"Александр Хлопонин станет значительно крупнее".

(Коммерсантъ 24.06.04. М.Мишкин, А.Гребенщикова, Д.Камышев)

Определены сроки объединения Красноярского края с автономными округами

Процедура объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов будет официально запущена уже в июле 2004 года. Такое решение, как сообщила вчера прессслужба красноярского губернатора, было принято 22 июня на совещании в администрации президента РФ с участием всех заинтересованных сторон. Таким образом, начатый Кремлем процесс укрупнения регионов впервые приведет к созданию понастоящему крупного субъекта федерации, обладающего к тому же мощным экономическим потенциалом.

* * *

Юридически укрупнение регионов стало возможным после вступления в силу в декабре 2001 года федерального конституционного закона "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ". Первым опытом его применения на практике стало объединение Пермской области и КомиПермяцкого автономного округа, которое завершится 1 декабря 2005 года образованием Пермского края. Аналогичную процедуру начали власти Иркутской области и УстьОрдынского Бурятского автономного округа.

* * *

Первый опыт укрупнения прошел достаточно успешно и относительно безболезненно. Но пока речь идет о сравнительно небольших регионах. А Кремль, поддерживающий любые объединительные инициативы с мест, крайне заинтересован в том, чтобы в результате слияния появлялись крупные, экономически мощные и независимые от финансовых вливаний из центра субъекты. Именно таким мог бы стать объединенный Красноярский край, крупнейшие предприятия которого (как, например, "Норильский никель" и Красноярский алюминиевый завод) входят в число ведущих не только в России, но и в мире.

Тем не менее начать реальные шаги к объединению властям края и округов долго не удавалось. Главным противником этого процесса до последнего времени был губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Более всего его не устраивали финансовые схемы объединения. "Самое страшное, что может произойти на край переложат проблемы Эвенкии, а трансфертов, которые сегодня округ получает из фонда финансовой поддержки территорий, регион вовсе лишится, заявил господин Золотарев "Ъ" в марте этого года. Я не думаю, что Красноярский край после этого легко найдет те 2 млрд руб., которые сегодня необходимы Эвенкии. Все это приведет к катастрофе в автономном округе".

Трудно сказать, сколько бы еще времени понадобилось властям трех регионов, чтобы договориться, но в процесс решила вмешаться Москва. 22 июня в Кремле прошло совещание по финансовым вопросам объединения. Помимо губернаторов Александра Хлопонина (Красноярский край), Олега Бударгина (Таймырский округ), Бориса Золотарева и спикера красноярского краевого парламента Александра Усса в нем приняли участие министр экономического развития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, глава администрации президента Дмитрий Медведев и его заместитель Владислав Сурков, а также глава государственноправового управления президента Лариса Брычева. На этой встрече, по информации "Ъ", Александр Хлопонин представил финансовый план объединения, оцененный красноярскими властями в 23 млрд руб. В эту сумму, в частности, входят компенсация расходов на содержание округов в размере 6 млрд руб. и затраты на новые инвестиционные проекты (7,9 млрд руб.), доход от которых, по замыслу главы края, в будущем сможет заменить федеральные трансферты.

По словам вернувшихся вчера из Москвы Александра Усса и Бориса Золотарева, на совещании федеральные чиновники "подтвердили свои твердые убеждения и принципы, касающиеся процесса объединения". Сибиряки особо отметили "адекватность позиции Кремля и согласованное понимание проблем и путей их решения федеральным центром и регионами". "Не нужно представлять так, что уже ктото все решил, пояснил господин Золотарев. На всевозможных уровнях сейчас проходят консультации, а решать все будет население территорий. Наша задача сделать так, чтобы процесс объединения прошел без ущемления прав и интересов жителей. Поэтому мы и говорим о сроках, которые должны быть разумные, и о финансовой поддержке на первом этапе со стороны центра. Но главное, чтобы мы самостоятельно могли выйти на такой уровень доходности объединенного субъекта, который бы превосходил нынешнее состояние каждого".

Судя по тому, что вчера эвенкийский губернатор уже не критиковал идею объединения, а лишь уточнял его условия, представители Кремля предъявили господину Золотареву весьма убедительные аргументы в пользу слияния. А если принять во внимание трудовую биографию бывшего топменеджера ЮКОСа Бориса Золотарева, эти предложения вполне могли оказаться из разряда тех, от которых невозможно отказаться. Как бы то ни было, участники совещания "признали целесообразным инициировать объединение и решили создать рабочую группу, которая в течение двух недель составит предварительный прогноз социальноэкономического развития единого региона". Фактически это означает запуск процедуры объединения, причем, как полагают в Красноярске, референдумы о слиянии в трех субъектах могут пройти уже в марте следующего года.

Успех "красноярского проекта", скорее всего, повлияет и на позицию глав богатых нефтью и газом ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого автономных округов, которые пока не горят желанием объединяться с куда менее состоятельной Тюменской областью. Но после появления объединенного Красноярского края отвертеться от укрупнения им будет практически невозможно.

"Союз нерушимый".

(Newsweek 14.0620.06.04 М.Фишман).

К 2008 году в России будет как минимум на 5 регионов меньше. Укрупнение регионов за счет "матрешек" - вложенных в них автономных округов - становится одним из главных политических проектов второго срока Владимира Путина. Следуя новым веяниям, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин стремится увеличить свою территорию за счет Таймыра и Эвенкии, поглядывает в сторону соседних республик и вводит в курс дела обозревателя Newsweek Михаила Фишмана.

- Вы будете участвовать в выборах главы объединенного региона?

- Я лучше поеду на выборы президента США. Там Буш чегото слабенький...

-А в Красноярске?

- Пока не знаю.

- Какова технология объединения?

- Технологически накладывается ряд непростых моментов: в декабре выборы депутатов Таймырской думы, плюс у наших губернаторов различные сроки выборов, и их тоже надо состыковать. Но уже в этом году можно создавать инициативную группу и планировать референдум либо на конец этого года, либо на первое полугодие 2005го. А выборы губернатора, соответственно - на 2007 год. Сейчас идут согласования экономических параметров с Минфином и Минэкономразвития: как сделать так, чтобы не пострадали люди, особенно проживающие в районах Крайнего Севера, которые получают из бюджета больше, чем люди в крае.

- И что вы предложите людям? Есть ли выгода от слияния?

- Таймыр получал трансферты из бюджета и сам собирал налоги. По налогам ничего не меняется. Трансферты из Минфина будут сохранены в полном объеме. Но кроме этого, мы получим из Минфина субвенции на крупные инвестиционные проекты. Которые позволят через три года не только окупить эти трансферты, но и дополнительно зарабатывать па все три субъекта. Сегодня Эвенкия идет к банкротству, привлекая кредиты в размере 1,7 млрд рублей и загоняя cвой бюджет в тупик. Где на Таймыре инвестиционная база? Нет этой базы. Она в Красноярском крае. Где та площадка, на которой Таймыр и Эвенкия смогли бы нарастить налоги и дополнительные доходы? Ответ однозначный - Красноярский край. Куда пенсионер переезжает сегодня с Таймыра, из Норильска, из Эвенкии? На юг Красноярского края. Где учатся дети тех, кто живет на Таймыре, в Эвенкии? Они едут в Красноярский край. Где здравоохранение качественнее? По всей видимости, в Красноярском крае. У нас единая транспортная зона Енисей, если уж мы везем грузы, то надо заниматься централизованным обеспечением завоза и поставок в районы Крайнего Севера. Опять на стыке трех субъектов. Что мы делим?

- То есть речь идет о централизации управления?

- Вы не путайте. С 2006 года местное самоуправление будет иметь на своей территории определенные налоговые поступления - неважно, в составе Красноярского края или нет. Их четкие функции будут обеспечены денежными средствами. Просто этих средств сегодня недостаточно. Надо увеличивать налоговую базу. Как? В Красноярском крае, за счет крупных инвестиционных проектов.

- Это будут частные инвестиции или федеральные?

- Мне без разницы. Мы прорабатываем и такие, и такие. Вот, к примеру Богучанская ГЭС. Будет ли ее достраивать РАО ЕЭС, или частный инвестор, или пул инвесторов - все равно. Главное - занятость, развитие инфраструктуры всего Нижнего Приангарья.

- Какую федеративную модель государства вы считаете оптимальной - равномерное распределение ресурсов между областями или их концентрация в опорных регионах? То есть государство смотрит и решает: вот тут, тут и тут мои опорные точки, я их накачиваю деньгами, ресурсами...

- Не накачиваю деньгами, а создаю условия. Вот, например, Иркутск, Красноярский кран - очень мощные территории с точки зрения лесных ресурсов. Государство говорит: это выгодно и перспективно. Но вкладывает деньги не в строительство ЦБК, а в транспорт, в коммуникации, в энергетику. Инфраструктурные инвестиции нужны там, где они максимально окупятся. Изменение федеративной модели в сторону мощных опорных регионов-единственная правильная модель регионального развития России. Рано пли поздно федеральные инвестиционные проекты будут распределиться не по отраслевому, а но региональному принципу. И Красноярский край, если его сделать опорным регионом, в состоянии стимулировать не только объединение с округами, но и более глубокие процессы, включая Хакасию или Туву.

"Вся прибыль - "дочкам".

(Ведомости. 24.06.04. А.Сикамова)

СУЭК отказывается от трансфертного ценообразования

СУЭК намерена отказаться от использования трансфертных цен и перенести центр прибыли в региональные угольные компании. Конкуренты отмечают, что эта операция никак не скажется на доходах акционеров компании, так как они владеют угольными компаниями напрямую, минуя СУЭК.

На долю Сибирской угольной энергетической компании приходится 30% общероссийской добычи угля. В 2003 г. СУЭК отгрузила потребителям более 85 млн т угля.

