"Мыло - как смазка для бронепоезда".

("Сегодняшняя газета", 26.06.04, Владимир Жилетов)

В Законодательном Собрании Красноярского края состоялась внеочередное заседание парламентариев. Депутаты решили разобраться в ситуации вокруг цементного завода, не так давно проданного краевой властью "Топинскому цементу" из Кемеровской области. Поводом для разбирательств стал даже не факт продажи, а повышение цен на продукцию на 30%. В процессе дебатов выяснилось, что отдельно взятое предприятие для народных избранников - лишь повод для демонстрации исполнительной власти, что "бронепоезд стоит на запасном пути" и в любой момент может быть задействован.

Началось заседание с доклада заместителя губернатора Льва Кузнецова. Представитель администрации объяснил, как проводился аукцион по продаже завода, рассказал о том, что предприятие работает, люди получают зарплату, а душеспасительные беседы с собственником ведутся. Идет "конструктивный диалог" о регулировании цен. Вот только, кто является собственников, по словам Кузнецова, в администрации не знают.

После доклада заместителя губернатора перешли к вопросам, которые можно разделить на две основных темы. Одна из них - достройка Богучанской ГЭС. Цементный завод создавался как стратегический партнер ГЭС, соответственно с достройкой этого энергообъекта его продукция вновь будет востребована, и у предприятия, выпускающего водостойкий цемент, появляются неплохие перспективы, как и у владельца завода. При этом о необходимости достройки ГЭС уже заявили не только руководители РАО ЕЭС, но и президент. Так что этот проект можно считать задачей, поставленной партией и правительством. Депутат Игорь Захаров подсчитал, что новые собственники, затратив на приобретение производственного комплекса 5 млн. долларов и еще 10 млн. на модернизацию производства, в течение ближайших 4-5 лет заработают порядка 200 млн. долларов США.

В связи с этими расчетами, у депутатов возник резонный вопрос: почему предприятие было продано, вместо того, чтобы использовать, к примеру, инвестиционный фонд грандиозного проекта администрации "Корпорации развития"? Этот проект был с помпой представлен общественности и, видимо, благополучно забыт. Неужели опытные менеджеры, как позиционируют себя некоторые представители администрации, не увидели открывающиеся перспективы? Некоторые парламентарии даже усмотрели в действиях чиновников умысел. "Что это? Рывок, хлопок или хапок?", - агрессивно полюбопытствовал Пащенко, намекая на основной лозунг предвыборной кампании губернатора.

Второй комплекс вопросов фактически полностью исходил от господина Клешко, регулярно размахивающего пыльным знаменем "Наших!". Депутата интересовало, какие действия предприняла краевая администрация, чтобы собственником завода стали красноярские структуры. Лев Кузнецов отвечал, что сама процедура продажи носила публичный характер. На завод претендовал ОАО "Богучангэсстрой", однако он впоследствии отказался от участия в конкурсе. Он подчеркнул, что территория края открыта для инвестиций, и принципиальная позиция краевых чиновников: инвестиции должны работать, не важно чьи.

Как резюмировал Клешко, было сделано лишь необходимое по закону, но этого оказалось явно недостаточно. "Если вы знали о возможном местном инвесторе, то могли бы и подсказать нам", - вяло ответствовал замгубернатора, на что получил резонный ответ, что у каждого своя работа. Позже на сессии прозвучало, что одним из крупных собственников завода стал экс-владелец "СибЧеленджа", красноярский предприниматель Валерий Грачев. В связи с чем, дележка на "наших" и "своих" прекратилась. Хотя, как заявило несколько выступающих, уровень доверия к чиновникам после этой сделки резко упал.

В результате дебатов парламентариям было представлено три постановления, созданные различными группами депутатов. В одном из этих документов предлагалось вынести администрации и Кузнецову общественное порицание и создать комиссию депутатского расследования. В альтернативном документе чиновников предполагалось похвалить за своевременные и эффективные решения и поздравить.

Третий же вариант решения лежит как раз где-то посередине между этими крайностями. "Центристская позиция" оказалась самой популярной. Теперь Совет администрации края совместно с собственником завода должен рассмотреть вопрос о регулировании цены на цемент по опыту соглашения, заключенного с ОАО "СУЭК". В рамках будущего соглашения депутаты предложили предусмотреть решение экологических проблем с помощью модернизации оборудования.

Также Совету администрации предложено обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с просьбой продолжить работу по оценке сделки продажи имущественного комплекса цементного завода. Александра Хлопонина также просят дать свою оценку деятельности госчиновников, ответственных за работу предприятий строительной отрасли края, в частности, за ситуацию на Красноярском цементном заводе.

Вот, пожалуй, и все. Остается добавить, что во время активных прений прозвучала любопытная фраза о том, что на трибуну для некоторых выступающих депутатов необходимо положить кусок мыла, что поможет их работе с исполнительной властью. Мол, не депутатской работой занимаются народные избранники, а демонстрируют свою любовь к начальству.

