Как вы оцениваете идею введения поста всенародно избираемого президента Дагестана?

Самым положительным образом. Главные аргументы: существующий до этого порядок избрания главы республики, да и формирование её парламента и правительства, противоречили конституционным нормам Российской Федерации. Дагестан был единственным субъектом России, где Председателя Госсовета фактически назначала группа преданных и зависимых от него лиц. Сама избирательная система была построена в угоду власть имущим и нуворишам с тугими кошельками. В ней доминировали подкуп, шантаж, силовое давление, фальсификация, местный национализм с шовинистическим уклоном. Такое государственное устройство Дагестана разрушало экономический и нравственный потенциал республики, пагубно отражалась на общественно-политической ситуации, породило чиновничий беспредел, коррупцию, новые изуверские формы преступности и в конечном счете привело дагестанцев к нищете, к социальной и правовой незащищённости.

Руководство республики информирует Центр о неуклонном росте объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличении валового регионального продукта, повышении заработной платы и т.д. Но посмотрите на реалии. По уровню материальной обеспеченности, располагая внушительными природными богатствами и солидным кадровым потенциалом, дагестанцы пребывают на последних местах не только в Южном Федеральном округе, но и в России. Особенно нестерпима жизнь горцев, брошенных на произвол судьбы, лишённых возможности учиться, приобретать профессии и работать. Количество безработных в республике перевалило за 220 тысяч человек. В поисках применения своих сил и знаний её покидают прекрасные специалисты, цвет нации. В этих условиях введение в Дагестане президентского правления было продиктовано самой жизнью. И я, будучи руководителем Общественного объединения по защите Конституции РФ на территории Дагестана, добивался этого, пожиная ненависть противников и поддержку друзей. Горжусь, что удалось добиться цели.

Есть ли вероятность того, что выборы-2006 приведут к межнациональному противостоянию?

Такое может произойти лишь в том случае, если на выборах будут преобладать этниче-ские и религиозные факторы. Но я это исключаю. Cо мной согласится каждый, кто помнит уроки истории. В судьбоносные периоды жизни дагестанцы всегда объединялись, пренебрегая личными обидами и амбициями, проявляя терпение, выдержку, испытанную веками мудрость. Выборы президента - именно такой период. Можно не сомневаться, что пройдут они в спокойной атмосфере, и дагестанцы делегируют на этот пост самого достойного. Некоторые досужие аналитики прогнозируют возможность противоборства даргинцев и аварцев, имеющих больший удельный вес в населения республики. Категорически утверждаю - это исключено, ибо подавляющее большинство и тех и других - люди разумные, настоящие патриоты своего родного края, связанные друг с другом неразрывными нитями дружбы.

По вашим прогнозам, между какими силами в первую очередь развернётся борьба на выборах -2006?

Повторяю, борьбы не будет, за исключением незначительных эксцессов, которые не окажут никакого влияния на ход избирательной кампании. Но многое определит Москва. За поддерживаемую ею кандидатуру проголосуют даже те, у кого руки по локоть в крови и дома трещат от неправедно нажитого богатства. В противном случае они изобличат себя и их карьера, построенная на лжи и воровстве, затрещит по всем швам.

При нынешней политической системе в Дагестане насколько реально для оппозиции добиться серьёзных результатов на любых выборах?

Оппозиция побеждает, когда представляет большинство. В настоящее время в оппозиции к нынешней власти находится почти 98 процентов граждан, имеющих право избирать и быть избранными. Так что, если выборы будут проведены демократически, а итоги подведут без фальсификаций, то результаты, бесспорно, окажутся в пользу оппозиции.

Какие основные задачи, из нерешённых нынешним руководством, должен в первую очередь решить новый руководитель Дагестана?

В этой связи можно много разглагольствовать и по политическим, и по экономическим, и по социальным, и по культурным аспектам. Естественно, не на пустой желудок. Большинство дагестанцев влачат жалкое существование. И если бы меня избрали президентом, я бы объявил тотальную борьбу с бедностью. Её нужно начинать с нуля. А вообще, будущему руководителю республики я пожелал бы жить интересами народа, тогда все проблемы решатся сами собой.

В чём причина ваших непростых взаимоотношений с руководством Дагестана и осложняют ли они вашу деятельность на посту мэра города?