Выручка ОАО "СУЭК" в I квартале 2004 г. составила 11,48 млрд руб., чистая прибыль 2,27 млрд руб.

Начиная с 2001 г. структуры предпринимателей Андрея Мельниченко и Сергея Попова приобрели крупные пакеты акций Красноярской угольной компании и трех входящих в нее разрезов, "Востсибугля", "Приморскугля", "Читаугля", "Хакасугля", Черногорской угольной компании, разрезов Изыхский и Тугнуйский, а также восьми шахт, ранее входивших в "Кузбассуголь". Сейчас СУЭК владеет 100% акций Тулунского, Мугунского и Черемховского разрезов (добыли 15,4 млн т угля в 2003 г.), а бывшие разрезы "Красугля" (32 млн т) являются филиалами СУЭК: Как рассказал "Ведомостям" источник в СУЭК, в нынешнем году компания намерена поменять схему работы с угольными компаниями, находящимися под управлением холдинга. СУЭК, по его словам, попрежнему будет заниматься реализацией всего добываемого угля. Но до сих пор весь уголь продавался предприятиями холдингу по трансфертным ценам. Теперь же собственником сырья будут оставаться добывающие компании, а СУЭК будет лишь получать агентскую комиссию. Размер своей маржи в СУЭК не называют. Сотрудник компании лишь обещает, что в нынешнем году отпускная цена угля добывающих предприятий будет расти на 20% в месяц.

Генеральный директор "Росинформугля" Анатолий Скрыль отмечает, что в марте средняя цена производства 1 т угля в России составляла 497 руб., а продажи 1086 руб. По его словам, из этой разницы примерно 30% составляют транспортные расходы, остальное маржа трейдеров.

В регионах рады новой политике СУЭК. "Добывающие предприятия будут самостоятельно вести свою финансовохозяйственную деятельность, и налоги остаются в области", радуется представитель Иркутской обладминистрации. А вицегубернатор Красноярского края Анатолий Тихонов отмечает, что за пять месяцев этого года налоговые отчисления в краевой бюджет со стороны предприятий СУЭК выросли в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сотрудник СУЭК отмечает, что за этот период в бюджет края было уплачено около 1 млрд руб. "Крупной компании выгоднее платить налоги в том регионе, в котором она намерена развивать свой бизнес, говорит Тихонов. Средствами от налоговых поступлений будут финансироваться в том числе инфраструктурные проекты в интересах самих компаний".

Менеджер одной из угольных компаний говорит, что новая политика никак не повредит интересам владельцев СУЭК. Он напоминает, что акции входящих в холдинг угольных предприятий принадлежат по большей части не самой компании, а структурам ее акционеров. Поэтому они смогут получать прибыль, в том числе и дивиденды, напрямую в региональных компаниях.

Параллельно СУЭК намерена окончательно урегулировать конфликт с красноярскими властями по "Красуглю", согласившись выкупить 18,4% его акций, оставшихся в краевой собственности. В 2002 г. СУЭК выкупила у компании "КАТЭКИнвест" 51% акций "Красугля", а еще 18,4% взяла в доверительное управление от администрации края. Получив большинство голосов в совете директоров этой компании, СУЭК продала контрольные пакеты акций разрезов по балансовой стоимости за 770 000 руб. офшорной компании, близкой к группе МДМ. Сейчас "Красуголь" находится в стадии ликвидации. Но, как заявил "Ведомостям" источник в обладминистрации, до конца года будет объявлен аукцион по продаже 18,4% его акций. Его стартовая цена оценена в $14 млн. "Если будет объявлен аукцион, компания будет участвовать в торгах, подтверждает сотрудник компании. С точки зрения корпоративного строительства для СУЭК нет необходимости в приобретении этого пакета, однако мы посчитали, что будет правильным принять участие в торгах".

Впрочем, компромисс с местными властями не убережет СУЭК от внимания правоохранительных органов. Вчера начальник управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД Красноярского края Евгений Кужель сказал "Интерфаксу", что уголовное дело по факту мошенничества при выводе активов "Красугля" уже в августе может быть передано в суд.

"Угольщики ответят за выплаченный долг".

(Коммерсантъ 24.06.04 М.Кравченко)

Уголовное дело по факту неуплаты налогов Красноярской угольной компанией (КУК) может быть передано в суд уже в августе. Об этом заявил вчера начальник управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД Красноярского края Евгений Кужель. Основными фигурантами в деле, которым занимается СК МВД, стали бывший гендиректор КУК Виктор Гуськов и управляющий филиалом СУЭК в Красноярске Сергей Вейнберг. Впрочем, свою вину перед государством они почти искупили долг перед налоговиками уже погашен, причем нынешние владельцы угольных активов говорят, что ничего государству не платили.

