Одним из приоритетных инвестиционных проектов ОАО "Российские железные дороги" является комплексный проект "Кузбасс-Северо-Запад". Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе администрации Кемеровской области, отраслевыми институтами в настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование организации движения тяжеловесных маршрутизированных поездов на направлении Кузбасс-Северо-Запад с расчетом затрат на усиление инфраструктуры по хозяйствам. В рамках развития транспортной системы страны в настоящее время проводится большой объем работ по реконструкции существующих и строительству новых отечественных портовых мощностей, в том числе и Финском заливе Балтийского моря. "Северо-Западный регион, располагаясь в приграничной зоне, включает передаточные пункты, представленные морскими портами Северного и Балтийского бассейнов и пограничными станциями, расположенными на границе России с Финляндией, странами Балтии и Белоруссией. Ими обеспечиваются перевозки как экспортно-импортных грузов России, так и других государств СНГ в сообщении с Финляндией, странами Балтии, Польшей, Германией, портами стран Балтии и Финляндии, а также третьих стран, преимущественно в сообщении с Финляндией".

Развитие отечественных портовых мощностей Северо-Запада включено в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)", утвержденную постановлением правительства РФ от 5 декабря 2001г. Исходя из разработанного прогноза, рост объемов перевозок внешнеторговых грузов через российские морские порты на Северо-Западе предусматривается не только за счет переключения грузопотоков с иностранных портов, но и в результате привлечения дополнительных грузопотоков. Наибольший объем перевозок за счет переключения грузопотоков с иностранных балтийских портов приходится на наливные грузы, минеральные удобрения, уголь. Увеличение перспективных объемов переработки экспортно-импортных, в первую очередь топливно-энергетических, грузов через порты Северо-Западного региона приводит к изменению маршрутов следования части существующих внешнеторговых связей и, как следствие, концентрации значительных объемов перевозок на направлении Кузбасс-Омск-Свердловск-Пермь-Волховстрой-Санкт-Петербург.