Газета Хабаровского края, "Тихоокеанская звезда", опубликовала материал "Де-Кастринский терминал замедленного действия". Всякий большой проект, хоть сколько-нибудь угрожающий природе, предполагает общественные слушания. В материале газеты Лидия Титова, в прошлом учитель пения, а теперь глава общественной экологической организации "Надежда" рассказывает, как представители проекта по строительству терминала в Де-Кастри Ульчском районе Хабаровского края проводили общественные слушания в поселковом клубе.

Американцы развернули планшеты и говорили красиво, но у Л.Титовой были конкретные вопросы. Труба нефтепровода пройдет под землей. А если на пути окажется нерестовая речка? Консультанты объяснили: русло перекроют, по дну проложат трубу, а зимой, когда все замерзнет, русло вернут на прежнее место. Вот так просто, как будто табуретку переставить с места на место. Создает ли шум перекачка нефти по трубопроводу, не отпугнет ли это обитателей в здешних заповедных местах? Приехавшие экологи заученно отвечали на вопросы. Лидия Сергеевна еще о многом хотела спросить, но американцы стали откланиваться, так что к часу дня все закончилось. На столе в библиотеке лежали анкеты - де-кастринцам предлагалось высказаться: они за строительство терминала или против. Л.Титова, помня обещания о рабочих местах и перспективах, которые появятся у их поселка, высказалась "за".

Когда Л.Титова поняла, что это, собственно, и были общественные слушания, на которых якобы изучалось общественное мнение поселка, она, как человек принципиальный, возмутилась. Никто ж не пришел, многие и не знали. Л.Титова подала в суд на компанию "Эксон Нефтегаз Лимитед". Позицию общественной организации "Надежда" в суде Кировского района Хабаровска отстаивали юристы-экологи. Лидия Сергеевна и сама приезжала несколько раз на заседания. Они то и дело откладывались: то бумаг каких-то не хватало, то свидетелей. Анкета Л.Титовой, которую она заполнила, стала основным аргументом американской стороны - дескать, каждый мог высказаться. И хотя анкет набралось порядка 20, а живущих в поселке - 5 тысяч человек, суд в иске Л.Титовой отказал.

Впрочем, Министерство природных ресурсов Хабаровского края все-таки признало: то, что происходило в поселковом клубе, слушаниями никак не назовешь. Слушания были перенесены в Хабаровск, но и тут оказались не такими массовыми, как ожидалось. И более походили на презентацию американской компании. Говорили в основном американцы, и выходило, что проект сулит жителям региона перспективы, о которых они даже и не догадываются, отмечает газета "Тихоокеанская звезда".

Как пишет газета "Тихоокеанская звезда", нефть сахалинского шельфа по дну пролива Невельского придет в Де-Кастри. На берегу построят терминал, несколько гигантских емкостей, каждая из которых диаметром с футбольное поле. В них и будет храниться нефть, которую американская компания собирается продавать хабаровчанам и ближайшим соседям. Проектная мощность - 12 млн. тонн в год. Каждые 3 дня танкер со 100 тысячами тонн нефти будет уходить от причала.

Первоначально американцы хотели строить четырехкилометровый глубоководный канал для подхода танкеров к берегу. Пришлось бы выбрать 5 млн. кубометров придонного ила с крабами, креветками и даже устрицами, которые добываются на острове, который так и называется - Устричный. Но в мелководной бухте заиливания не избежать. Бухта Чихачева, где разворачивается строительство, уникальна. В 5 км от терминала - лежбище нерп и колония моллюсков. К счастью, американцы от этого проекта отказались и остановились на варианте, при котором танкеры будут заправляться прямо в море на плавучей платформе. Покой морских придонных обитателей все же будет нарушен.

На зимнюю корюшку в Де-Кастри народ едет со всего края. Рыбу из Амура, которая пахнет аптекой, в низовьях давно не ловят и не едят. Одна отрада - побережье. Однако, с недавних пор заядлые рыбаки начали замечать, что и тут у корюшки и камбалы появился запах, де-кастринская селедка и вовсе исчезла. В заливе - морской порт, на берегу - брошенная воинская часть. Емкости для бензина и керосина ржавеют и текут. И хотя экологи убеждают, что американский проект безупречен, ибо предполагает многоступенчатую систему защиты на случай разлива нефти или порыва трубы, люди верят во все это с трудом.