По словам Евгения Кужеля, расследование дела по КУК будет завершено в ближайшее время. Как передает "Интерфакс", возможно, что дело по ст. 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах") будет передано в суд в августе 2004 года. Расследование фактов занижения стоимости 60% акций Березовского, Назаровского и Бородинского угольных разрезов, проданных КУК в 2002 году за 770 тыс. руб. аффилированным МДМбанку структурам, началось в марте этого года. Позднее к расследованию подключился следственный комитет (СК) МВД. Евгений Кужель говорит, что в деле есть два фигуранта и что "претензии предъявляются только к "Красуглю", к покупателю претензий нет". Как стало известно "Ъ" из источников в администрации Красноярского края, основными подозреваемыми по делу проходят бывшие гендиректор КУК Виктор Гуськов и управляющий филиалом СУЭК в Красноярске Сергей Вейнберг (они не взяты под стражу).

Представители нынешнего владельца разрезов Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) утверждают, что расследование их не коснулось. Пресссекретарь СУЭК Иван Слепцов утверждает, что господа Гуськов и Вейнберг давно не работают в СУЭК.

Напомним, что 26 мая 2003 года Высший арбитражный суд РФ обязал СУЭК доплатить государству 1,2 млрд руб. потери государства от экономии на налогах при покупке акций разрезов по заниженной цене и штрафы. По словам господина Слепцова, на следующий день после этого решения компания погасила весь долг. Однако другой источник, близкий к банку МДМ, утверждает, что бюджет получил деньги лишь после того, как 10 июня силовики провели в банке выемку документов по делу КУК.

По словам пресссекретаря СУЭК, налоговый долг выплачивала непосредственно КУК, которая формально не имеет к СУЭК никакого отношения (хотя у этих компаний есть общие акционеры, связанные с банком МДМ). Отметим, что сейчас КУК это фактически компанияпустышка, не имеющая скольнибудь значимых активов. На ее балансе просто не может быть такой суммы, как 1,2 млрд руб. Источник "Ъ" в КУК утверждает, что за красноярскую компанию заплатила СУЭК, хотя, по его словам, "мы государству ничего не должны".

Официально СУЭК отрицает, что именно эта компания компенсировала долг перед бюджетом. При этом в компании уверяют, что у нее "достаточно средств", чтобы незапланированные выплаты не сказались на ее деятельности негативно.

Тем не менее 18 июня состоялся совет директоров СУЭК, на котором было принято решение о привлечении в МДМбанке кредита в размере $90 млн. По словам господина Слепцова, кредит предоставлен на пополнение оборотных средств компании. Аналитик ИК "Финам" Дмитрий Скрябин считает, что в силу непрозрачности угольного бизнеса "провести деньги в КУК для СУЭК не составляет большого труда, сегодня для этого есть достаточно инструментов".

Отметим, что СУЭК официально заявляет о том, что готова участвовать в торгах по продаже 18,4% акций КУК, которые принадлежат Красноярскому краю и находятся в доверительном управлении компании "Милкоминвест".

"Объединению - быть".

("Красноярский рабочий", 24.06.04)

В администрации президента РФ прошло совещание, посвященное финансовоэкономическим вопросам объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

Рабочую встречу провел руководитель администрации президента Дмитрий Медведев. Участники совещания признали целесообразным инициировать объединение трех субъектов РФ и решили создать рабочую группу, которая в течение двух недель составит предварительный прогноз социальноэкономического развития Большого Красноярья. Минэкономразвития и Минфину даны поручения определить размер необходимой финансовой и инвестиционной поддержки на переходный период. Через две недели должно состояться совещание, на котором будут окончательно согласованы финансовоэкономические параметры объединения.

"Принц Кентский в Красноярске".

("Красноярский рабочий", 24.06.04, Наталья Сангаджиева)

В Красноярске с двухдневным визитом побывал член палаты лордов Великобритании, принц Великобритании и Северной Ирландии, праправнук российского императора Николая I Майкл Кентский.

Первый визит принца Кентского в Россию состоялся в 1992 году. По его словам, он достаточно хорошо представляет, как живут русские люди в Москве и СанктПетербурге, но такой регион, как Сибирь, ему пока мало известен. Но именно здесь, по мнению принца, находится настоящая Россия.

Его Высочество прибыл в сопровождении 12 журналистов ведущих британских СМИ. Не только для того, чтобы они освещали его визит в Россию, но и чтобы рассказали своим читателям и телезрителям о мало известной британцам сибирской территории. За два дня визита принц ознакомился с достопримечательностями Красноярска. Побывал на двух крупнейших предприятиях Красноярском заводе цветных металлов и Красноярском алюминиевом заводе. Посетил Дивногорск и Красноярскую ГЭС, встретился с бизнесэлитой и промышленниками края, краевой регбийной командой юниоров, журналистами.

Производство драгоценных металлов находится на очень высоком уровне, поделился на прессконференции с представителями красноярских СМИ Майкл Кентский. Впервые в жизни я побывал на таком огромном заводе, как ваш алюминиевый, и это меня потрясло.

