25 июня 2004 года в Управлении Юстиции Минюста России по Удмуртской Республике состоялось оперативное совещание, посвященное подведению предварительных итогов деятельности отделов, служб и подразделений Управления в первом полугодии и определению основных задач на второе полугодие 2004 года. Об этом сообщает объединенный пресс-центр при ГФИ по УР.

С докладом выступил начальник Управления Государственный советник юстиции 2-го класса Осипов Вячеслав Сергеевич. Он отметил, что в истекшем периоде происходили важные политические события - выборы Президента Российской Федерации и Президента Удмуртской Республики. Эти обстоятельства накладывали на органы юстиции особую ответственность, поскольку именно им отводилась важнейшая роль определения перечня партий и общественных объединений, обладающих правом на участие в этих политических процессах. В ходе прошедшей президентской кампании, возложенные на Управление задачи были выполнены.

Содержанием достижения поставленных целей в отчетный период являлось исполнение государственной политики в сфере юстиции, координирование деятельности заинтересованных органов. Управлением проведен комплекс мер, направленных на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнению решений итоговой коллегии Минюста от 23 декабря 2003 года. С учетом поставленных задач были внесены коррективы в планы работы, организовано выполнение намеченных мероприятий.

Принятые меры способствовали повышению эффективности деятельности структурных подразделений, совершенствованию организационной работы. Докладчик подчеркнул, что особое значение для укрепления позиций Управления в системе федеральных органов исполнительной власти имеют рейтинговые сравнительные оценки работы территориальных органов Минюста по основным направлениям деятельности.

По этим показателям Управление Минюста России по Удмуртской Республике по итогам 2003 года занимает второе место в Российской Федерации и первое место в Приволжском Федеральном округе.

На современном этапе развития Российского государства происходит реформирование системы государственного управления. Основными задачами административной реформы являются создание эффективного механизма принятия и реализации решений, модернизация системы органов исполнительной власти.

В рамках реформы, проводимой в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уже в ближайшее время из состава Минюста выделятся три самостоятельные федеральные службы, куда перейдут действующие структуры ведомства. Но это все впереди. Главная задача сегодняшнего совещания - подвести основные итоги работы за первое полугодие, проанализировать причины допущенных недостатков и недоработок, определить пути дальнейшего развития.

Важнейшим из направлений деятельности Управления оставалось обеспечение единства правового пространства. Проведена юридическая экспертиза 170 нормативных правовых актов Удмуртской Республики, что почти на 30% меньше прошлогоднего периода. Это объясняется тем, что тогда проводилась полная ревизия регионального законодательства.

Противоречия федеральному законодательству выявлены в 6 актах, из которых 4 уже приведены в надлежащее соответствие. Всего в республике на сегодняшний день действует 4 противоречащих акта. Более углубленно этот вопрос рассматривался на оперативном совещании 16 июня, на котором определены пути продолжения работы по упорядочению законодательства республики. Повышению эффективности этой работы во многом способствует участие наших специалистов в разработке проектов нормативных правовых актов. Они принимали участие в разработке 15 актов. Подготовлено 140 заключений на предлагаемые проекты, что больше на 20%. В Правительство Удмуртской Республики направлены предложения по совершенствованию нормотворческой деятельности.

В федеральный регистр специалистами Управления включено более 150 актов, около 170 экспертных заключений. Следует направить все усилия на повышение качества и эффективности этой работы, обеспечение исполнения органами исполнительной власти республики распоряжения президента о направлении копий нормативных правовых актов в установленные сроки.

Приоритетным направлением оставалось участие в реализации Федерального закона "О политических партиях". В Управление поступило 41 заявление о регистрации общественных объединений, из которых зарегистрировано 15. В судебном порядке принятые решения не обжаловались. Всего в Удмуртской Республике зарегистрировано 1426 общественных объединений. По результативности деятельности по данному виду регистрации рейтинги нашего Управления повысились с 74 места до 8 по России и 2 места - по Федеральному округу.

В республике зарегистрированы 227 религиозных организаций, представляющие 3 конфессии. Русская православная церковь представлена 123 организациями. Из 4 заявлений о регистрации религиозных организаций, поступивших в этом году, регистрацию получили 3.

В республике пройден пик преобразования региональных общественно-политических объединений в региональные отделения политических партий. Зарегистрировано только 3 таких отделения, что в 3 раза меньше прошлогодних результатов. Всего в республике на сегодняшний день зарегистрировано 43 региональных отделения политических партий. В связи с допущенными нарушениями федерального законодательства из Единого государственного реестра юридических лиц исключено региональное отделение партии справедливости и развития России.

