28 июня глава наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Александр Шохин на своем официальном сайте прокомментировал появившуюся информацию о том, что бывший премьер-министр России Михаил Касьянов предложил Президенту Владимиру Путину себя в качестве руководителя нового международного "Инвестбанка" с капиталом 5-6 млрд. евро, который будет финансировать строительство нефте и газопроводов в Европу.

По мнению А.Шохина, такой человек как М.Касьянов не имеет права простаивать. "И я думаю, Президент и правительство думают о том, какой участок работы ему поручить. Это должен быть, наверное, стык частного бизнеса и реализации государственных интересов". А.Шохин отметил, что в Москве есть несколько государственных банков, которые явно не используют свой потенциал. Это Международный инвестиционный банк (МИБ), Международный банк экономического сотрудничества (МБС) и Межгосударственный банк. Первые два -бывшие СЭВовские (Совета экономической взаимопомощи - прим. ИА REGNUM) - по мнению А.Шохина, явно нуждаются в том, чтобы их начинить каким-то содержанием, также они нуждаются в объединении своей деятельности, вплоть до юридического объединения двух этих структур. "Если инвестиционный банк еще имеет какую-то реальную нишу, то МБС своей площадки не имеет. Поэтому не исключено, что объединение этих банков и трансформация их из наследия советской эпохи в реально работающий банк - это уже задача, которая вполне по плечу М.Касьянову, и за которой могут стоять вполне реальные проекты".

Задача Межгосбанка, как отмечает А.Шохин, вполне могла бы выражаться в создании своего рода банка развития на территории СНГ. "В прошлом году ходил слух о готовности России и Казахстана, как главных акционеров этого банка, увеличить его капитал как минимум, на $1 млрд., с тем, чтобы эту функцию начать реализовывать. Речь могла бы идти о том, чтобы использовать площадку одного из банков - Межгосбанка или Международного инвестиционного, - для того, чтобы вести работу по реализации инфраструктурных, трансконтинентальных, в том числе, проектов". "Если говорить о том, что нужен капитал $5-6 млрд., то, если это Межгосударственный банк, источником могут быть только бюджеты государств СНГ, а это дело достаточно канительное, поскольку нужно провести еще один бюджетный цикл, чтобы эти вопросы "застолбить". В бюджетный российский процесс в этом году не попадает увеличение капитала банка, в равной степени, поскольку Россия не обращалась ни к кому с этим предложениям, в других странах это тоже может не получиться. Поэтому можно говорить лишь о том, что можно запустить процесс формирования этих банков. Речь могла бы идти об объединении двух международных банков, а после объединения уже можно было бы смотреть, какого рода проекты этот банк может реализовывать". По мнению А.Шохина, только после этого имеет смысл обсуждать, должен ли объединенный банк быть только межгосударственным, либо там могут появиться крупные частные акционеры, и на каких принципах он будет кредитовать. "И если, условно говоря, надо отвлекать 5-6 млрд. на уставной капитал, то возникает вопрос: почему бы государствам не пустить эти деньги на софинансирование и субсидирование процентных ставок, с тем, чтобы проект был более окупаемым, если уж речь идет о таких массированных бюджетных вложениях?".

По мнению А.Шохина, "у нас нет сейчас проблемы нехватки ресурсов, есть проблема нехватки проектов. Проблемы, связанные с задуманными проектами - находкинская труба, мурманская и прочие - состоят не в том, что денег нет, а в том, что решения не приняты".