По просьбе сопровождавших Его Высочество лиц мы не задавали принцу вопросов, касающихся королевской семьи. Зато высокий гость очень доброжелательно, на русском языке рассказывал о себе. По мнению Майкла Кентского, за последние 12 лет, сколько он знаком с Россией, в нашей стране произошли большие позитивные перемены, появились достижения в экономике и бизнесе. У Великобритании и России есть реальные перспективы для делового сотрудничества, и принц немало способствует этому. В частности, он основал в Москве собственный благотворительный фонд, направленный на поддержку культуры, образования и медицины. В области культуры его волнует сохранение архитектурного наследия. В подмосковном Кускове принц взял под опеку уникальный музей керамики, а в Москве детский ожоговый центр. Он является также почетным доктором Московской экономической академии.

Моя миссия в России помогать людям, пояснил Его Высочество.

Визит Майкла Кентского в Красноярск имел ознакомительный характер. Возможно, Сибирь ему понравилась настолько, что благотворительность Его Высочества найдет свое применение и в Красноярске.

"Депутатские пляски в боевом раскрасе".

("Сегодняшняя газета", 24.06.04, Максим Глазунов)

Не утихает скандал вокруг цементного завода. В четверг, когда этот номер газеты выйдет из печати, депутаты Законодательного Собрания соберутся на внеочередную сессию, целиком посвященную цементному вопросу. Основная интрига, как и во времена Александра Лебедя, лежит в плоскости политической: будет или нет признана неудовлетворительной работа первого вицегубернатора Льва Кузнецова. К реальной ситуации, сложившейся в строительной отрасли, этот вопрос не имеет ровным счетом никакого отношения.

И нолики горящие в глазах...

ОАО "Красноярский цементный завод" было продано с аукциона еще в апреле текущего года. Сумма сделки 150 млн. руб. или около 5 млн. долларов США. Покупатель "Топкинский цемент" из соседней Кемеровской области с приобретением красноярского завода стал фактически монополистом на территории Сибири. И, пользуясь своим монопольным положением на рынке, поднял цены на продукцию сразу на 30%.

Собственно, ничего неожиданного ни в продаже цемзавода, ни в поднятии цены не было. О грядущем подорожании собственники объявили еще за месяц. Однако шум все равно вышел большой. Первым возмутился директор шиферного завода "Волна". Он заявил, что после подорожания вверенное ему предприятие можно либо банкротить, либо сразу закрывать. Чтобы не мучалось.

Строители тоже схватились за голову. Понятно, что подорожание цемента на треть не приведет к такому же в процентном отношении взлету цен на жилье, но и без того недешевые в Красноярске квартиры, сначала в новостройках, а затем и на вторичном рынке, все же значительно подрастут в цене.

Реакция краевых властей была крайне невнятной. Начальник управления промышленности и ТЭК Денис Пашков чтото пробормотал насчет того, что переговоры с новым руководством "Красноярского цемента" ведутся, и что ситуация на контроле у краевой власти.

Зато депутаты развернулись на славу. Созвана чрезвычайная сессия, народные избранники во главе со спикером Александром Уссом бьют копытом и рвутся в бой. В кулуарах Серого дома почти в открытую говорят о коррупционной подоплеке операции по продаже цемзавода. Шепотом озвучиваются вовсе уж запредельные цифры.

Дескать, Дерипаска собирается строить Богучанскую ГЭС. Цена вопроса полтора миллиарда зеленых. Из них специальный водостойкий цемент "съедает" едва ли не половину. То бишь, гарантированный объем работ для цемзавода на следующие годы около $ 700 млн. При норме прибыли, скажем, в 20%, получаем предполагаемый доход почти что в полторы сотни миллионов долларов. И это с предприятия, которое было продано всегонавсего за $ 5 млн.!

Оставим на совести депутатов такой "подсчет на круглом глазу", обратимся лучше к другой интересной информации. Ее озвучил на минувшей неделе замначальника ЮжноСибирского территориального управления Министерства антимонопольной политики Олег Харченко. Согласно его данным, топкинская фирма, которая купила "Красноярский цемент", наполовину принадлежит известному красноярскому бизнесмену Валерию Грачеву, бывшему хозяину фирмы "СибЧелендж".

Таким образом, наиболее активные депутаты в лице Пащенко и Горлова, обвинившие администрацию Хлопонина в отсутствии патриотизма и уже полезшие в чулан за потрепанными знаменами "Наших!", оказываются в легком конфузе.

Но когда это смущало депутатов! Теперь в ЗС уже шепчутся, что Грачев будто бы только подставная фигура, на самом деле за ним стоят высокопоставленные чиновники администрации Хлопонина. Депутат Юрий Швыткин на заседании одной из комиссий и вообще заявил, что знает, кто и какой "откат" получил в администрации за продажу цемзавода. И назвал фамилию и цифру.

В общем, шум до потолка, надо выходить на сессию и принимать резолюцию.