Активизировалась работа по осуществлению контрольных функций. Проведено 58 проверок, расширен круг принимаемых мер реагирования. Приостановлена деятельность пяти общественных объединений, в том числе двух в судебном порядке. Ликвидировано одно региональное отделение политической партии "Духовное наследие".

Исполнялись функции Управления, определенные законодательством о несостоятельности (банкротстве). Представлены предложения по саморегулирующим организациям для осуществления процедур банкротства в отношении 8-ми предприятий, приняты экзамены у 115 лиц, прошедших теоретическую подготовку по специальности арбитражного управляющего. К сожалению не было возбуждено ни одного административного производства по делам о несостоятельности. Причинами этого могут являться как несовершенство законодательства, так и недостаточный контроль за выполнением арбитражными управляющими правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, а также отсутствие надлежащей практики.

Специалистами Управления проверено состояние сохранности адвокатских удостоверений, использование печатей, штампов и бланков с атрибутикой Минюста. Обобщены результаты рассмотрения жалоб граждан адвокатской палатой. Направлены представления о прекращении статуса адвоката по жалобам граждан, а также в отношении 30 адвокатов, занимавшихся другой оплачиваемой деятельностью. Необходимые меры приняты.

В Удмуртии сегодня действуют 76 нотариусов, из них 17 государственных. Несмотря на принимаемые меры, сохраняется тенденция к сокращению государственного нотариата. Осложнилась обстановка по нотариальному обслуживанию населения в Глазове и Балезинском районе. Соглашения с нотариальной палатой об увеличении на 2 единицы штата нотариусов достигнуто не было. В связи с этим инициировано принятие постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 мая т.г. об определении количества должностей нотариусов в этих нотариальных округах, которым учреждены дополнительно по одной должности нотариуса. Проведена работа по оказанию методической помощи работникам учреждений УИН и медицинских учреждений в совершении ими действий, приравненных к нотариальным.

Деятельность судебных приставов является реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства. Вопросы надлежащей организации этой работы и взаимодействия с заинтересованными органами постоянно находятся на контроле.

Зональными специалистами осуществлено 12 выездов на места для оказания методической и практической помощи. Проведено 3 комплексные проверки. По их итогам приняты соответствующие меры.

Подготовлены и направлены в подразделения информационно-методические и аналитические материалы, проведены семинары-совещания по дополнительному изучению Кодекса РФ об административных правонарушениях, практические занятия по составлению необходимых документов. На базе Ижевского юридического института РПА МЮ РФ организовывались курсы повышения квалификации для 55 судебных приставов- исполнителей.

Принятыми мерами удалось достичь определенных позитивных изменений в результатах работы. В текущем году в службу поступило свыше 126 тыс. исполнительных документов (+ 25%), а сумма, подлежащая взысканию, составила 7,4 млрд. рублей (+2%). У каждого судебного пристава исполнителя в среднем находилось 522 исполнительных производства, что в 5 раз превышает нормативы. Несмотря на увеличение нагрузки на 59 %, окончено исполнительных документов на 28,5% больше (66,7 тыс.), в том числе фактическим исполнением на 51,3% (40,9 тыс.).

В бюджеты различных уровней перечислено свыше 146 млн. рублей или на 21% больше планового задания Министерства юстиции.

Сократилось на 23% количество исполнительных производств, оконченных с нарушением процессуальных сроков. Их удельный вес от общего числа оконченных снизился с 27 до 16%.

В 2,5 раза (до 1,9 млрд. рублей) возросла сумма по оконченным исполнительным производствам и 3,6 раза (212,5 млн. рублей)- частично взысканная сумма по не оконченным. При этом непосредственно судебными приставами исполнителями взыскано 249 млн. рублей, что в 2,4 раза больше прежних показателей.

На фоне сокращения на 32% числа жалоб, рассмотренных судами, количество обоснованных уменьшилось на 55%.

Однако, проблемы в организации деятельности судебных приставов еще имеют место. На 22% увеличился остаток неоконченных исполнительных документов. Не все старшие судебные приставы справляются с проблемой сокращения остатка не оконченных исполнительных документов и ускорения (в рамках закона) процесса исполнительного производства.

Так, судебными приставами Индустриального подразделения окончено на 30% меньше производств (4.5 тыс.), а фактическим исполнением - на 39% или 2,9 тыс. В Октябрьском РП эти показатели сократились соответственно на 26 и 20 процентов. В этом подразделении определенное влияние на результаты оказало снижение числа поступивших исполнительных документов по детским пособиям.

