Москва поддерживает политику Запада на Южном Кавказе - считает карабахский аналитик

Гагра, 22 июня 2004, 09:49 — REGNUM  События в регионе Южного Кавказа традиционно комментирует предопаватель международного права Российско-армянской современной гуманитарной академии, сотрудник аппарата Президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян:

В последнее время наблюдаются ряд тревожных тенденций в Абхазии и в грузино-абхазских отношениях в целом. После убийства лидера оппозиции, известного в Абхазии ветерана войны и бывшего мэра абхазской столицы Гарри Айба внутриполитическая ситуация в республике накалилась. Однако в данном контексте особо хотелось бы отметить отставку министра иностранных дел Сергея Шамбы, который в своем прошении об отставке на имя президента Абхазии Владислава Ардзинба посчитал "невозможным работать в правительстве, вызывающем только нарекания в обществе в связи с неспособностью обеспечить безопасность граждан".

Отставку министра иностранных дел Абхазии можно объяснить по разному. Шамба искушенный политик и вряд ли он, особенно в нынешнее, можно сказать, судьбоносное для Абхазии время, решил заявить об отставке просто так, поддавшись эмоциям. Учитывая нынешнюю внутриполитическую ситуацию в Абхазии, данный шаг главы вшешнепиолитического ведомства сулит ему неплохие политические дивиденты. Дело в том, что президент Абхазии Ардзинба уже несколько лет тяжело болен и фактически физически не в состоянии управлять государством. В данной ситуации в республике процветает клановость и коррупция. Однако вину за сложившеюся ситуацию общественность возлагает не на физически немощного президента, который воспринимается большинством населения как настоящий лидер, а на его ближайщее окружение и чиновничество. Поэтому отставка Шамбы с критикой в адрес правительства (в заявлении нет ни одной критической оценки в адрес президента Абхазии) дает ему неплохие шансы сыграть в "свою игру" и даже участвовать в президентской кампании. По сравнению с убитым лидером оппозиции, который предлагал радикальные шаги по борьбе с коррупцией и правонарушениями, Шамба более предпочтителнее для власть имущих Абхазии. Однако возможно и то, что отставка Шамбы связана с трансформациями в подходах к урегулированию грузино-абхазских отношений, и уже бывший министр иностранных дел своевременно подал в отставку, чтобы не быть замешанным в инициирование процессов, которых население Абхазии может не принять.

Процессы, связанные с переделом власти являются внутренним делом Абхазии. Но возможные трансформации в подходах к урегулированию абхазского конфликта по ряду причин представляет для Нагорного Карабаха определенную важность. Во-первых, в зависимости от позиций сторон конфликта и основных центров силы в регионе можно будет более или менее спрогнозировать возможные подходы этих акторов к урегулированию других конфликтов, в частности, карабахского. Во-вторых, в Абхазии проживает много наших соотечественников, которые по численности являются второй после абхазов нацией и количественно лишь ненамного уступают последней. Нас не может не волновать их судьба, особенно если ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта будет развиваться в деструктивном русле. В случае такого развития ситуации последствия этого конфликта будут непосредтсвенно сказываться и в обоих армянских государствах.

Как же может развиваться ситуация в Абхазии? По большому счету имеются три альтернативы ее развития. Первая альтернатива - напористость официального Тбилиси в решении абхазского вопроса. Напористость не обязательно будет преследовать цель силового решения вопроса, скорее всего Грузия будет наставивать на скорейшем решении вопроса вообще. Вторая альтернатива - возобновление переговорного процесса и решение вопроса в течение нескольких лет. Третья альтернатива - продление нынешней ситуации "ни мира ни войны", т.е. попросту замораживание ситуации до подходящего момента. Первая альтернатива чревата дестабилизацией в зоне конфликта и может привести к возобновлению боевых действий. Кстати, дестабилизация в зоне грузино-абхазского конфликта возможна и в случае напористости Тбилиси в решении юго-осетинского конфликта. Высшие официальные лица Абхазии и Южной Осетии уже заявили, что в случае каких-либо военных посягательств на Абхазию или Южную Осетию, обе республики окажут друг другу всю необходимую помощь. Третья альтернатива возможно более выгодна Абхазии, которая может использовать это время для развития своей экономики и строительства государства. Но данная альтернатива не выгода новому грузинскому руководству, которое пришло к власти с лозунгом восстановления единства страны и борьбой с коррупцией. Поэтому замораживание процесса урегулирования абхазского конфликта будет негативно влиять на репутацию грузинского руководства среди собственного населения.

В данном контексте наиболее целесообразным представляется вторая альтернатива. Она в несравненно меньшей степени чревата возобновлением боевых действий, чем первая альтернатива и к тому же более приемлема для руководства конфликтующих сторон, особенно для Грузии. Например, если новое руководство Грузии не сумеет осуществить должным образом обещания о борьбе с коррупцией и правонарушениями, то активное участие руководства в абхазском урегулировании весьма эффективно сгладит негодование народа и отвлечет внимание народа от внутренних проблем. Но у этой альтернативы есть один весьма существенный недостаток - время. Сколько лет необходимо будет вести переговоры для достижения всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта? Если конфликт можно будет урегулировать за полгода, год или максимум полтора-два года, то возможно этот вариант станет безальтернативным. Но этот конфликт достаточно сложный, а время - критический фактор особенно для Запада, который активно интегрирует Южный Кавказ в евроатлантические структуры.