Вариации альтернативы

Проектов решения внеочередной сессии ЗС существует как минимум два. Первый из них подготовили все те же неугомонные революционеры депутаты Пащенко и Горлов. В нем предлагается "за низкий профессионализм, повлекший за собой потерю для экономики края одного из ключевых предприятий, резкий рост цен и снижение объемов производства", деятельность первого заместителя губернатора Льва Кузнецова признать неудовлетворительной.

Ну и дальше обратиться в антимонопольный комитет на предмет изучения вопроса законности продажи цемзавода, создать, согласно новому модному поветрию, комиссию депутатского расследования. Ну и все такое прочее.

Что такое "признать работу неудовлетворительной" с юридической точки зрения никому неизвестно. Вот если бы депутаты приняли резолюцию "выразить недоверие первому вицегубернатору Льву Кузнецову", то это действительно означало бы самые серьезные последствия. В этом случае, согласно краевому закону, губернатор вправе в течение двух недель освободить указанного чиновника от должности. А если решит не освобождать, тогда в этот же срок он обязан представить в ЗС письменные объяснения, почему он не хочет расстаться с нерадивым чиновником. В случае же повторного выражения недоверия, что можно делать не ранее чем через два месяца после первого китайского предупреждения, влечет автоматическое расставание проштрафившегося с коридорами власти.

То ли юристы не объяснили депутатам разницу между "выразить недоверие" и "признать работу неудовлетворительной", то ли они сами не хотят пока бить на поражение и дают очередной предупредительный выстрел в воздух. Возможно, формулировка к началу сессии или в ходе нее будет изменена, и "непримиримые" попытаются протащить самый жесткий вариант решения.

Что у них вряд ли получится. Администрация Хлопонина, по некоторой информации, давно в курсе вызревшего заговора против Кузнецова. Другой заместитель губернатора, Юрий Олейников, отвечающий за работу с депутатами, еще с прошлой недели эту самую работу активно проводит.

Его трудами родилось второе предложение, пока оформленное не как проект постановления, а как решение профильных комиссий. Авторы депутаты Севастьянов и Зубарев. Они не жаждут крови Кузнецова, а предлагают всего лишь "обратиться к губернатору с настоятельной просьбой дать деятельности государственных чиновников в исполнительной власти края, ответственных за работу предприятий строительного комплекса в целом и за ситуацию на Красноярском цементном заводе в частности".

Сегодняшняя сессия покажет, какой из подходов победит: более агрессивный или миролюбивый. А заодно и наглядно продемонстрирует результат работы главного переговорщика администрации Юрия Олейникова. Скорее всего, будет принято компромиссное, усредненное решение, или не будет принято вообще никакого, и скандальная сессия закончится пшиком.

Впрочем, она уже им и закончилась, еще не начинаясь. А во что еще могло вылиться мероприятие, изначально призванное не работать с проблемой, искать пути решения, а паразитировать на ней, играя мускулами и наращивая политический капитал?

Впрочем, администрация сама виновата, и весь нынешний депутатский пляс был целиком и полностью спровоцирован ее неуклюжими действиями как в области экономики, так и на политическом поприще. Ну да об этом мы уже много и подробно писали.

"Первый ряд: Виктор Tоменко".

("Известия Промышленность Красноярск", 24.06.04)

Директор ЗФ "Норникеля" на деле доказал правоту своих слов о том, что Норильск не просто город, а социальный проект компании.

Нынешним летом столицу Заполярья ожидает пора масштабных ремонтов и реконструкций объектов социального назначения на эти цели будет выделено около 1,5 миллиарда рублей. Значительный объем работ (на сумму более 600 миллионов рублей) профинансирует Заполярный филиал "Норникеля".

Комментируя свое решение, Виктор Томенко отметил, что заполярный город должен выглядеть достойно, и главная задача сегодня максимально полно и быстро освоить выделенные средства.

"Когда благодетель за полярным кругом...".

("Красноярский рабочий", 24.06.04, Владимир Несяев)

Отметивший недавно пятилетний юбилей Норильский кадетский корпус (село Тесь Минусинского района) в 2002 году чуть было не закрыли изза финансовых неурядиц. По счастью, этого не произошло.

Рассказывают, что в 1999 году Александр Лебедь прилетал в Заполярье просить у тогдашнего гендиректора "Норникеля" Джонсона Хагажеева денег для поддержки любимого детища кадетских корпусов и Мариинских гимназий. Генерал от экономики отказал генералу боевому, чем изрядно его расстроил. Затем, выдержав дипломатическую паузу, объяснил причину: средства нужны самим, ибо есть идея создать на юге края собственное элитное заведение аналогичного типа. Губернатор сразу успокоился, поскольку так или иначе его полку прибывало.

И создали. В мае того же года. Средств на становление кадетской школыинтерната, разместившейся на базе престижного комфортабельного санатория "Солнечный", администрация заполярного металлургического гиганта не пожалела. Современные компьютеры и спортинвентарь, красивое и добротное обмундирование, условия для учебы и отдыха на зависть самому взыскательному критику. Уже через год корпус принимал всероссийский семинар родственных учебных заведений, съехавшиеся в Тесь начальники сухопутных и морских школ были единодушны: норильская по уровню материальнотехнического оснащения является одной из лучших в стране.