Тревожной является ситуация, когда остались неоконченными 47% исполнительных документов из числа находившихся в работе. Такое положение дел сложилось в Индустриальном и Балезинском подразделениях, в которых остались незавершенными на конец отчетного периода 66 и 49 процентов соответственно. Наряду с этим, в данных подразделениях увеличились остатки неоконченных производств соответственно на 57 и 96 процентов.

Недостаточно отслеживаются и контролируются старшими судебными приставами процессуальные сроки проведения исполнительных действий. Этот показатель увеличился в 13 подразделениях. Особенно в Алнашском, Балезинском, Киясовском, Красногорском и ряде других. В Алнашском, Балезинском и Киясовском доля таких производств выше республиканского показателя.

На исполнении находилось 593 (+13%) постановления налоговых органов по принудительному взысканию налогов и сборов на сумму 4 млрд.369 млн. рублей (в 2 раза больше). Окончено 175 (-16%) на сумму 854 млн. рублей (в 2 раза больше). На реализацию в специализированные организации передано имущества на сумму свыше 245 млн. рублей (больше в 2 раза). Реализовано имущества на 56,7 млн. рублей (больше в 4,5 раза) или 23% (больше в 2,5 раза).

Остаток находящегося на реализации арестованного имущества уменьшился в 5 раз и составил 49,7 млн. рублей или 20%.

По этому направлению деятельности нужно совершенствовать порядок взаимодействия с Российским фондом федерального имущества, специализированными организациями. Усилить контроль за процессами реализации арестованного имущества, оперативно вмешиваться в него в целях исключения фактов манипулирования имуществом и не правовых решений вопросов по его продаже. В два раза повысилась эффективность использования полномочий административной юрисдикции. Активно работали Сарапульское МРП - 20 протоколов, Ленинское - 21, Красногорское МРП - 18, Первомайское - 14, Як-Бодьинское - 12, Октябрьское - 13, Киясовское - 10 подразделения.

Вместе с тем уровень и состояние организации управления в службе судебных приставов в настоящее время не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Назрела необходимость пересмотреть роль и функции аппарата по организации управления городскими и районными подразделениями судебных приставов, повышении ответственности за информационно-технологическое обеспечение. Непосредственно отделом розыска заведено 139 дел (больше на 106). Окончено 81(30), из них с фактическим розыском должников- 16 и имущества - 46. Разыскано имущества и денежных средств более 7 млн. рублей (за весь 2003 год - 4.1 млн. рублей), 15 единиц транспортных средств (13). Налажены деловые и продуктивные отношения с подразделениями налоговой инспекции и отделением Пенсионного фонда, МВД УР.

Принимались меры по активизации работы в осуществлении функций дознания. Всего в службе судебных приставов находилось 219 материалов проверки (132), из них разрешено 217 или 99% (129 - 98%). В основном это материалы в отношении неплательщиков алиментов, направленных по подследственности в органы милиции. В отделе дознания находилось 29 материалов проверки (38). Разрешено 27 (35). Возбуждено 5 уголовных дел (8), а всего в производстве находилось 7 дел (9). Только 2 из них направлены в суд (4), по ним осуждены двое лиц. Ранее коллегией уже обращалось внимание старших судебных приставов на необходимость использования новых полномочий в сфере дознания, но явных подвижек в этом направлении нет. Особое внимание уделялось работе с поступившими обращениями и жалобами граждан. Данный вопрос дважды рассматривался на коллегии и оперативном совещании. Поступило 285 (в первом полугодии 2003г. - 294) обращений граждан. Основная их часть связана с работой службы судебных приставов. Это жалобы о возмещении ущерба, взыскании алиментов, трудовым спорам. Отделом собственной безопасности взяты на контроль все поступающие обращения граждан. По результатам проведенных по ним служебных проверок 11 работников привлечены к дисциплинарной ответственности. На совещании были заслушаны ряд руководителей служб по направлениям деятельности возглавляемых ими отделов и служб.

Подводя итоги работы совещания начальник Управления В.С. Осипов отметил, что: Результаты работы в первом полугодии показывают, что наработанный Управлением потенциал позволяет решать поставленные перед нами задачи, хотя не удалось преодолеть отдельные негативные тенденции.

Главная задача - сохранить темпы напряженной творческой работы, максимального приложения имеющихся сил и средств, ответственного подхода к порученному делу.