После того, как постановление было принято, депутаты приступили к рассмотрению вопросов, стоящих в повестке очередной сессии. Но это уже совсем другая история.

"Сессия ЗС".

("Красноярский рабочий", 26.06.04)

Перед парламентскими каникулами депутаты Законодательного Собрания края уплотнили график своей работы. 24 июня они не только провели внеочередное заседание X сессии, но и открыли еще одно - первое заседание XI сессии.

Целый час ушел на то, чтобы согласовать повестку. Главным вопросом дня, не вызвавшим особых дебатов, стала очередная корректировка краевого бюджета на 2004 год. Докладчиком, как обычно, выступил замгубернатора, начальник главного финуправления Александр Новак. Он удостоился похвал народных избранников, несмотря на то, что дефицит краевого бюджета увеличивается почти на 22 миллиона рублей. Расходы возрастают на 344 миллиона, при этом текущие расходы сокращаются на 178 миллионов, а капитальные становятся больше аж на 522 миллиона рублей. В то же время доходы увеличиваются на 322 миллиона рублей. Таким образом, дефицит составит 9,2 процента от собственных доходов краевого бюджета.

Корректировка, принятая сразу в двух чтениях, обусловлена, в частности, следующими причинами. Из состава краевой инвестиционной программы выделены в самостоятельную краевую целевую программу средства в размере 50 миллионов рублей на приобретение жилых помещений для педагогов края. Распределены оставшиеся 19,9 миллиона из 27,8 миллиона рублей на погашение кредиторской задолженности. Перераспределены средства краевого бюджета между главными распорядителями в связи с реорганизацией органов исполнительной власти края.

Практически без обсуждения прошло голосование за закон "О государственных гарантиях Красноярского края". По инициативе депутата по Богучанскому одномандатному округу Анатолия Жерикова парламентарии рассмотрели ситуацию с формированием бюджета на 2004 год в Богучанском районе. Дело в том, что районный бюджет там до сих пор не принят - не все ладится в межбюджетных отношениях, есть проблемы, связанные с выделением финансовой помощи из краевой казны. Выслушав главу Богучанского района Геннадия Локутова, народные избранники заинтересованно и всесторонне обсудили сложившееся положение, высказали ряд конкретных предложений. Решено ввести в состав созданной Советом администрации края временной рабочей комиссии нескольких депутатов ЗС и продолжить выяснение проблем, возникших в ходе бюджетного процесса в муниципальных образованиях края.

В седьмом часу вечера разгорелась небольшая дискуссия о том, как работать дальше. Повестка заседания насчитывала ни много, ни мало четыре десятка вопросов, и прозвучало предложение перенести их на последнюю летнюю сессию, которая состоится ориентировочно 6 июля. Как выяснилось, довольно много депутатов оказалось в числе приглашенных на юбилейные мероприятия, которые проходили вчера в ряде районов края. Возникла угроза того, что по этой причине 25 июня не удастся собрать кворум. Однако председатель ЗС Александр Усс заметил, что праздник не должен быть помехой работе, и стоит ли из-за этого перегружать июльскую сессию. Его поддержали другие коллеги.

"Вывозка леса закончена, забудьте!".

("Красноярский рабочий", 26.06.04, Геннадий Айвазов)

Удастся ли властям региона навести порядок в важнейшей отрасли?

Чуть более десятилетия назад лесная промышленность в нашей стране с громким хрустом и тяжким выдохом, как срубленное дерево, рухнула. И рухнула, кстати, вместе с государственной службой охраны лесов, созданной не самым глупым из российских государей Петром Первым. На ее же обломках буйно расцвел чертополох частных лесозаготовок и невиданными темпами выросла - до 450-500 процентов - рентабельность торговли круглым лесом. При том, что большая часть древесины продавалась за рубеж по ценам значительно ниже внутренних. Дескать, не хотите, господа капиталисты, брать сосну по 40 долларов за кубик, так возьмите хоть за 20!

Про то, какие убытки из-за свистопляски цен, устанавливаемых фирмами "воруйлес", несли крупные и добросовестные производители, - разговор грустный и отдельный. Но для иллюстрации можно сказать, что не экспортирующие круглый лес Финляндия со Швецией, США и Канада "при более скромных лесосырьевых ресурсах по доходам от них опережают Россию соответственно на 500, 700 и 900 процентов!" А тут еще к двум исконным российским бедам - "дураки и дороги" (а может быть, именно из-за них?) - добавилась третья - китайцы. Поднебесная, улыбаясь и вежливо говоря про дружбу и сотрудничество, полностью прекратила свои лесозаготовки, приняв многолетнюю государственную программу сохранения лесов. Да и зачем губить свой лес, если в России хватает мародеров и чужеспинников, которые за доллары не то что лес, мать родную продадут? Всполошилась власть: мол, этак сами без бревен останемся, у китайцев доски скоро будем покупать! Надо, дескать, поставить надежный и непроходимый заслон незаконным вырубкам и распродаже народного достояния. И вот в самый разгар лесозаготовок открылась у нас в регионе зимняя кампания по наведению порядка в отрасли. Грозно началась. "В целях предотвращения незаконной деятельности по заготовке, вывозке и реализации древесины... начальникам ГОВД, транспортной инспекции, таможенных постов, лесничим лесхозов организовать работу контрольных постов". Организовали. Дальше началось то, что в армии называется "изображать динамику боя".

Нет, правду сказать, и посты были, и проверки, и на штрафплощадки лес складировался. Однако и пост без документов проехать было несложно, и арестованный лес в течение дня-двух, особенно, как говаривал Остап Бендер, при нынешнем развитии печатной техники, благополучно вызволялся. В апреле, когда начали рушиться лесовозные дороги, по результатам проверок в Енисейском районе досмотрена 681 автомашина с объемом перевозимой продукции 8290 кубометров. Проверял Енисейский сельский лесхоз, и насчитал сумму ущерба, нанесенного окрестным лесам, более полутора миллионов (!) рублей. На несколько меньшую сумму - один миллион - были вырублены леса в окрестностях города Лесосибирска.

Но все это была борьба со следствием, а не с причиной. Ибо все начинается с лесосеки, а точнее - с лесхоза. Там договариваются насчет липовых лесобилетов и прочих разрешительных документов, там пластают сосняки и кедрачи в водоохранных зонах, в городских, поселковых и даже в федеральных резервных лесах. А проехать пост - это, знаете ли, раз плюнуть. А тут вскорости и скандал разразился. Все по поводу незаконных рубок под крышей Енисейского сельского лесхоза. Он, скандал этот, по сути - только вершина айсберга всех мыслимых и немыслимых нарушений законов об охране леса.

Еще в марте 2000 года старший государственный инспектор по контролю за состоянием, использованием, охраной и защитой леса Дмитрий Железовский не успевал выдавать "указания о прекращении права пользования лесным фондом", аннулировать лесобилеты, выписанные самому себе Енисейским сельским лесхозом. Нынче же, разложив перед собой многочисленные акты проверок инспекторов, начиная с Енисейского гослесхоза до департамента госконтроля по Сибирскому федеральному округу, решил я проверить эту загадочную сумму ущерба - 1558,7 тысячи рублей. Номера лесобилетов, лесных кварталов, где проводились незаконные рубки, их площади и объемы произрастающей на них древесины дали несколько другую картину.

В нынешний заготовительный сезон разными лесорубами пройдено в сельских лесах (только по актам проверок) 234,7 гектара. При средней полноте насаждений на одном гектаре должно произрастать от 120 до 150 кубометров древесины, что дает 35 200 кубометров срубленного леса. Частник рубит только "хвою", которая, к примеру, братьями-китайцами в лесосибирском филиале фирмы "Хуанхэ групп" принимается по 30 долларов за кубометр. Получаем 1 миллион 56 тысяч американских денег, или около 33 миллионов рублей. Так что явно поскромничало руководство сельского лесхоза, подписывая "Сведения о мерах по усилению контроля...".

Самого себя контролировать - как тут рука не дрогнет? И, судя по выводам акта N ЖЛ0106 от 21 июня 2004 года новосибирской комиссии из службы госконтроля в сфере природопользования и экологической безопасности, Енисейский сельский лесхоз не делал абсолютно ничего, что оправдывало бы его существование как радетеля и защитника российских лесов.

Тогда ради чего, спрашивается, лесхоз несколько лет нарушал и ст. 42 Лесного кодекса РФ, и пункт 37 "Правил учета, хранения и выдачи лесорубочных билетов", и "Правила отпуска древесины на корню, п.п. 42, 13" и "Правила рубок главного пользования", и "Наставления по рубкам ухода в лесах Восточной Сибири", и "Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации"? Гораздо труднее сыскать, что он не нарушал и еще труднее поверить, что красноярские начальники, директора лесхоза ничего не знали об этом. Вряд ли ради простого садистского желания порушить леса и оставить без дров население колхозных сел и деревень. Может, для того, чтобы резко повысить благосостояние своих работников, зарплату им в долларах выдавать при таком обороте лесопродукции? Тоже нет. Рабочие по нескольку месяцев денег не получают.

Вывозка закончена. Никто ничего не знает и, похоже, знать ничего не хочет. Заведено 5 уголовных дел в Енисейском ГРОВД по статье 260 УК РФ (административный штраф). Это было бы смешно, учитывая размер нанесенного государству ущерба, если бы не было так грустно. В лесхозе срочно красят пни в незаконных лесосеках, перетаскивают деляночные столбы, а Красноярская служба государственного контроля ГУПР МПР РФ "в связи с большой загруженностью инспекторов в настоящее время не имеет возможности направить государственного инспектора для проверки фактов". "Отдел госконтроля, - пишет (N 07-1-1/13-212 от 25.03.04) в Енисейск и. о. руководителя службы В. А. Нетребко, - проведет проверку... в августе текущего года".

То есть тогда, когда так называемая "зимняя кампания-2004" будет бесповоротно, с большими материальными и моральными потерями, проиграна. Вывозка закончена, забудьте...