Но щедрая спонсорская поддержка богатых северян сыграла с руководством интерната злую шутку. Директор Александр Голиков и главбух Марина Соловьева присылаемых денег, что называется, не считали, нередко расходуя их сверх утвержденных в Норильске смет. Например, приобрели пианино стоимостью в 530 тысяч рублей, соорудили в учебном корпусе изящный деревянный балкончик за 678 тысяч, за несколько скупых строк о корпусе во всероссийском справочнике его издателям перепало 8 тысяч долларов, компьютерные столы (без оргтехники, разумеется) покупали за 20 тысяч целковых. Деньги, которые из года в год выделялись на обустройство плаца для строевой подготовки, использовались отнюдь не по прямому назначению, а плаца, кстати, нет до сих пор.

Даже, казалось бы, такую мелочь, как форменное пальто, директор Голиков пошил себе, израсходовав на обновку сумму, сопоставимую со стоимостью норковой шубки. Ситуация с приемом в корпус кадет и вовсе не вписывалась ни в какие разумные рамки. Согласно уставу заведения 60 процентов питомцев должны направляться на обучение администрацией Норильска и руководством комбината, 30 правительством Таймырского автономного округа, для территории района, где находится интернат, установили квоту в 10 процентов. Вот еето руководство и превысило более чем вдвое. В 2002 году из 495 учащихся 130 составляли "местные", зачисляемые на казенный кошт по ходатайствам всевозможных чиновников и должностных лиц. А то и вовсе без них. О чем главный попечитель, что называется, ни сном ни духом.

При годовом обороте Норильской горнометаллургической компании в миллиарды долларов деньги, тем не менее, там считать умеют. Когда узнали о том, что творится в их подшефном заведении, за голову схватились. Обстановка в кадетском корпусе стала откровением и для тогдашнего таймырского губернатора Александра Хлопонина. В общем, реакция последовала незамедлительно руководство компании обратилось к начальнику краевого управления по делам казачества и кадетских корпусов В. Н. Миронову с просьбой об освобождении директора и главбуха от занимаемых должностей, временно приостановив (на всякий случай) финансирование интерната.

Это вызвало немалую панику среди родителей кадет. Поговаривали даже, что корпус могут закрыть вовсе. Причем масла в огонь подливал сам Голиков, открыто заявлявший отцам и матерям: без меня, мол, корпусу не жить. С чем и отбыл летом 2002го под Красноярск возглавлять другой кадетский интернат, "Кедровый". Вместе с "ведущими", по его словам, специалистами, тем же главным бухгалтером, секретаршей, завскладом, водителями, механиком и т. д. Однако уже в феврале 2003 года после нескольких громких судебных разбирательств и протестов коллектива "Кедрового", получивших широкую огласку в краевых СМИ, Александр Юрьевич был вынужден уйти и оттуда.

Вернувшись в Минусинск (корпус находится в 48 километрах от города), он стал активно заниматься местечковой политикой. В марте сего года безуспешно баллотировался в мэры, в настоящее время стремится в депутаты муниципальной думы. А в качестве предвыборного пиара на коммерческом телеканале "МСВ" (за хорошие деньги готовом интерпретировать факты, как угодно заказчику) крутит ролик, где пытается обелить себя с помощниками и попутно "наехать" на своего бывшего коллегу, сегодняшнего директора интерната Александра Насонова. Дескать, он и повинен в том, что вменялось когдато в вину самому Голикову руководством "Норникеля".

А корпус между тем живет. Правда, уже не столь шикарно, как в пору Александра Юрьевича. По средствам. До трех сотен сократили число кадет, значит, ужался и штат преподавателей. Как известно, из управления по делам казачества эти заведения перевели в главное управление образования, что, конечно же, аукнулось на жалованье педагогов, упавшем гдето на 7 процентов в сравнении с прежним размером, но все одно оставшемся "северным", то есть высоким. Поэтому никто не ропщет, а на работу в интернат без жесткого конкурсного отбора вообще не устроиться. Впрочем, как и стать кадетом. Остается прежним и спонсор Норильский комбинат, продолжающий, за исключением зарплаты сотрудникам, нести все расходы, связанные с обеспечением учебного процесса. Во всяком случае, с родителей не берут ни копейки. Наконец, 12 апреля 2004 года корпус аттестовали как государственное образовательное учреждение кадетскую школуинтернат, и этим все сказано.

"Стабильные опасения".

("Известия Промышленность Красноярск", 24.06.04, Александр Брент)

Россия и край страхуют себя на случай обвала сырьевых цен.

