В основу нового варианта Концепции национальной политики РФ предлагается положить "российскую идею"

Москва, 23 июня 2004, 22:04 — REGNUM  23 июня Заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа (ИПВА) Сергей Маркедонов представил журналистам Тезисы по российской национальной политике - вариант Концепции национальной политики РФ, разработанный в стенах Института.

По словам С.Маркедонова, на сегодняшний день в России победила этнократия. "Она правит не только в национальных республиках", - сказал эксперт, отметив, что, например, в Краснодарском крае, в Уставе региона до сих пор сохранено определение "казаки и иные граждане". "А в Ростовской области суверенитетом обладают "группы граждан области", а не каждый гражданин в отдельности". "Единственный документ, специально посвященный национальным проблемам в России - Концепция государственной национальной политики 1996 года - в силу разных причин пока не смог стать ни догмой, ни руководством к действию. Данный документ был принят в ельцинскую эпоху, когда создание нового российского государства лишь начиналось, когда государственное единство РФ обеспечивалось путем прямой или косвенной покупки лояльности региональных элит, когда этнизация политики была вынужденной ценой сохранения целостности России", - сказал эксперт.

"Мы приглашаем общественность к серьезному обсуждению наших "Тезисов", - заявил С.Маркедонов, подчеркнув, что Президент России Владимир Путин в свое время поручал министру по вопросам национальной политики РФ Владимиру Зорину подготовить новый вариант Концепции. "Однако документа мы так и не увидели", - сказал С.Маркедонов, отметив, что предложения, изложенные ИПВА, "позволяют в рамках конституционного поля реализовать политический проект по формированию российской гражданской политической нации".

Справка: Институт политического и военного анализа является независимой, негосударственной организацией, образованной в 1996 году. ИПВА выполнял ряд работ по заказу Совета безопасности и Государственной Думы РФ, Министерства науки, промышленности и технологий РФ, Академии военных наук, научно-исследовательских организаций и коммерческих структур.

Краткое содержание представленного варианта Концепции:

1. Российская идея

Под национальной политикой в варианте Концепции понимается "система идеологических взглядов, принципов, приоритетов, а также политических, управленческих, социально-экономических решений и мер, конечной целью которых является формирование российской гражданской политической нации". "Российская нация - полиэтническое по составу образование, основными характеристиками которого являются территория Российской Федерации, российское гражданство и лояльность Российскому Отечеству".
Разработчики варианта Концепции отмечают, что в постсоветский период Россия впервые в истории оказалась государством со значительно преобладающим по численности русским населением. Тем не менее, "рассматривать "русскую идею" в ее различных этнонационалистических вариантах как объединительную идею для новой России представляется неперспективным в силу целого ряда причин". В частности, по мнению сотрудников ИПВА, "русская идея" является этнонационалистической по своей природе, поэтому ее практическая реализация не будет способствовать задаче разделения политики и этничности. "Нерусские этносы имеют различный исторический опыт вхождения в состав России (в том числе и резко негативный) и по-разному интегрированы в российский социум. Превращение представителей "плохо вписавшихся" этносов в лояльных российских граждан не может быть успешно проведено через простое игнорирование их этнической принадлежности". Помимо этого, в ИПВА отмечают, что, "принимая во внимание современные этнодемографические тенденции, необходимо быть готовыми к снижению доли русского населения в составе Российской Федерации. Очевидно, что этот факт не должен привести к тому, чтобы Россия перестала быть Россией".
Исходя из вышеизложенного, в варианте Концепции национальной политики предлагается идеологической основой для проекта "Российская гражданская политическая нация" считать не "русскую национальную идею", а "российский демократический гражданский национализм", т.е. "российскую идею". Российская идея - это "надэтническая, консолидирующая представителей всех этносов внутри России как демократического, правового, политически и экономически мощного государства".

2. Реформа федеративных отношений и региональной политики

В ИПВА отмечают, что три типа субъектов в новой России, сконструированные по этническому признаку, привели главным образом к политико-правовому местничеству в регионах. Однако в ИПВА не поддерживают такой активно обсуждаемый рецепт лечения от местничества как укрупнение регионов или их губернизация. Как показывает постсоветский опыт России, подобная болезнь присуща не только республикам в составе РФ, но и краям и областям. "Политико-правовая самодеятельность губернаторов может также оправдываться целью защиты "титульной" нации, а может основываться на иных (неэтнических) принципах", - замечают в Институте политического и военного анализа.
Для преодоления политико-правового "местничества" в варианте Концепции предлагается образование функциональных округов, имеющих общенациональное консолидирующее значение: судебные округа; правоохранительные округа; округа по вопросам безопасности; образовательные округа; округа по управлению федеральным имуществом.
"Данные округа не должны совпадать с существующим административно-территориальным делением и между собой. Согласно Концепции, посты руководителей правоохранительных, судебных, образовательных структур субъектов РФ ликвидируются, а подведомственные им дела передаются в ведение руководителей округов. При назначении на должности руководителей округов следует учитывать следующий кадровый принцип: карьера кандидата в течение десяти лет до момента назначения не должна быть связана с территорией будущей службы. Срок пребывания в должности руководителя округа не должен превышать пяти лет".
Для преодоления этнократии в российских республиках предлагается исключить из Основных законов всех республик тезис о том, что они являются результатом политического самоопределения на этнической основе. Помимо этого, предлагается исключить из законодательных актов всех российских субъектов понятия "титульная нация", "коренное население", "коренной народ", а также лишить национальные образования в составе России всех льгот и привилегий, связанных со статусом национальных республик. ИПВА предлагает увязать трансфертную политику с разрешением обозначенных вопросов в регионах.
В рамках реформы федеративных отношений и региональной политики, в ИПВА говорят о необходимости превращения Совета Федерации "из ярмарки вакансий для отставных политиков в полноценный законотворческой орган". "Для реализации этой цели необходимо перейти к формированию верхней палаты российского парламента посредством всеобщих прямых выборов на конституционной основе (2 представителя от региона)". Напомним, что спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов уже неоднократно заявлял, что намерен изменить порядок формирования Совета Федерации.
К тому же, "для укоренения институтов многопартийности в России на всех уровнях, а также для ограничения всемогущества региональной исполнительной власти следует перейти к формированию региональных представительных органов власти на пропорциональной основе по партийным спискам. При этом к участию в выборах допускаются только те политические объединения, которые имеют федеральный статус", - отмечают в ИПВА, подчеркивая, что реализация данной инициативы возможна и имеет смысл только вне рамок "управляемой демократии".

