Окало ста представителей сибирских предприятий примут участие в ежегодной выставке-ярмарке в китайском Урумчи. Об этом сегодня на встрече с журналистами сообщили заместитель полномочного представителя полпреда президента в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков. Уже есть договоренность с авиакомпанией "Сибирь" о доставке сибирской делегации в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (СУАР), административным центром которого является Урумчи. В рамках ежегодной международной торгово-экономической ярмарки пройдет презентация предприятий Сибирского федерального округа. Делегацию округа возглавит полпред президента Леонид Драчевский. Кроме предпринимателей в делегацию войдут главы администраций субъектов РФ, артисты, журналисты.

По словам Простякова не существует каких-либо особенных критериев отбора сибирских компаний для участия в ярмарке. Просто, считает замполпреда, нужно желание работать с китайскими партнерами. До 1 августа идет прием заявок на участие в мероприятии. На сегодняшний день около 70 фирм выразили свое желание поехать в Китай и представить сою продукцию и разработки.

К сожалению, у России с СУАР достаточно слабые отношения. В то время как торговый оборот автономного района с Казахстаном составляет $2,5 млрд., то с Россией всего $270 млн. Причем еще 10 лет назад оборот с Казахстаном составлял менее $100 млн., а уже в этом году руководитель государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу увеличить этот показатель до $3,5 млрд.

Несмотря на неудовлетворительный торговый оборот, деловая активность между Сибирью и СУАРаом с каждым годом возрастает. По словам заместителя председателя Народного Правительства СУАРа Чжан Чжоу, мы уже начинаем ощущать нехватку переводчиков со знанием русского языка. По его словам, уже достигнута договоренность о том, чтобы в Новосибирске прошли переподготовку молодые китайские специалисты с начальным знанием русского языка.

Однако между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Сибирью кроме языковых барьеров есть еще и транспортные. Например, СУАР и Казахстан соединяют 3 автомобильные дороги и одна железнодорожная ветка. Из Сибири в СУАР прямой дороги нет. Как сообщил Игорь Простяков, Транспортная стратегия России, которая разрабатывалась рабочей группой под руководством губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, и обсуждалась недавно на заседании Правительства России, предусматривает строительство прямой дороги через республику Алтай. Однако пока никто не говорит даже о сроках начала проектных работ. К тому же еще не ясно, прокладывать этот путь по существующей дороге на Монголию или делать прямую дорогу на Китай. Товарищ Чжан Чжоу считает, что дорога напрямую через Китай будет более эффективной.

Прямая дорога выгодна Китаю не только как грузовая артерия. Как признался товарищ Чжан Чжоу, руководство автономного района хотело бы превратить свой регион в транзитный узел для китайских туристов, желающих выехать зарубеж в Россию или через Россию. Вообще русское, точнее сибирское, направление в местной туристической отрасли считается очень перспективным. Сейчас СУАР посещают 10 млн. туристов только из других районов Китая, которые приносят в год до 10 млн. китайских юаней в бюджет. За счет открытия сибирского направления руководство СУАР планирует увеличить поступления средств с туризма.