На пресс-конференции 25 июня губернатор Читинской области Равиль Гениатулин прокомментировал инициативу Правительства по замене льгот денежными компенсациями. По его словам, на настоящий момент окончательных оценок сделать невозможно. Работа по формированию областного и федерального бюджетов на 2005 год до сих пор продолжается, потому объемы финансирования компенсаций и их процентное распределение между бюджетами разного уровня пока не до конца известно. "Между тем, позиция моя проста, и я уже неоднократно ее озвучивал - я давний сторонник сугубо адресной помощи", - заявил губернатор. Каждый человек должен получить возможность самостоятельно распоряжаться теми выплатами, которые он заслужил. Достаточно большой объем финансирования ляжет на плечи федерального бюджета, что немаловажно для находящейся в достаточно тяжелом финансовом положении Читинской области. Кроме того, губернатор посетовал на "забюрокраченность" системы распределения льгот и выразил уверенность, что изменение законодательства качественно изменит текущее положение дел.

Особое внимание было уделено компенсации льгот в пригородных поездах и городском общественном транспорте за счет средств областного бюджета. Для частных компаний-перевозчиков и частных предпринимателей, которым принадлежит большинство маршруток в Чите, ничего не значат законодательные акты, согласно которым льготники имеют право на скидку при покупке билета. "Почему бы просто не дать человеку деньги, чтобы он не унижался, а заплатил за билет". Оказалось, что организации, которые занимаются перевозками, в большинстве случаев предоставляют обладминистрации явно завышенные счета, которые при детальной проверке не соответствуют действительности.

Стоит отметить, что грядущие изменения совершенно по-разному оценивают в разных структурах. Так, комментируя изменения, которые коснутся закона "О ветеранах", Минфин РФ отмечает, что в настоящее время в Читинской области проживает 24831 человек, подпадающий под действие закона. По оценке Москвы на покрытие льгот, озвученных в законе, бюджет Читинской области в 2003 году потратил 168 миллионов рублей. Фактические затраты на одного ветерана составили 102 рубля 64 копейки. Средневзвешенная сумма выплат каждому ветерану по предложению Минфина должна составить 1492 рубля 87 копеек - в 14,5 раза больше, чем раньше. Федеральному бюджету это обойдется в 194 миллиона рублей в год.

А по оценке Комитета социального обеспечения Читинской области планируемый уровень денежных выплат является недостаточным и не обеспечит в полном объеме возмещение действующих льгот (если уйти от усредненных показателей, то инвалиды ВОВ будут получать 2 тысячи рублей, участники - 1,5). Примерные расчеты показывают, что ежемесячная сумма выплаты должна составлять 4500 и 2500 рублей соответственно.

Тот же Комитет в своём заключении находит как положительные, так и отрицательные стороны в изменениях, которые коснутся закона "О государственной социальной помощи". Так, представление субсидий отдельным категориям граждан (Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои социалистического труда, инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды, дети инвалидов) на оказание медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, теперь будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Это является положительным решением, поскольку раньше финансирование адресной социальной помощи малоимущим гражданам, предусмотренное вышеуказанным законом, за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов практически не осуществлялось.

В то же время в Закон включена новая глава "Оказание государственной социальной помощи за счет средств субъекта РФ". "Благодаря" ей на адресную социальную помощь малоимущим семья и гражданам в 2005 году бюджету Читинской области придется потратить по расчетам 525 миллионов рублей. Это слишком серьезные затраты для бюджета Читинской области, которая находится в тяжелом финансовом положении и где слишком высок уровень бедности населения, сообщает корреспондент ИА REGNUM.