3. Миграционные процессы: регулирование и управление

Признавая, что миграционные процессы невозможно рассматривать исключительно как угрозу национальной безопасности и российской самобытности, в варианте Концепции национальной политики предлагается разработка долгосрочной (15 лет), среднесрочной (5 лет) и краткосрочной (ежегодной) Государственной миграционной программы и соответствующих региональных программ, предполагающих жесткую фильтрацию миграционных потоков. Фильтрацию предлагается осуществлять через определение миграционных квот, по гражданской и социально-профессиональной принадлежности. Помимо необходимости планирования и управления внутрироссийской миграцией, разработки программ по обустройству прибывших мигрантов, установления жесткого пограничного контроля и противодействия нелегальной миграции, в варианте ИПВА устанавливаются преференции для миграции с целью приобретения российского гражданства. В частности, "предпочтение в выдаче российского паспорта отдается мигрантам, представляющим основные этносы Российской Федерации; специалистам высокой квалификации; а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российским государством".

4. Взаимоотношения Российского национального государства с соотечественниками за рубежом

В трактовке ИПВА, соотечественник - "лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность Российскому национальному государству и российской гражданской нации". В Институте подчеркивают, что взаимоотношения России с соотечественниками не могут строиться по единому сценарию. "В некоторых случаях (Туркмения), единственным выходом для наших соотечественников является репатриация, в других от России требуется включить рычаги политического, правового, экономического давления (страны Прибалтики, Украина, Казахстан) для улучшения положения россиян, а в третьих, требуется прежде всего культурная и морально-психологическая поддержка (страны Европы, США, Израиль).
В варианте Концепции, главным образом, отмечается необходимость разработки Государственной программы репатриации соотечественников и Государственной программы поддержки российских соотечественников за рубежом. Первая Программа предусматривает льготное кредитование репатриантов для их обустройства в России. Вторая - выделение средств на открытие и дальнейшее регулярное финансирование российских высших и средних учебных заведений за рубежом, а также поддержку российских СМИ, культурных и гуманитарных проектов, общественных объединений, занимающихся пропагандой российской культуры. В варианте Концепции предлагается отказаться от "советского подхода к лицам с двойным гражданством как к потенциальным изменникам Родины" и активизировать работу российских посольств, консульств и представительств для координации всесторонней поддержки тем, кто пожелал остаться за пределами России.

5. Единое национальное образовательное пространство

В Институте политического и военного анализа называют одним из наиболее острых проявлений кризиса российской идентичности и национально-государственного устройства тенденцию регионализации и партикуляризации образования. В связи с этим ИПВА предлагается провести государственную экспертизу всей учебной литературы, вышедшей в свет с 1991 года, "на предмет определения в них призывов к этнической (расовой) исключительности и обоснования исторической уникальности того или иного этноса, равно как и его особых прав на ту или иную территорию. Пособия, учебные программы, материалы специальных курсов, содержащие подобного рода призывы, должны быть лишены статуса учебных и методических пособий". В варианте Концепции также отмечается необходимость укрепления и развития практики Единого государственного экзамена, а также говорится об обеспечении светского характера государственного образования с возможностью дополнительного религиозного образования для представителей различных конфессий.

6. Институциональное обеспечение Российской национальной политики

"Российская национальная политика - многосоставный политический проект, требующий по возможности комплексного подхода и направляемый из одного, а не из нескольких бюрократических центров. В этой связи, согласно варианту Концепции национальной политики ИПВА, предполагается создание ответственного Министерства по российской национальной политике. В структуре министерства создаются Департаменты: федеративных отношений и региональной политики; межэтнических отношений; миграции; по взаимоотношениям с соотечественниками за рубежом.
В Институте политического и военного анализа отмечают, что новое министерство не является "возрожденным" Миннацем - "структурой, так и не получившей должной функциональной нагрузки, а потому "зависшей" в системе российского государственного управления". "Принимая во внимание тот факт, что отдельные проблемы российской национальной политики имеют смежные области (образование, проблемы этнической преступности и нелегальной миграции, вопросы безопасности), создается Координационный Совет по Российской национальной политике при Президенте РФ", - отмечают в Институте политического и военного анализа.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.