Норильские депутаты приняли решение создать ССФ (специальный стабилизационный фонд) в городском бюджете. Как заметил председатель местного Совета Сергей Шмаков, это подстрахует городскую казну от колебаний цен на цветные металлы и позволит с большей уверенностью планировать развитие территории на ближайшие годы. О размере фонда пока ничего не сообщается, но с достаточной степенью уверенности можно предположить, что доля ССФ составит до 25 процентов всего бюджета Норильска: как известно, в августе прошлого года команда финансистов администрации Красноярского края также объявила о создании инвестиционного фонда объемом в четверть всей краевой казны. Впрочем, суть дела вот в чем власти обеспокоены возможным падением цен на медь и никель. Рыночный рай не может продолжаться бесконечно, и страховочные 2,25 миллиарда рублей станут лучшим успокоительным лекарством для норильчан.

Спикер парламента Сергей Шмаков не раз высказывался о необходимости стабилизационного фонда. Сегодня положение о Фонде стабилизации бюджетного процесса, именно так официально называется проект документа, впервые вынесено на рассмотрение депутатской комиссии по бюджету и собственности Фонд предполагается пополнять из трех источников за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, а также остатков средств на конец финансового года. Причем сверхплановая прибыль будет оседать в фонде полностью, а ДФЛ только наполовину. Открывать "копилку" власти намерены лишь в случае проблем с наполнением бюджета (читай с падением цен на никель и платиноиды) Ответственность за пополнение и использование средств ляжет на плечи специальной комиссии, в которую по постановлению главы войдут девять человек. А вот приоритеты расходования сбережений будет определять городской парламент.

По интересному совпадению, именно в эти дни похожие разговоры о необходимости создать стабилизационный фонд начались и в коридорах российской элиты.

Эксперты задались элементарным вопросом что всетаки делать со сверхдоходами, поступающими за экспортную нефть? В нынешней ситуации действует следующий механизм: все доходы от продажи нефти сверх границы в 25 долларов за баррель забирает себе государство Деньги, достающиеся государству, оно помещает по большей части в стабилизационный фонд, средства которого размещаются в высококлассные ценные бумаги за рубежом. По официальным данным, сейчас размер этого фонда составляет уже около 200 миллиардов рублей то есть почти семь миллиардов долларов

По расчетам Министерства финансов РФ, нынешние цены на нефть добавляют сейчас в российский бюджет 23% роста ВВП в год. Это хорошая новость.

А плохая новость заключается в том, что российский рынок нефти и нефтепродуктов также является частью общемирового, и поэтому рост цен на нефть неминуемо ведет к росту цен на горючее для российских потребителей предприятий и граждан. И это обстоятельство на корню рубит конкурентоспособность российской экономики, подпитываемую заниженными ценами на энергоносители. На днях, кстати, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин уже заявил о том, что глава российского правительства Михаил Фрадков пообещал в ближайшее время рассмотреть ситуацию на заседании правительства Хлопонин считает, что "рост цен на нефтепродукты для Сибири, да и для всей России, может привести к непредсказуемым последствиям".

Правительство может заняться этим вопросом только потому, что будет искать среди нефтяников ценовой заговор. Но на рынке считают, что причина ~ в росте цен на нефть.

Быстрые темпы роста стабилизационного фонда подталкивают общество к более радикальным предложениям инвестировать средства фонда в российскую экономику

Судя по всему, эти призывы услышаны...

СПРАВКА

По сведениям информационных агентств, в России начал реально действовать стабилизационный фонд, сообщил вицепремьер, министр финансов Алексей Кудрин на встрече Президента РФ с членами правительства. По его словам, на прошлой неделе в этот фонд поступило 106,3 миллиарда рублей остатки бюджетных средств за прошлый год. В свою очередь, президент отметил, что в фонд "поступила достаточно приличная сумма". Алексей Кудрин проинформировал президента о том, что счета фонда ведутся отдельно от бюджетных и находятся в Центробанке. "То, что стабилизационный фонд начал существовать, подтверждает правильность экономической политики правительства. Стабилизационный фонд стабилизирует макроэкономическую ситуацию в стране и снижает нашу зависимость от цен на нефть", отметил вицепремьер. Он выразил уверенность в том, что факт начала функционирования этого фонда "будет расценен рынком, инвесторами как позитивный". Стабилизационный фонд формируется в России с 2004 года. В него будут перечисляться дополнительные доходы от цен на нефть свыше 20 долларов за баррель Средства фонда предполагается инвестировать, а расходовать только для покрытия кассовых разрывов бюджета при падении цены на нефть ниже 20 долларов за баррель или на иные цели, если накопленный объем фонда превысит 500 миллиардов рублей. В качестве начальной суммы в формируемый стабилизационный фонд РФ перешла часть финансового резерва, который на 1 января 2004 года составил, по предварительным данным, 255 миллиардов рублей, финансовый резерв, сформированный в виде свободных остатков средств федерального бюджета в 2003 году, является базой для создания стабилизационного фонда РФ. В стабилизационный фонд направляется часть финансового резерва, которая останется после выделения из него средств, необходимых для поддержания оборотной кассовой наличности федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов в первые месяцы 2004 года.