Во-первых, хотел бы подчеркнуть, что среди руководителей республики, глав министерств и ведомств у меня немало добрых друзей, единомышленников, готовых поддержать в трудную минуту. Во-вторых, и я об этом неоднократно свидетельствовал в средствах массовой информации, прошу не причислять меня к ярым оппозиционерам. Я против чиновничьего беспредела, раз-гула преступности, казнокрадства, взяточничества, коррупции, попрания прав человека. Это не оппозиция, а позиция.

Да, в последние годы у меня осложнились взаимоотношения с Председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовичем Магомедовым, хотя в начальный период моей деятельности в должности главы горадминистрации он адресовал мне немало комплиментов. Я привык называть вещи своими именами. По всей вероятности, его покоробили мои самостоятельность, критические выступления в печати и на телевидении и активная деятельность по приведению Основного Закона Дагестана в соответствие с Конституцией РФ. Увы, как говорится, служить бы рад, прислуживаться тошно, и я нисколько не жалею о том, что не скатился до унизительного чинопочитания. Как и подобает мужчине, отстаивал и продолжаю отстаивать свою позицию. Однако это усложнило решение проблем социально-экономического развития Хасавюрта. По всей вероятности, в угоду главе республики правительственные структуры, министерства и ведомства стали обделять город финансированием, дотациями, инвестициями и т.д.

Многие газеты и электронные СМИ рисуют Хасавюрт как "криминальный город". Нет ли в этом скрытого стремления принизить ваш авторитет в глазах дагестанцев?

Возможно, такие тенденции действительно и существуют. Как мне кажется, и в республике, и в городе есть силы, которые хотели бы показать Хасавюрт этаким криминальным центром. Мы их знаем, знаем и их цели. Фактически они работают на дискредитацию моего имени. Хасавюрт до недавнего времени можно было считать прифронтовым городом. Близость к воюющей Чечне, тесные связи жителей Хасавюрта с населением Чеченской республики накладывают свой отпечаток на все стороны жизни горожан. К примеру, каждый день город принимает и провожает порядка десяти тысяч человек из Чечни.

В начале моей деятельности на посту главы администрации в городе была очень сложная обстановка. Ни дня не проходило без криминальных разборок между различными группировками, поделившими между собой город на сферы влияния, у населения на руках было очень много оружия. Об этом не один раз говорилось и писалось. Сегодня же у нас обстановка почти ничем не отличается от той, что существует в других городах республики. Правоохранительные органы работают, выполняя свой долг. Со своей стороны, Администрация и Городское собрание депутатов стараются в меру своих сил помочь правоохранительным органам в укреплении материально-технической базы. Так, за последние четыре года из местного бюджета дополнительно на счет ГОВД было перечислено 2 миллиона 151 тысяча рублей.

Как бы тяжело ни было, горожане работают на созидание, они любят свой город и свою республику и не допустят дестабилизации обстановки. В 1999 году, во время вторжения в Дагестан бандформирований из Чечни, хасавюртовцы показали свою сплоченность и патриотизм. Они не поддадутся на провокации засланных извне агентов и никому не позволят взорвать мирную жизнь. Горожане уже привыкли к порядку, и тот правовой беспредел, который творился здесь еще несколько лет тому назад, вспоминают, как кошмарный сон. Свидетельством тому служит тот факт, что уже несколько лет в начале лета в Хасавюрте успешно проводятся международные турниры по вольной борьбе памяти Мастера спорта международного класса Шамиля Умаханова.

Учитывая близость Хасавюрта к Чеченской Республике и сложное криминогенное положение в самом Дагестане, наверное, руководством МВД Дагестана потребности города учитываются и выполняются в первую очередь?

Действительно, во время проведения международных турниров МВД командирует в Хасавюрт дополнительные силы милиции. А вот предположение о том, что потребности города выполняются в первую очередь, не соответствуют действительности. Например, при населении города более 120 тысяч человек, численность работников Хасавюртовского ГОВД примерно такае же, как в обычном сельском районе. Кроме того, у нас гораздо меньше участковых инспекторов, чем положено. Только благодаря самоотверженности, патриотизму и высокому профессионализму работников ГОВД у нас относительно спокойно. Мы не забываем и о том, что в республике имеются довольно могущественные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Хасавюрте.

