Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов встретился с участниками семинара региональная общественной организации (РОО) "Открытая Россия" в Тамбове. Как уже сообщило ИА REGNUM, cеминар проводился в рамках новой программы РОО "Открытая Россия" "Школа публичной политики", участниками которой стали известные тамбовские бизнесмены, политики, представители средств массовой информации. Подобные семинары проводятся с сентября 2003 года в различных регионах страны.

Как отметил А. Симонов, подобные встречи должны способствовать появлению в регионах новой генерации политических лидеров, помочь ей добиться профессиональной и личностной самореализации с учетом опыта соседей, расширить их информационное поле. Участники же семинара, в свою очередь, говорили о том, что проект "Школы" - это в какой-то степени повторение опыта КПСС по выращиванию управленческих кадров. За декларацией о конкурентоспособной стране должна стоять государственная программа воспитания поколения профессиональных политиков. При этом подчеркивалось, что школа публичной политики - это не учебное заведение, а, скорее, площадка для дискуссий на которую приглашаются все, кому небезразлична судьба России. Из 20 прошедших "Школ", по мнению президента Фонда защиты гласности и его коллег, в этом смысле, 18 прошли удачно. В Тамбове одной из главных тем для "школьных" дискуссий стала свобода слова и роль СМИ в формировании гражданского общества. Эта роль, считает Алексей Симонов, для обитателей регионов, удаленных от центральной власти все время уменьшается:

- В Тамбове нет проблемы свободы прессы, по причине отсутствия этой самой свободы, - заявил А. Симонов в вечернем прямом эфире телекомпании ВДВ. - Вот уже три года к нам не поступают сообщения из Тамбова. А когда нет сообщений, это значит, что некому сообщать, что если и давят прессу, то это стало так привычно, что уже на это не реагируют или не хотят выносить сор из избы.

...- В то же время катастрофически падает ответственность СМИ перед своими читателями и зрителями. В нормальной стране, где существует рынок, средства массовой информации могут оценить себя в соответствии со своим успехом на рынке. У нас рынка СМИ нет, состязательность присутствует только в трех-четырех секторах - музыкальное радио, глянцевые журналы, газеты бесплатных объявлений. Среди информационно-аналитических изданий состязательности нет никакой. Они как вши у начинающего бомжа - по одной в поле зрения. В Москве общий тираж таких СМИ федерального и регионального значения, по моим подсчетам - 500-700 тыс. экземпляров. Если вспомнить, что "Аргументы и Факты" выходили тиражом 17 миллионов, то вы понимаете насколько это несущественно. Репертуар СМИ становится как репертуар театров - не за чем наблюдать. И выясняется, что аудитории недостаточно, не становится она критической массой. Вот, в ближайшее время та же судьба ждет демократическую прессу. Информативными остаются только федеральные телеканалы, а они настолько похожи друг на друга, что уже можно корреспондентов переставлять из одной программы в другую без какого-либо ущерба для этих программ. Единственный человек, который имел стилистические разногласия с властью, был Леня Парфенов. Его убрали из информационной программы, а все остальное отличается только тембром голоса, не более.

...- В Тамбове живет романтическая публика. Она считает, что свобода слова - это завоевание демократии. А у нас нет ни свободы слова, ни демократии. Мы придумали определение: гласность - это возможность выкрикнуть из толпы на площади, что король голый, а свобода слова - это возможность внятно сказать об этом королю до выхода на площадь. Этой свободы слова никогда в России не было, и сейчас нет. Об этом я говорил, встречаясь с Путиным полтора года назад. Я ему сказал, что главной жертвой цензуры в России становится ее президент.

26 июня семинар региональной общественной организации "Открытая Россия" продолжил свою работу. Речь пойдет о создании в Тамбове центра гражданского просвещения, обеспечивающего возможность представителям новой местной элиты учиться публичной политике и участвовать в гражданских инициативах.