Ряд последних тенденций, особенно события в Аджарии, показали, что Москва поддерживает политику Запада в лице США на Южном Кавказе. Но Россия страна большая и в общем непредсказуемая. Поэтому нельзя точно прогнозировать что будет через два-три года. Исходя именно из этого Запад заинтересован в скорейшем, (пока ситуация более или менее прогнозируемая) урегулировании абхазского конфликта. Но скорейшее урегулирование чревато серьезными осложнениями, которые будут представлять наибольшую опасность как для самих сторон конфликта, так и для России. Дестабилизация обстановки в Абхазии повлечет за собой дестабилизацию и на Северном Кавказе.

На Северном Кавказе проживают родственные абхазам адыги, черкесы и кабардинцы, которые в любой момент готовы оказать военную помощь братскому абхазскому народу. Вооруженные формирования из представителей этих народов могут серьезно дестабилизировать и без того сложную ситуацию на Северном Кавказе. Абхазов поддержат также и отдельные группы казачества. О своей поддержке Абхазии высказался и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который заявил следующее: "Мы не оставим в беде братский абхазский народ, и в Тбилиси это должны учитывать". По некоторым данным, недавно абхазы провели скрытое частичное развертывание в Очамчирском районе Абхазии, в котором приняло участие казачество Краснодарского края и Ростовской области, кабардинцы, черкесы и адыги. Более того, Абхазию могут поддержать и абхазская мусульманская диаспора Турции и черкесская диаспора Ближнего Востока, численность которых по разным оценкам составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек.

Весьма интересна здесь и позиция чеченских сепаратистов. Информационный орган руководства сепаратистов "Чеченпресс" выступило с заявлением о том, что чеченская сторона не поддерживает власти Абхазии и Южной Осетии в их конфликтах с Грузией, так как они не борются за независимость, а лишь хотят перейти от власти Тбилиси под власть Москвы. Если Кремль не поддержит абхазов и будет всячески препятствовать помощи им народов Северного Кавказа, то Абхазия, провозгласив борьбу за независимость, может привести под свои знамена и чеченских сепаратистов, а это уже чревато второй кавказской войной (которая, как известно, носила и ярко выраженную религиозную направленность) с широким использованием методов террористической борьбы. Подобное развитие ситуации не выгодно ни США, ни России, так как их совместные действия могут быть негативно восприняты, в частности, в исламском мире.

Все же вторая альтернатива представляется более вероятной и, по всей видимости, абхазский вопрос будет решаться вкупе с юго-осетинским, т.е. будет представлен план урегулирования грузино-абхазских и грузино-юго-осетинский отношений вместе, а не по отдельности. Вариант создания общего государства по аналогии, например, с предложенной Кипру модели (т.е. фактически горизонтальные отношения между субъектами), будет наиболее вероятным сценарием. Интересы Абхазии и Южной Осетии должны быть максимально соблюдены, ведь от степени удовлетворености этих субъектов, у которых много этнически близких народов на Кавказе, будет зависеть и политическое будущее Северного Кавказа, ведь это критический элемент, особенно для жизненно важных интересов Запада.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
В ДНР смертность в 3,2 раза превысила рождаемость
NB!
26.04.17
Экспертный круглый стол ИА REGNUM: «Новые губернаторы и старые элиты»
NB!
26.04.17
Новые губернаторы и старые элиты
NB!
26.04.17
«Правительство служит только тормозом»
NB!
26.04.17
Нефтегазовая отрасль Казахстана: стагнация с политическими рисками
NB!
26.04.17
Похитителям невест может грозить до трех лет лишения свободы
NB!
26.04.17
Чехия «выполнила долг»: парламент страны признал Геноцид армян
NB!
26.04.17
«Новосибирск слишком плоский, ему пора расти вниз и вверх»
NB!
26.04.17
Гладить нежно: как владимирские памятники отдали «безродному космополиту»
NB!
26.04.17
Страны Брейвика — «лидеры счастья»: новое измерение «шоковой терапии»
NB!
26.04.17
Совфед призывает Минфин не подТрунивать над населением
NB!
26.04.17
Четыре раненых мирных жителя в ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
26.04.17
Совфед отправил в отставку главного военного прокурора
NB!
26.04.17
Страсти по Исакию: церковная бюрократия против чиновников
NB!
26.04.17
The Strategist: Евросоюз вопиюще не подготовлен к победе Марин Ле Пен
NB!
26.04.17
Собор в музее, или музей в соборе: чем шокированы паломники?
NB!
26.04.17
Стоит ли Тбилиси для Киева литургии раскольников?
NB!
26.04.17
Карсский договор 1921 года может развалиться
NB!
26.04.17
«Британия послала в Черное море корабль, как сигнал Кремлю»
NB!
26.04.17
На Сахалине отменили выплаты детям и беременным — сэкономили 200 млн рублей
NB!
26.04.17
«Шокированы и потрясены»: ПАСЕ озаботилась нарушениями прав геев в Чечне
NB!
26.04.17
МЭР «снимает сливки» с нефтяных месторождений, не думая о будущем