Газета "Наше время XXI век" рассуждает о решении проблемы транспорта в Нижнем Новгороде по материалам круглого стола, организованного ИА REGNUM на минувшей неделе.

Как пишет газета, при всем недовольстве недостатками в работе пассажирского транспорта, граждане в целом удовлетворены сложившейся системой. Но логика экономического развития заставляет субъектов экономики стремиться к росту, а власти подталкивает к ориентации на более крупный бизнес, с которым легче достигать взаимопонимания и в вопросах, касающихся интересов граждан, и в вопросах финансовых. Большинство предпринимателей в сфере пассажирских перевозок по существу - мелкие рантье: "ПАЗик" сдан в аренду водителю, который обязан ежедневно сдавать из выручки определенную сумму. Платежеспособные граждане пока делают однозначный выбор в пользу юрких маршруток, власти также однозначно делают выбор в пользу сотрудничества с крупными предприятиями. Проблемы могут быть решены путем переформатирования маршрутов. Конечно, транспортная сеть "от подъезда до подъезда" удобна горожанам. Но транспортный бизнес станет эффективнее, если по магистралям будут ходить автобусы большой вместимости, а подъездные маршруты будут осуществляться автобусами меньшей вместимости. Механизм проведения реформы нижегородского пассажирского транспорта уже выработан. Перевозчиков, не имеющих собственных баз, обяжут заключить договор с крупным предприятием, обладающим возможностью ежедневного контроля технического состояния автобусов и состояния здоровья водителей. Одновременно будут устраняться параллельные маршруты, а весь автопарк постепенно переведут на управление центральной диспетчерской службой. Непонятны только технические и финансовые трудности организации мониторинга за движением автобусов по линиям. Современные технологии сотовой связи позволяют контролировать перемещение сотового телефона с точностью до нескольких метров. Достаточно выдать всем водителям "мобильники" и обеспечить диспетчерскую соответствующим программным обеспечением.

Для города переформатирование маршрутов позволит повысить заполняемость принадлежащего муниципалитету городского электротранспорта, а значит, снизить дотации ему на осуществление социальных перевозок. Кроме того, замена "ПАЗиков" на большие автобусы несколько облегчит обстановку на дорогах. А в автобусах, возможно, будет меньше давки, чем в маршрутках и большему числу людей придется ездить с пересадками.

Биржа публикует мнение экспертов относительно системы "единого окна" для малого бизнеса и о том, как отразится на российской банковской системе новая редакция закона о валютном регулировании и контроле, согласно которой российским физическим лицам разрешено открывать банковские счета в иностранной валюте на территории других государств. Также экспертам был задан вопрос о перспективах российского фондового рынка и до каких пор экономика РФ будет зависеть от ситуаций, когда отдельные лица, такие как руководство ЮКОСа, выражают намерение продать часть своих активов госкомпаниям, а президент Путин заявляет о том, что власти не желают банкротства ЮКОСа.

По данным газеты, Борис Немцов считает, что "сейчас "одно окно" - это окно налоговой инспекции, поскольку Греф провел через Госдуму соответствующий закон. Но все это только на бумаге, а в жизни как была многомесячная волокита, так и осталась. В общем, формально вроде бы все неплохо, а по сути - издевательство", пишет газета.

По мнению Б. Немцова, ничего плохого с нашей банковской системой не случится, так как доходность по депозитам и процентным ставкам, которые предлагаются российскими банками российским клиентам, выше, чем на Западе. Главное, по мнению Б. Немцова, не допускать искусственного создания ситуации хаоса на банковском рынке, в результате которого российскую банковскую систему лихорадит. С фондовым рынком, отметил Б. Немцов, ситуация парадоксальная. В России наблюдается экономический рост, ВВП за 1 квартал увеличился более чем на 7%. В тоже время, фондовый рынок, начиная с апреля неуклонно падает из-за крайнего недоверия инвесторов к России, вызванного в первую очередь делом ЮКОСа. Если политические судебные процессы в отношении компаний типа ЮКОСа прекратятся, то фондовый рынок будет расти даже быстрее, чем российская экономика, отметил Б. Немцов.

Депутат Госдумы ФС РФ Алексей Лихачев считает, что выражение "принцип одного окна" отчасти образное. "В качестве идеала для малого бизнеса хотели сделать некую стопроцентно заявительную систему регистрации предприятий по единому адресу. До этого на самом деле еще очень далеко", считает А. Лихачев. Сейчас самое главное дать возможность людям заработать и не докучать государству своими социальными проблемами. Говоря о банковской системе, А. Лихачев отметил, что тема вывоза капитала из страны определяется реальным содержанием экономики. Основная проблема заключается не в прозрачных счетах, а в "черной" утечке. Что касается фондового рынка, то, по словам А. Лихачева - "это системная проблема. Дело здесь не в ЮКОСе и не в заявлениях Путина. Это проблема деидеологизации нашей экономики. Можно констатировать, что уровень политизации экономики, в том числе и на фондовом рынке, у нас остается одним из самых высоких в мире, и особого оптимизма на будущее новые факты пока не добавляют".

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Юрий Сентюрин отвечая на вопрос об "одном окне" заявил, что оно уже создано и находится в Нижнем Новгороде на улице Нартова в доме № 6, в Центре развития предпринимательства Нижегородской области. Там как раз принцип "одного окна" реализован в полном объеме. Предприниматель, который желает начать свое дело, может получить там квалифицированную консультацию и полный набор необходимых ему документов. Если говорить о проблеме регистрации, то в настоящее время вступил в силу закон об акционерных обществах, согласно которому предусмотрен упрощенный порядок регистрации юридических лиц. Поэтому эти две составляющие и реализуют принцип "одного окна", считает Ю. Сентюрин.

По поводу проблемы утечки капитала, Ю. Сентюрин сказал, что "капитал всегда стремится туда, где для него есть наиболее выгодные и льготные условия существования". Выходом из этой ситуации является создание комфортных условий для капитала в собственной стране. Сокращение количества российских банков в ближайшем будущем неизбежно, заявил Ю. Сентюрин. Большое число банков в нашей стране не позволяет обеспечить такие условия кредитования, которые могли бы предоставить крупные, устойчивые финансово-кредитные организации, поэтому процесс оптимизации банковской системы России будет продолжаться.

Российский фондовый рынок до сих пор еще не настолько развит, чтобы о нем можно было говорить всерьез, считает Ю. Сентюрина. Вся страна недавно была свидетелем, как несколько слов президента страны способны в считанные минуты изменить капитализацию компании на несколько миллиардов долларов. По словам Ю. Сентюрина, именно это и характеризует истинное состояние нашего фондового рынка.