18 июня 2004 года в музее-усадьбе "Останкино" состоялась презентация проектов-победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", который провел Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Всего в конкурсе участвовали 450 проектов государственных и негосударственных музеев и музейных организаций из 66 регионов России, в том числе 80 проектов из Архангельской области. Из всех представленных работ было отобрано 15 победителей по пяти номинациям.

Соловецкий музей представил на конкурс проект "Гостеприимные Соловки". Проект прошел первый и второй этапы конкурса и стал победителем в номинации "Музей и технология туризма" наряду с проектами "Событие века" Самарского областного историко-краеведческого музея им. Алабина и "Большая Сибирь. Сокровища Бурятии" Республиканской общественной организации "Общество" г. Улан-Удэ.

Идея создания "Гостеприимных Соловков" вызвана объективной необходимостью: на сегодняшний день в России нет отлаженной системы взаимодействия между учреждениями культуры и туристическими компаниями, ориентированными на выездной туризм, а как известно интенсивное развитие туризма является общемировой тенденцией последних лет и эта отрасль признается специалистами одной самых перспективных.

В настоящее время на Соловках туристическая индустрия прошла начальный этап становления, и на архипелаге возникла инфраструктура обслуживания посетителей: есть сеть гостиниц, пунктов питания, продовольственных магазинов, морской и автомобильный транспорт, спутниковая телефонная связь, реконструирован аэропорт. И на первое место сейчас выдвигается проблема информационной поддержки развития туризма. Необходимо пространство, в котором туристы могли бы встретиться с предоставляемыми им услугами, а организации и лица, предлагающие свои продукты для туристов, могли бы наладить коммуникацию между собой.

Реализация проекта "Гостеприимные Соловки" и создает такое общее пространство коммуникации, где встречаются интересы посетителей Соловков и поставщиков туристических услуг.

Решая локальную, на первый взгляд, проблему по улучшению информационного обслуживания посетителей музея, проект открывает путь для решения и более сложной задачи. Речь идет об управлении территорией Соловецкого архипелага, поскольку создание общего пространства коммуникации активизирует реальное взаимодействие организаций, оказывающих влияние на развитие туризма и использование культурного наследия Соловков в качестве основного ресурса этого развития, сообщает пресс-служба "Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника"