Турция комплексует: интервью советника президента Армении по вопросам национальной безопасности Гарника Исагуляна ИА REGNUM

Ереван, 22 июня 2004, 15:41 — REGNUM  Г-н Исагулян, можно ли считать, что единственным итогом активной митинговой деятельности армянской оппозиции стало принятие резолюции ПАСЕ по внутриполитической ситуации Армении со всеми исходящими из этого последствиями как для властей, так и для самой оппозиции. Как Вы думаете, стоила ли игра свеч, и какими будут дальнейшие действия оппозиционных сил страны?

Оппозиция изначально избрала неверную тактику - она отказалась от дискуссий вокруг программ и политического курса, выставив на повестку один единственный вопрос - отставку президента. При этом, если до президентских выборов среди оппозиционных лидеров были персоны, которые видели себя на этой должности, то после выборов оппозиция предстала без явно выраженного лидера. То есть, группа людей поставила один четкий вопрос, но каждый из этой группы видел именно себя в роли президента после отставки ныне действующего главы государства. Это был ошибочный курс, который, естественно, должен был привести к фиаско оппозиции. Добавим к тому, что с низу какого-либо императива отставки президента не было - общественность очень хорошо знакома с царящей в стране ситуацией. Разжевывание проблем социального характера, попытка сваливать всю вину на одного человека и обещание резко исправить положение дел в случае отставки "виновника всех бед" - сценарий для народа более неприемлемый.

После событий в Грузии некоторым показалось, что грузинский сценарий сработает и в Армении. В какой-то степени воодушевилась и недовольная масса. Но жизнь показала, что в Армении действовать подобными методами невозможно. Государственные институты четко осуществили свои функции в рамках закона, а оппозиция исчерпала себя. Если внимательно следить за заявлениями самых радикальных лидеров оппозиции, то и они сегодня осознают, что выбранный ими путь был ошибочен, лишен идеологического подтекста и обоснования. Они шли вслепую, не имея альтернативных программ, которые можно было бы представить на суд общественности.

Сегодня активно муссируются слухи о том, что президент Армении намерен воспользоваться своим конституционным правом на роспуск парламента, а также правительства. Насколько реалистичны подобные прогнозы?

Да, президент однозначно обладает этим правом. Однако я не думаю, что в НС и правительстве ситуация настолько запущена, что эти структуры не в состоянии выполнять свои функции. Воспользуется ли президент своим конституционным правом - покажет время, это зависит исключительно от результативности деятельности парламента и правительства.

И все-таки, будет ли оппозиция и далее митинговать, или же она вернется в парламент? Кстати, поговаривают и о том, что оппозиционных депутатов могут лишить мандатов.

О лишении мандатов не может быть и речи. Не думаю, что роль оппозиционеров сегодня такова, что партиям коалиции власти выгодно лишать их мандатов. Хотя, в рамках закона такая процедура возможна. Что касается митингов... Думаю, созывать их далее бессмысленно и сколько не тверди о закрытых дорогах, уже очевидно, что основная причина малочисленности митингов заключается в отсутствии требования народа. Так что, митинговые страсти пойдут на убыль. Кажется, оппозиция ищет пути возврата в парламент, желая при этом сохранить лицо. Им было сделано несколько таких предложений, которые, при подобном соотношении сил, нигде больше не были бы сделаны. Было предложено на основе консенсуса принять очень важные законы, такие как, реформирование избирательного кодекса, конституционные преобразования и т.д. Оппозиция ответила отказом, всерьез надеясь на успех. Но сегодня, после провала она желает, не дискредитируя себя, вернуться в парламент. Не думаю, что им стоит сильно беспокоиться об этом - они просто должны понять, что их деятельность на улице не являлась политическим процессом и была заранее обречена на провал. Они не смогли предвидеть это, так что и не надо ломать голову над вопросами - как и с чем вернуться. Надо просто взять и вернуться.

В резолюции ПАСЕ содержится несколько требований к властям Армении, в частности, санкционировать оппозиционные митинги и освободить ранее задержанных активистов. Насколько известно, эти требования выполнены - во всяком случае последний митинг властями был санкционирован, отпущены на волю и задержанные оппозиционеры. Как Вы думаете, исчерпан ли вопрос с Европой?

Можно однозначно заявить, что власти просто не ожидали, что политическая оппозиция поднимет этот вопрос в СЕ, поскольку любое, в той или иной мере, состоявшееся государство все свои внутренние вопросы старается решать исключительно внутри страны. Именно по этой причине, позиция власти в ПАСЕ документально представлена не была. Таким образом, внутриполитическая ситуация в республике была презентована односторонне, и резолюция принята на основе однобокой информации. Помимо этого, и в СЕ наличествовали определенные кулуарные вопросы. Как известно, оба - и докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху и нынешний Генсек СЕ претендуют на пост следующего Генерального секретаря СЕ, и им необходимо определенное количество голосов. В этом плане, наша оппозиция отдала дань чужим внутренним играм. Таким образом, и турецкие, и армянские и азербайджанские представители в СЕ оказались в некотором зависимом положении - в ожидании новой резолюции ПАСЕ, которая будет принята лишь в сентябре. Мы не должны думать, что международные инстанции абсолютно лишены внутренних игр и проблем, не занимаются политическими интригами и не пытаются использовать в этих интригах ситуацию в иных странах. Думаю, к сентябрю, если наша оппозиция все-таки решит не возвращаться в парламент и продолжит лелеять надежду на "революцию роз", то она, вероятно, вновь активизируется. Однако на этот раз власти Армении, учитывая предыдущий опыт, представят свою позицию и соответствующие документы, демонстрирующие реальную картину. В сентябре ПАСЕ примет уравновешенный документ.

Недавно в прессе со ссылкой на Вас появилась информация о том, что некоторые деятели оппозиционного лагеря сотрудничают с властями. Что это - мина замедленного действия в стане оппозиции или правда?

Мы действительно желаем нормализовать отношения с оппозицией, хотя бы чисто из человеческих побуждений. Можно выделить около десятка человек из оппозиционного лагеря, которые делают все возможное, чтобы исключить сотрудничество. Они принадлежат к такому разряду политиков, для которых наше государство со всеми его проблемами чуждо до тех пор, пока пост президента занимают не они, а Роберт Кочарян. Однако среди оппозиции есть и люди, которые поддерживают с нами совершенно нормальные человеческие и деловые отношения. Сегодня создается серьезный документ (Концепция национальной безопасности Армении - ред.), и в среде оппозиции есть персоны, которые имеют возможность и желание участвовать в его подготовке, не быть изолированными от решения задач государственного значения. Мы, без сомнения, сотрудничаем с этими людьми, обсуждаем с ними всевозможные вопросы и задачи. Исходя из объективных причин, имена этих людей я разглашать не в праве. Уверен, работа над документом завершится до конца текущего года, и эти силы сами открыто заявят о своем участии в столь важном деле.

Г-н Исагулян, параллельно с разработкой Концепции национальной безопасности, заявлено и о создании национального Института политических исследований. Чем обусловлено создание такого органа и какие задачи он призван решать?

Вопросы, касающиеся национальной безопасности, были в центре внимания с первых дней моего назначения и постоянно обсуждались с главой государства. В свете разработки Концепции национальной безопасности встал вопрос о необходимости профессионального обеспечения в решении задач, отображенных в этом документе. Таким образом, было решено создать Институт политических исследований на государственном уровне. Согласно непосредственной инициативе президента недавно состоялось заседание правительства, в ходе которого было принято решение о создании Института политических исследований при президенте Армении. Он будет заниматься решением серьезных вопросов с достаточно широким спектром - это внутренняя и внешняя политика, региональные и геополитические вопросы, разработка взаимоотношений с другими государствами и т.д. О необходимости такого института много говорилось за годы независимости, но конкретной инициативы не было. В настоящее время даны соответствующие поручения, и работа вошла в завершающую стадию.

Определена ли структура этого института?

В решении правительства зафиксированы все детали - и структура, и отделы, и финансовые задачи, и вопросы дислокации. Кадры будут отобраны исходя из профессиональных навыков. Не исключается, что координационные работы и связь с президентским аппаратом буду поддерживать я. Через три месяца все будет приведено в окончательный вид. Подобный институт - новинка не только для Армении, но и для региона. Даже если соседние страны пытаются создать что-то подобное, то это делается по указанию извне. Мы избрали свой путь и, уверен, нас ждет удача.

В регионе складывается довольно напряженная ситуация. Составляются ли какие-либо сценарии развития действий?

Концепция национальной безопасности отражает, по сути, все вопросы и анализирует процессы, протекающие в нашем регионе, а также их возможное влияние на Армению. Сценарий действий разрабатывается и для самых экстремальных случаев. Нас интересуют все вопросы. Это только кажется, что в Армении работа такого уровня не проводится, что, конечно, не так.

Когда будет завершена работа над Концепцией?

Примерно к концу года. Вопрос находится под государственным вниманием. Политическая элита решит форму принятия этого документа, а также вопрос о том, как именно концепция будет пущена в оборот.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы решения нагорно-карабахского конфликта?

Карабахский вопрос является одним из важнейших вопросов, связанных с нашей национальной безопасностью. Не потому, что это жизненно необходимая для Армении территория, не потому, что решение этого вопроса связано с восстановлением исторической справедливости, не потому, что это право людей на самоопределение, не потому, что не было независимого Азербайджана с Карабахом, но и потому, что сегодня мы стоим перед реальностью, перед балансом, который нарушить невозможно, и ни одной сверхдержаве не выгодно, чтобы этот баланс был нарушен. Де-факто, есть ситуация, которая воспринимается международным сообществом. Многое становится ясно, когда следишь за визитами сопредседателей МГ ОБСЕ и их заявлениями до посещения Степанакерта (столица Нагорного Карабаха - ред.) и после этого. Они четко осознают, что карабахский конфликт не похож ни на один другой ни с какой точки зрения. Это состоявшееся демократическое государство, с которым нельзя не считаться. Это государство, у которого есть все государственные институты - президентский институт, парламентский институт, армия, органы местного самоуправления. К сожалению, проблемы связанные с карабахским вопросом чаще исходят изнутри, чем навязываются внешним миром. То есть, для международного сообщества это, по сути, решенная проблема, а для нас пока нет. По этому вопросу все заявления главы Армении и министра ИД очень однозначны, и пытаться давать иные комментарии и интерпретировать их - неблагодарный труд.

Анализируются ли последствия открытия армяно-турецкой границы? Выгодно ли это Армении?

Откровенно говоря, такие расчеты есть. Просчитывается какую пользу из этого извлечет Турция, какие коммуникации откроются, получит ли Армения новые рынки сбыта и так далее. Когда ставишь такие вопросы, то становится ясно, что, по сути, Армении это экономически не выгодно. Но мы учитывает тот факт, что Турция соседнее государство и с ним необходимо поддерживать нормальные отношения без каких-либо предусловий. Однако, нам непонятен вот какой момент - Армения имеет право ставить предварительные условия, но не делает этого, а Турция не имеет на то права, но упорно выдвигает какие-то условия. Позиция Анкары в этом смысле не совсем логична. Мы не должны быть более заинтересованы в открытии границы, чем они, поскольку, еще раз повторю, и экономические и иные факторы свидетельствуют, что открытие границы новых рынков и увеличения экспорта не даст, и, наоборот, может послужить увеличению турецкого ширпотреба на нашем рынке. Бюджет Турции может позволить даже в ущерб себе производить низкокачественные товары и заполонить армянский рынок. Мы это прекрасно знаем, но вместе с этим не выдвигаем предварительных условий.

Все-таки допускаете ли Вы открытие границы с Турцией в ближайшей перспективе?

В ближайшем будущем не допускаю, поскольку Турция серьезно комплексует и от своих комплексов пока избавиться не может.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.02.17
«Краснодар» впервые в истории прошел в четвертьфинал Лиги Европы
NB!
22.02.17
«МЮ» одержал две победы над «Сент-Этьеном» и прошел в четвертьфинал турнира
NB!
22.02.17
Закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья вступил в силу
NB!
22.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 февраля
NB!
22.02.17
Выплаты бюджетникам переводятся на карту «Мир»: тарифы пока под вопросом
NB!
22.02.17
«Подготовка губернаторского резерва — главная задача правящей партии»
NB!
22.02.17
В Крыму лидеров ОПГ «Башмаки» отправят под суд за преступления 1990-х годов
NB!
22.02.17
Парламентские выборы в Эквадоре: у оппозиции 64 мандата. У левых — 67 мест
NB!
22.02.17
Святее папы римского: в Румынии испугались разморозки отношений с Россией
NB!
22.02.17
«Заметных перемен в связи с обновлением губернаторского корпуса не будет»
NB!
22.02.17
«Пойдет и победит»: перспективы Витко на выборах губернатора Севастополя
NB!
22.02.17
Стрельба в центре Оренбурга: ранены две девушки
NB!
22.02.17
Введение онлайн-касс: бизнес станет прозрачнее?
NB!
22.02.17
«Фирташа задержали по запросу Испании, но уйти добыча может в США»
NB!
22.02.17
Киев усилил блокаду. ЛНР обвинила Украину в остановке подачи воды
NB!
22.02.17
Лидер ЛДПР разглядел «цветную революцию» в зале Госдумы
NB!
22.02.17
Порошенко: РФ угрожает Украине полномасштабной войной
NB!
22.02.17
В парке «Патриот» строится Рейхстаг
NB!
22.02.17
Россия по периметру защищена от ядерного удара — Шойгу
NB!
22.02.17
В Кремле прокомментировали идею о выдвижении женщины в президенты РФ
NB!
22.02.17
Екатеринбург: ожидаемая отставка и неожиданное задержание
NB!
22.02.17
Боевой Донбасс: Украинские нацбаты сдают позиции ДНР