Г-н Мерзляков, недавно в Праге под эгидой ОБСЕ состоялась третья по счету встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Каковы Ваши впечатления, удалось ли, на Ваш взгляд, сторонам хоть как-то cблизить позиции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

В принципе, всеми участниками пражской встречи были высказаны довольно позитивные оценки, в том числе и министрами иностранных дел двух государств. Обсуждения носили очень профессиональный и конструктивный характер. Что касается моей оценки, то озвучивать ее пока преждевременно. Отмечу лишь, что на данном этапе ожидать каких-то прорывов не следует. Идет процесс подготовки повестки будущих переговоров уже по существу урегулирования. То есть, своеобразный отбор вопросов, которые будут рассматриваться сторонами при обоюдном согласии. Это рутинная работа, которая пока не может привести к каким-то резким прорывам.

Тем не менее, рассматриваются ли сторонами какие-то конкретные предложения, или, может быть, мысли, идеи?

Завесу нельзя приоткрыть по той простой причине, что достигнута договоренность о конфиденциальности обсуждений. Я уже обрисовал о чем, в принципе, идет речь. На данном этапе готовые документы не рассматриваются. Что касается мыслей и идей, то они, конечно, всегда присутствуют, поскольку встречи проходят с открытой повесткой. Предложения выдвигаются как сторонами, так и сопредседателями. На этой основе и происходит отбор круга вопросов, которые в дальнейшем будут подвергнуты детальному обсуждению.

Можно ли сказать, что идеи, в основном, крутятся вокруг Ки-Уэстских соглашений?

Я еще раз повторю. Cтороны договорились сохранять конфиденциальность - суть и содержание переговоров разглашению не подлежат, и комментариев не будет.

Какова Ваша позиция по поводу включения в переговорный процесс представителей от Нагорного Карабаха?

Cчитаю, что Нагорный Карабах - одна из сторон конфликта. Подпись карабахского представителя стоит под соглашением о прекращении огня. Из этого следует, что на определенном этапе присутствие представителей Нагорного Карабаха станет необходимым.

Возможен ли такой сценарий переговорного процесса, при котором роль Армении отойдет на второй план?

Давайте смотреть правде в глаза - Карабах может решить далеко не все вопросы. Участие Армении в переговорном процессе необходимо, поскольку конфликт перерос из внутригосударственного межэтнического в межгосударственный. Одним словом, здесь нужны все стороны.

Определены ли сроки следующей встречи глав МИД Армении и Азербайджана?

Предварительная договоренность о продолжении консультации достигнута. Четвертый раунд состоится, как мы надеемся, в конце августа - начале сентября.

Местом встречи вновь будет Прага?

Это зависит от конкретной ситуации на тот момент. Хотелось бы, чтобы консультации были продолжены в Праге - это поможет убрать ненужный драматизм.

Известно, что Вы собираетесь посетить регион конфликта. Определены ли конкретные сроки визита сопредседателей МГ ОБСЕ?

Определена лишь ориентировочная дата визита. Мы бы желали посетить регион в середине июля.

Привезете ли Вы с собой какие-то новые предложения или идеи - не обязательно закрепленные на бумаге?

Все будет зависеть от степени осмысления сторонами и посредниками результатов состоявшихся трех раундов консультаций. Скорее, это будут некоторые уточнения относительно того, с чем мы подойдем к четвертому раунду и следующей встрече президентов Армении и Азербайджана в Астане. (15-16 сентября в столице Казахстана Астане пройдет саммит стран СНГ. - Ред.)

Значит ли это, что встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева уже запланирована?

Она предполагается и планируется.

В последнее время на границе (участок у села Беркабер Тавушского района Армении) участились перестрелки. Обсуждался ли этот вопрос в Праге и какова Ваша оценка?

Ситуация в районе водохранилища беспокоит сопредседательствующие страны ОБСЕ. В своих оценках мы опираемся на сообщения Личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика, который 12-го и 15-го июня провел мониторинг на линии соприкосновения ВС Армении и Азербайджана. На основе его докладов послы стран-сопредседателей в Баку и Ереване доводили свою озабоченность до сведения президентов и призывали способствовать не эскалации создавшейся ситуации. Оценка одна - происходит нарушение соглашения о прекращении огня, и этому необходимо как можно скорее положить конец.

Сегодня часто говорят о необходимости правового решения нагорно-карабахского конфликта. В какой плоскости, на Ваш взгляд, следует искать решение - в политической или правовой?

Лично мне представляется, что идеального правового решения здесь быть не может. Наблюдается как бы наслоение - некая коллизия государственного права, причем в момент перехода из одного государственного состояния в другое. На период последних лет существования СССР внутригосударственные отношения были очень неустойчивыми, неопределенными, часто менялись - происходило противостояние ряда союзных республик с центром. Если основываться на существующих на тот момент внутригосударственных нормах, то необходимо признать, что, во-первых, они носили довольно противоречивый характер, и все это входило в столкновение с международным правом, в котором также закреплены две нормы - территориальной целостности и права нации на самоопределение. Поэтому идеального правового решения, на мой взгляд, найти невозможно, и оно должно быть главным образом политическим. Я, конечно, не навязываю своего мнения, более того, допускаю, что могут быть и другие точки зрения - да, они и есть.