Американский терминал спроектирован в береговой зоне. Российские экологи предлагали немного отодвинуть емкости на безопасное расстояние от морской кромки метров на 500. Но каждый лишний метр - деньги. Остановились на 50 метрах от воды. Решить-то решили, но специалисты продолжают беспокоиться о зыбунах, когда почва вдруг плывет под ногами. А если удар молнии, землетрясение или еще какая беда?

Под будущую площадку уже вырублено более 100 гектаров леса. Лес выкорчевали, площадку разровняли, и теперь почва смывается дождями в море. Потом площадку под терминал будут засыпать гравием и забетонируют. Откуда брать камень? На заклание отдали сопку Давыдова. Из тех простых экономических соображений, что она ближе. Но, сопка Давыдова охраняет поселок от морских ветров, создает особый микроклимат. Снесут сопку - подуют холодные ветра, и хабаровчане уже никогда не увидят венерин башмачок, цветок сопки Давыдова, занесенный в Красную книгу.

"Впечатление, что какой бы документ американцы в наши ведомства ни подали, все принимается и подписывается, - говорит госинспектор Хабаровской специализированной морской инспекции Владимир Нарышкин, который живет в Де-Кастри. По его словам, читая экологическую экспертизу на проект "Сахалин-1", сделанную Министерством природных ресурсов РФ, понимаешь, что эксперты и впрямь далеки от того, о чем берутся судить. Коренной народ района называют они то ульчами, то ультами. То вдруг утверждают, что эти самые ульчи - издавна кочующее племя. Хотя, как известно, народ этот, живущий на Амуре, охоты к перемене мест не испытывает. И уж совсем странно, что солидные отечественные ученые путают хабаровскую тайгу с более южной приморской".

Выходит, и нам, россиянам, все равно, пишет газета "Тихоокеанская звезда", одной сопкой меньше, одной больше - невелика потеря. Вроде бы нашли соломоново решение. Сопку будут разрабатывать, но с условием, что оставят ее вершину. Интересно, кто и как станет считать, сколько именно каменной плоти изымут, и устоит ли она потом под натиском морских ветров?

Иностранные компании на русской земле осваиваются быстро. Так, турецкая компания "Энка Технострой-1" уже начала обосновывать свой городок на окраине поселка. Выяснилось, что без отвода земли. По сути, это самовольный захват. В поселок с проверкой приехала миграционная служба. В результате проверок выяснилось, что больше 20 граждан Турции находились в Ульчском районе нелегально, так как компания не получила разрешение на привлечение рабочей силы. Представитель "Эксон Нефтегаз Лимитед" Рон Котарски, который как раз был в Де-Кастри, очень сожалел, но сказал, что американская сторона не несет ответственность за действия подрядных организаций. А когда Рона Котарски попросили предъявить паспорт, оказалось, что он тоже нарушил режим пребывания в России, ибо в трехдневный срок не сообщил в паспортно-визовую службу о своем очередном приезде.

В сельской администрации ничего хорошего от строительства терминала не ждут. Как сообщила землеустроитель Любовь Попова, "мы не согласовываем ни один документ. Все мимо. Про сопку Давыдова, которую отдают на заклание, узнали случайно. Оказывается, отведен и карьер, откуда начнут брать пескогравий. На берегу речки Татарки, там, где летом купаются и жарят шашлыки, собираются поставить растворный узел".

Что же до работы, то иностранцам нужны охранники, водители и уборщицы. Остальных специалистов, даже поваров, они привезут с собой. Обслуживать терминал, похоже, останутся несколько десятков человек, хорошо обученных и подготовленных. Потенциальные кандидаты, отобранные по конкурсу из местных жителей, изучают английский язык в Америке.

Как отмечает газета "Тихоокеанская звезда", президент компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" Стив Терни в Хабаровске на подписании договора о разделе продукции, надо полагать, не оговорился, сказав: "Мы будем продавать наш газ вам". Автор статьи возмущается и считает, что не деликатно так ставить вопрос, пока не пошла первая нефть и сопутствующий ей газ. С другой стороны, прагматичные американцы, которые любят во всем, что касается собственности, полную определенность, правы. Могли бы сами разрабатывать сахалинский шельф, их бы не позвали. А тут миллионные долларовые инвестиции. И обещания заказов для отечественных предприятий, новые рабочие места, развитие инфраструктуры.

"На самом деле район от реализации этого проекта ничего не получит", - говорит глава администрации Ульчского района Виктор Колесняк. - "Налоги? Только за аренду земли. Причем американская сторона настаивает считать расстояние лишь на ширину трубы, и ни на йоту больше. Цена земли на ближайшие 25 лет останется неизменной".