразделения республиканского ГАИ подошли к этой дате?

Сначала несколько слов о произошедших дорожно-транспортных происшествиях в этом году. За истекший период 2004 года на территории ЧР зарегистрировано 169 ДТП, в результате которых погибло 47 и ранено 230 человек. С участием детей зарегистрировано 14 аварий, при которых погибло 4 ребенка и 11 ранено.Что касается результатов нашей работы? Мне не хочется, чтобы интервью превратилось в отчетный доклад, но чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр, характеризующих работу республиканского ГАИ с начала этого года. Всего сотрудниками нашей службы за это время выявлено 85100 нарушений правил дорожного движения (отмечу, что в прошлом году на аналогичный период времени было выявлено только 36172 нарушения). При этом общая сумма взысканных штрафов за дорожные правонарушения составила 571000 рублей, что в полтора раза больше, чем в прошлом году. Во время проводимых специальных мероприятий по пресечению преступлений сотрудниками ГИБДД изъято незаконно перевозимых грузов: нефти и горюче-смазочных материалов - 127 тонн, черного металла - 587 тонн. Эти цифры тоже намного превышают результаты 2003 года.

Каким образом руководством МВД ЧР организована патрульно-постовая служба в подразделениях ГИБДД?

Сейчас ежедневно мы задействуем на дежурстве до 200 инспекторов ДПС, которыми перекрываются 48 постов ДПС, в том числе 29 мобильных и 3 круглосуточных. С 20 марта текущего года в Грозном организовано двухсменное несение дорожно-патрульной службы. В городе выставлены 15 постов ДПС с общим количеством нарядов 85-90 инспекторов ДПС. Осуществляется и круглосуточное несение службы на стационарных постах ДПС "Рубежный" у станицы Ищерская Наурского района, "Герзель" на границе с республикой Дагестан и "Чернореченский". В соответствии с указаниями МВД РФ и МВД ЧР проводятся целевые оперативно-профилактические мероприятия. Это такие как: "Чеченская нефть", "Металл", "Челнок", "Автобус" и многие другие.

Чеченская милиция пережила не самые лучшие времена 90-х годов. Сейчас, по сути, происходит ее возрождение. Что делается в этом направлении для восстановления престижа ГАИ у населения?

Для завоевания доверия или, как вы говорите, престижа у населения есть только одно средство - это каждодневная, добросовестная работа. И смею заверить, большинство наших сотрудников именно так относится к порученному делу. Мне хотелось бы в подтверждение этому вновь привести результаты нашей работы в этом году. Лично сотрудниками дорожно-патрульной службы задержано 35 транспортных средств, находящихся в розыске, при проведении проверок выявлено 114 транспортных средств с измененной маркировкой, выявлено и задержано 11 лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Непосредственно нашими сотрудниками раскрыто 34 преступления, а с участием нашей службы раскрыто 55 преступлений, многие из них - по "горячим следам". В борьбе с преступлениями на дорогах мы не одиноки и работаем вместе с другими подразделениями МВД ЧР. Активно сотрудничаем с УУР и ОМОН МВД ЧР. Совместно проводим специальные мероприятия "Автомобиль-розыск", "Авторынок", "Гараж" и другие. И все это дает положительные результаты в пресечении преступных деяний.

К сожалению, в глазах некоторых обывателей образ гаишника ассоциируется только с поборами на дорогах. Боретесь ли вы с нечистыми на руку сотрудниками? Что делается для создания положительного образа сотрудника ГИБДД?

Милиция - это тоже часть нашего общества, и все происходящие в нем негативные явления, в независимости от нашего желания, происходят и у нас. Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать следующее. У нас еще достаточно мало квалифицированных кадров, а ветераны ГАИ уже уходят на заслуженный отдых. Много молодых пришедших на службу сотрудников только-только начинают осваивать нашу профессию. Но это не значит, что руководители не контролируют работу подчиненных в своих подразделениях, занимаясь всепрощением. Каждая поступившая от жителей республики жалоба на действия наших сотрудников, внимательно рассматривается. И если злоупотребления подтверждаются, то принимаем самые жесткие меры к нарушителям. Как и везде по России, мы боремся с такими "оборотнями в погонах", собираем в отношении них материалы проверок и направляем в прокуратуру для рассмотрения вопроса о возбуждения уголовных дел. Подобные факты нами не умалчиваются. Так, по нашей инициативе было уволено по отрицательным мотивам двадцать сотрудников различных подразделений ГИБДД. Помимо этого активно проводится пропаганда безопасности дорожного движения. Особенно часто разъяснительные беседы по этим вопросам проводятся в детских и учебных учреждениях. И тому есть основания: дети чаще всего попадают в дорожно-транспортные происшествия. В общем, делаем все, как вы говорите, для создания положительного к нам отношения со стороны населения.

Как и во всякой работе, в вашей структуре тоже, наверное, есть проблемные вопросы?

Да, к сожалению, такое имеет место. Вот некоторые из них. В строевых подразделениях ДПС ОГИБДД отсутствует необходимое количество транспорта, средств радиосвязи, устройств для измерения скорости движения транспортного средства и многих других положенных по норме технических средств. У нас нет обустроенного места дислокации строевых подразделений ДПС и нормальных условий для организации служебной деятельности, учебы и физической подготовки личного состава. К основным проблемам также относятся отсутствие в республике дорожных знаков, светофоров и неудовлетворительное состояние дорог, мостов и железнодорожных переездов. Ну и как я говорил выше, недостаточность в профессионально подготовленных кадрах и, как следствие, необходимость более длительного обучения наших молодых сотрудников.