Стартовал совместный проект телевизионной программы "Парламент", газеты "Комсомольская правда" и пресс-центра Законодательного Собрания, который получил название "Право на ответ". По проекту, раз в две недели на вопросы избирателей по телефону будут отвечать депутаты городского парламента. Первым ответил на вопросы избирателей председатель Законодательного Собрания Сергей Тарасов. Во время прямого телефонного разговора с горожанами в студии присутствовал корреспондент "NEWSpb.RU". Публикуем ответы Сергея Тарасова на наиболее важные вопросы, которые задавали избиратели.

Анна Владимировна, пенсионерка: Сергей Борисович, в нашем городе недавно прошел форум по антитерроризму, скажите, пожалуйста, как бороться с терроризмом?

Как бороться с терроризмом? Ну, конечно, не совсем ко мне вопрос. Но то, что это сейчас общенациональная и даже общемировая проблема - это уже стало для всех очевидным. Хотя говорить о проблемах терроризма необходимо и нужно и в таких формах, как проведение форумов, хотя бы для того, чтобы определиться по общим вопросам и осознать - все ли мы одинаково понимаем, что такое терроризм. Посмотрите: допустим, американцы понимают это явление одним образом, а мы понимаем иначе. Если мы говорим, что в Чечне действуют террористические организации, то на Западе трактуют ситуацию в Чечне совершенно не так. Проведение форумов такого масштаба, в том числе и петербургского, в первую очередь, подразумевает определение одних подходов к терроризму. И не даром на нашем форуме прозвучала мысль о том, что необходимо преодолеть многозначность понимания одни и тех же проблем, найти точки соприкосновения, методы взаимодействия.

Светлана Николаевна, пенсионерка: Почему в квитанциях до сих пор остается строка на оплату санитарного содержания территорий, когда её отменили? Вы должны заставить губернатора и прокурора на это отреагировать!

Спасибо за вопрос. Спасибо за такую высокую оценку депутатов - что мы должны заставить действовать прокурора и губернатора. Насчет прокурора - то это достаточно тяжело, потому что прокурор не находится в сфере влияния депутатов, скорее наоборот, прокурор призван следить за соответствием наших законов федеральным.

Как мы можем заставить губернатора делать то или иное? Только принимая определенные законы. Такой закон был принят, но губернатор наложил на него "вето". И проблема здесь не в том, что горожане отказываются платить за уборку придомовых территорий, а в том, что количество чистоты обратно пропорционально увеличению оплаты за эту услугу. Но поскольку недавно, отвечая на вопросы журналистов, губернатор сказал, что такой строчки "уже нет", видимо, он определился в этом вопросе. Если говорить о самом санитарном содержании территории, то мы уже говорили с Владимиром Анатольевичем и при корректировке бюджета Санкт-Петербурга на 2002 год большие средства будут направлены именно на содержание территорий и финансирование служб, которые занимаются данным вопросом. Думаю, что корректировка бюджета города произойдет в мае.

Дмитрий Петров, предприниматель: Почему не ремонтируют улицы, в частности, улицу Рубинштейна?

Я понимаю, что вопрос в том, что ремонтируются "большие улицы" и ничего не происходит с "маленькими". Город, по мнению многих горожан, с которыми я общаюсь, тратит достаточно много средств, по крайней мере, последние два - три года на то, чтобы привести в порядок, допустим, Литейный проспект, Садовую улицу. Это те проекты, которые по объему ремонтных работ и финансированию, очень затратные, в тоже время всё, что прилегает к Невскому проспекту, Литейному, Вознесенскому находится в совершенно ужасающем состоянии. Если бы у нас в городе одна только улица Рубинштейна была в плохом состоянии, то, я думаю, мы были бы самыми счастливыми людьми. В этом году, я сейчас говорю об Адмиралтейском районе, мы договорились о том, что (и в других районах примерно та же самая ситуация) средства Дорожного фонда будут направляться не только на затратные улицы, где есть необходимость смены трамвайных путей или укладывания бетонных подушек под трамвайные пути, но и на ремонт и реконструкцию маленьких улиц. Но проблема состоит в том, что зачастую подрядчики не хотят брать на себя такую работу, потому что это не очень выгодно с их точки зрения. Но мы говорили с Дедюхиным - председателем комитета по дорожному хозяйству, и теперь будут составляться лоты, где к выгодным контрактам будут обязательно добавляться маловыгодные по объему улицы. Пока по улице Рубинштейна ответить не могу, а врать не буду. Ваш вопрос совершенно справедлив, и он, конечно, относится к нам - Законодательному Собранию, потому что адресная программа Территориального дорожного фонда утверждается ежегодно депутатами одновременно с городским бюджетом.

Сергей Жуков, студент: Когда состоятся выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга?

Чем ближе окончание срока полномочий любого выборного органа - Законодательного Собрания, парламента, тем все более острыми становится обсуждение по поводу назначения даты выборов. И это происходит не только в нашем городском парламенте, но это достаточно частая ситуация для парламентов разных уровней. Во-первых, нужно сказать, что в соответствии с законом есть временной промежуток, в течение которого мы должны определить дату выборов: 127 - 180 дней. Другое дело, что большая часть споров связана с тем, что наш городской Устав, т.е. наша городская конституция, имеет неоднозначное понимание временных рамок по выборам в Собрание. Сегодня этот промежуток находится между декабрем 2002 года и апрелем 2003 года. Но на это накладывается еще много других причин. Среди них и возможное принятие Государственной Думой России закона о выборах по партийным спискам. По этому поводу также идет полемика внутри Собрания. Я думаю, что обязанность наша - депутатов, в течение ближайшего времени решить эту проблему. У меня на столе лежит законопроект, который снимет такое неоднозначное понимание. Законопроект скоро будет рассмотрен парламентом. И если найдется 34 депутата, которые его поддержат, то до лета, почти наверняка, мы сможем назвать точную дату выборов в городской парламент. Хотя еще раз повторю, что и у сторонников и противников определенной даты, имеются существенные аргументы. Вчера я разговаривал с председателем Государственной Думы Геннадием Селезневым. Мы обсуждали тему возможного принятия нижней палатой российского парламента закона о т.н. "партийных выборах". Даже у Геннадия Селезнева пока нет однозначной поддержки проведения региональных выборов по партийным спискам, и он не смог описать преобладающее настроение по этому вопросу внутри самой Думы. Ещё раз подчеркну - этот вопрос, тоже оказывает существенное влияние на определение даты наших выборов. Я думаю, в любом случае самое главное - обеспечить преемственность созывов, ведь речь идет о достаточно принципиальных вещах - о сменяемости городской представительной власти, что само по себе является залогом истинной демократии.

Тамара Николаевна, домохозяйка: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг Контрольно-счетной палаты?

Контрольно-счетная палата города проверяет правильность расходования государственными органами бюджетных средств, а при подготовке бюджета специалисты КСП дают свои заключения, я естественно, не научным языком объясняю, а простым, чтобы избиратели поняли. Сегодня существует, я бы сказал: "внешне кризисная ситуация". Она связана с взаимоотношениями Контрольно-счетной палаты с комитетом финансов и бюджетно-финансовым комитетом Собрания. Хотя я не могу сказать, что это серьезный конфликт, но, с другой стороны, Контрольно-счетной палатой во время рассмотрения отчета об исполнении бюджета за 2000 год были сделаны достаточно существенные замечания комитету финансов. В конечном счете, часть претензий была признана комитетом финансов. Но на сегодня не принят отчет по бюджету за 2000 год. Вокруг этого и развивается конфликт. Ещё раз подчеркиваю, это рабочий процесс, но иногда его промежуточные результаты "выплескиваются" на страницы газет и телевидение. Связано это с тем, что депутаты и чиновники, в том числе председатель Контрольно-счетной палаты Буренин, допускают резкие высказывания по разным поводам, допустим, что украли из бюджета города 1,5 миллиарда. Безусловно, есть некоторые проблемы, и комитет финансов даже признал факт нецелевого использования средств бюджета, но, естественно, ни о каком воровстве речь не может идти. Но, так или иначе, всё это получает огласку, приобретает политический характер, и деятельность Контрольно-счетной палаты накладывает отпечаток на взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, потому что КСП является структурным подразделением Собрания, хотя и представляет собой достаточно самостоятельный орган. Я думаю, что Контрольно-счетная палата - это чрезвычайно важный инструмент в государственном механизме Санкт-Петербурга. Но и деятельность Контрольно-счетной палаты, и её руководитель не должны восприниматься как "предтеча" прокуратуры. Вот это самое главное. Дело в том, что если есть нарушения, то материалы должны передаваться в прокуратуру, но создавать вокруг каждой проверки большой шум неправильно. Я все время говорю, та власть хороша, про которую меньше всего знают. Когда меньше всего будут знать про Законодательное Собрание и кто у нас губернатор, тогда и будет народ жить хорошо. И когда мало кто будет знать про Контрольно-счетную палату и всякого рода конфликты, это будет означать, что она функционирует нормально.

Олег Петрович, преподаватель: Вы не входите ни в одну из фракций в Собрании, связано ли это с Вашими политическими предпочтениями?

В соответствии с законом Санкт-Петербурга я не имею права входить ни в одну фракцию с того момента, как я стал председателем Законодательного Собрания, поэтому после избрания спикером я сразу вышел из фракции, в которой состоял. Я считаю это абсолютно правильным. Это не только практика Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, это практика и некоторых европейских парламентов. Вполне естественно, что человек выходит из фракции для того, чтобы, так или иначе, объединять депутатов. В этом, собственно говоря, и состоит моя основная задача - находить компромисс между различными фракциями, пытаться сгладить острые углы и противоречия. В этом состоит основная задача председателя, к которой добавляются представительская, хозяйственная и другие.

Что касается моих политических пристрастий, то я, на свое счастье, таковых не имею. Почему на счастье? Потому что я имею возможность с гордостью сказать, что за последние 10 лет ни в одной партии не состоял. Мне часто приходится встречаться с политиками, которые рассказывают о десяти и более партиях, в которых они успели побывать за десяток лет. Почему не состою? Не потому что я такой противник партийной системы - она должна быть построена и это политическая необходимость для нашей страны. Другое дело, что я считаю, что пока к этому Россия не готова и существующие партии не отражают настроения и чаяния населения. И сегодня партии не представляют реальной объединяющей силы. Пока партии не являются тем каркасом, на который нанизывается политическая и административная система, что мы можем наблюдать в других странах. Поэтому я пока не вхожу ни в одну партию. Но если такая партия возникнет, может быть, я и войду. Я состоял в Коммунистической партии Советского Союза десять лет и этого не скрываю. Но это была другая Коммунистическая партия, это была другая страна, другой век, и даже тысячелетие. Все было другое. Но это "другое" тоже забывать нельзя.

Денис Сергеевич, пенсионер: Не собираетесь ли "уйти" в Москву?

Я надеюсь, что когда вы говорите об уходе в Москву, вы не имеете в виду, что я пойду туда пешком, а хотели узнать, не перейду ли я на работу в Москву. Во-первых, меня жена не отпустит в Москву. Во-вторых, когда меня об этом спрашивают, сразу вспоминаю сказку, помните: отцы ушли, старшие братья ушли, остались одни мальчиши. Санкт-Петербург мне напоминает именно эту сказку. Когда многие ушли в Москву, прежде всего, чиновники городского уровня, то мы - мальчиши остались. Но, как известно, именно мальчиши всех победили. А если говорить серьезно, каждый сам определяет для себя свою собственную жизнь, так, как он считает возможным. И я не буду говорить высокопарных фраз о том, что я не уезжаю в Москву, потому что люблю наш город - я на самом деле его люблю. Я думаю, что Москва - это чиновничий город, а здесь, в Питере все по-другому, и даже чиновники с питерским отношением к делу.

Ирина Тюрина, учительница: Собираетесь ли Вы вновь баллотироваться в Законодательное Собрание и на пост губернатора города?

Я буду избираться в Законодательное Собрание, потому что было бы довольно странным, если действующий председатель Законодательного Собрания вдруг не стал бы избираться в новый созыв. Это могло говорить лишь о том, что он полностью разочаровался в политике, или в нем разочаровались, либо он сам в себе разочаровался. Есть много людей в общественной и политической сфере, с которыми я связан и работой и дружбой. Я обязан идти на выборы именно по этим причинам. Но не только по этим. Я также не могу подвести людей, которые меня избирали в Собрание. Избираться буду, но говорить о дальнейших перспективах достаточно сложно, поскольку третий созыв - это уже другая страница петербургской истории. Я надеюсь, что новая страница будет лучше. Третий созыв должен учесть многие отрицательные моменты в работе второго созыва. Я надеюсь, второй созыв подготовит законодательную почву для третьего, чтобы новый депутатский корпус не тратил время на споры и малосущественные вещи, а больше занимался общегородскими проблемами, коих очень много.

Что касается губернаторских выборов. Любой мой ответ на этот вопрос - буду я баллотироваться или не буду, воспринимается не всегда адекватно. Я могу сказать одно - у нас есть губернатор Владимир Яковлев, который еще больше двух лет будет находиться на своем посту. Кто придет в город через два с половиной года - время покажет. Сейчас у всех впереди много других задач, в том числе и у меня, и у моих коллег.

Ольга Евгеньевна: Каким Вы видите свое личное участие в праздновании 300-летия города?

Я так понимаю, что задавая свой вопрос, Вы не имели в виду мою деятельность как председателя Законодательного Собрания, поскольку я вхожу в состав Государственной комиссии по проведению юбилея, которую возглавляет президент России, и делаю все необходимое по своим должностным обязанностям. Кроме этого, могу сказать как человек, которому небезразличен город и который думает о том, что он лично может сделать для 300-летия Санкт-Петербурга. Каждый петербуржец в состоянии внести свой вклад в подготовку праздника. Сегодня много задается вопросов по поводу содержания территорий, по поводу грязи и мусора. Да, мы - городские власти, и несем за это определенную ответственность. Но каждый горожанин должен просто подумать сам, - что он должен сделать по подготовке к 300-летию города, что он может сделать в своем дворе, подъезде, лестнице. Можно надеяться, что в этом году выйдет на субботники гораздо больше людей, чтобы привести в порядок свои дворы, горожане должны понять, что невозможно, просто ненормально разбрасывать всюду мусор, а водители должны подумать о правильной парковке, особенно это касается владельцев "подснежников". Все зависит от каждого человека, от каждого петербуржца, от его отношения к своему городу. Я, конечно, хочу поучаствовать в празднике, более того, откровенно говоря, в режиссуре тех или иных праздничных мероприятий, например, карнавала. А с другой стороны, я человек хозяйственный, я ведь занимаюсь хозяйственными вопросами Мариинского дворца. Мы его приводим в порядок, и к 300-летию Петербурга будет открыт Большой зал дворца, отреставрирован внутренний двор, где будут проводиться даже детские праздники. Есть замысел вернуть в Мариинский дворец хотя бы копию картины Репина "Заседание Государственного совета", потому что восстановление исторической правды - это тоже наша обязанность в преддверии юбилея города. История - это та основа, на которой во многом основывается все, что мы делаем сегодня. Планов, конечно, много, но планы это одно, а возможности это другое. Я думаю, что мы все-таки сможем многое реализовать к празднику.

Игорь Михайлович, научный работник: Необходимо ли принимать закон "Об официальных символах Санкт-Петербурга"?

Закон принимать, безусловно, надо. Но все сложности связаны с тем, что как только мы примем этот закон, то нужно будет менять официальные бланки, изображения на фасадах государственных учреждений и многое другое. Я жду принятия закона еще по одной причине - чтобы снять герб с Мариинского дворца. Дело в том, что герб на фасаде Мариинского дворца уникален тем, что не принадлежит ни одному государству или городу. В свое время по заказу мэра Анатолия Собчака герб был сотворен из мозаики, весит он 3 тонны, но художник, когда делал герб, не основывался ни на чем, кроме как на собственном художественном вымысле. Осталась проблема с гимном - музыку Глиера мы утвердили, а слов пока так и нет. Я убежден, город должен свое трехсотлетие отметить с утвержденными официальными символами.