Из каких же источников складывается городской бюджет, за счёт чeгo удаётся поддерживать экономическую стабильность?

При формировании бюджета на текущий год горожан обделили на 200 млн. рублей, и по обеспеченности бюджетным финансированием жители Хасавюрта занимают последнее место среди жителей других городов Дагестана. Несмотря на это, город растёт, развивается, совер-шенствуется здравоохранение, образование, слаженно функционируют службы жизнеобеспечения. Благополучие горожан в основном определяется созданными местными властями условиями для адаптации их к рыночной экономике, государственному и частному предпринимательству. В Хасавюрте задействованы десятки рынков, сотни предприятий малого и среднего бизнеса, которые, благодаря поддержке органов местного самоуправления, множатся, процветают и вносят немалую лепту в пополнение городской казны. Крепнет и государственный сектор экономики. За два последних года выработка промышленной продукции увеличилась с 15,2 до 81 млн. рублей.

Но всё-таки без государственной поддержки решение многих жизненно важных проблем представляется просто нереальным. Давно отслужили свой срок тепловые, водопроводные, электрические и канализационные сети. Их эксплуатация ни с экономической, ни с технологической точек зрения не выгодна. Город, по сути дела, находится в преддверии техногенной катастрофы. Неоднократные обращения к руководству, правительству, министерствам и ведомствам республики с просьбами изыскать средства для реанимирования коммунального хозяйства остаются без реагирования. Горожане нормально обеспечиваются теплом, водой, газом и электричеством за счёт привлечения внебюджетных средств и титанических усилий коммунальщиков.

В Хасавюрте проживает значительное число чеченцев, а дагестано-чеченские отношения после событий 1999 года нельзя назвать простыми. Как удаётся поддерживать в городе межнациональный мир?

Вопрос поставлен некорректно. В нём слышатся отголоски негативного восприятия чеченцев, как носителей межнациональных распрей. Между тем, они во все времена поровну разделяли с горожанами радости побед и горечи поражений, вместе с ними пахали землю, строили заводы и фабрики, способствовали урегулированию конфликтов. Да, вероломное вторжение на дагестанскую землю летом-осенью 1999 года бандформирований из Чечни нанесло хасавюртовцам не только громадный экономический ущерб, но и глубокую моральную рану. Этим пытались воспользоваться экстремисты разных мастей, распространяя листовки с призывом изгонять дагестанских чеченцев за пределы республики, рушить их дома и т.д. Провокация не удалась. Чеченцы оказались по одну сторону баррикады с защитниками города. Это явилось следствием не только их мудрости, преданности общему дому - Дагестану, но и взвешенной национальной политики, проводимой местными властями.

Болee того, горожане не затаили в своих сердцах обиды и на коренным жителям соседней республики, первыми протянули руку помощи голодающим жителям Гудермеса, первыми откликнулись на их предложение о налаживании дружеских связей, регламентирующих полити-ческие, экономические, социальные и культурные контакты. В то время, как на государственном уровне в Дагестане и в России велись пространные дебаты о снятие напряжённости в Чечне, хасавюртовцы делали конкретные дела, утверждая межнациональный мир не оружием, а добром и милосердием. Там, где он присутствуют, не место распрям.

Вас часто называют политическим союзником и другом покойного Надиршаха Хачилаева. Как вы оцениваете эту личность?

Прошу прощения, но я был другом не Надиршаха, а его старшего брата Магомеда Хачилаева, руководителя лакского национального движения, президента республиканского Фонда мира, мудрого, мужественного и порядочного во всех отношениях человека. Его вклад в оздоровление общественно-политического климата в Дагестане, в укрепление дружбы между народами, в торжество справедливости, гуманности и интернационализма поистине неоценим. Зёрна его миротворческой миссии дали благодатные всходы и в нашем городе. В знак признательности и доброй памяти горожане одну из улиц Хасавюрта нарекли его именем.

(Справка ИА REGNUM. Сайгидпаша Дарбишевич Умаханов - уроженец с. Буртунай Казбековского района Дагестана. Имеет высшее экономическое и юридическое образование. Шестого апреля 1997 года был избран мэром города Хасавюрта. Был одним из организаторов дагестансокго народного ополчения во время вторжения боевиков из Чечни в 1999 году. Имеет ряд наград и почетных званий.)