"Укрупнение вертикали власти".

(Новые Известия 21.06.04. С.Ткачук)

Расширение Красноярского края может стоить казне 23 миллиарда рублей

Завтра на совещании в администрации президента РФ будет обсуждаться процесс объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. По данным "Новых Известий", глава президентской администрации Дмитрий Медведев уже одобрил концепцию и экономическое обоснование слияния этих субъектов Федерации, представленную накануне красноярским губернатором Александром Хлопониным. Федеральному бюджету столь масштабное укрупнение будет стоить 23 млрд. рублей.

Впервые идея укрупнения регионов возникла на повестке дня в 2000 году, вскоре после старта федеративной реформы. Тогда создание федеральных округов стало эффективнейшим средством имитации интереса Центра к региональной политике. По мнению Михаила Виноградова, руководителя аналитического департамента Центра коммуникативных технологий "Ргопаганда", Кремлю удалось застолбить эту тему, а потом попытаться побудить полпредов заниматься ее содержательным наполнением, "Поставленные тогда задачи так и не были решены до конца, - считает эксперт. - Оказалось, что федеральный Центр способен серьезно влиять на ситуацию в лучшем случае в двух-трех регионах в каждом федеральном округе". А тут в 2003 году, после успешного объединения Коми-Пермяцкого АО и Пермской области, инициативы слияния "снизу" посыпались как из рога изобилия. Кремль в столь деликатной ситуации, похоже, растерялся: выработке четкой позиции по выстраиванию федеративных отношений он предпочел прагматичный нейтралитет. А главный реформатор страны, нынешний руководитель аппарата правительства в ранге министра Дмитрий Козак, дал понять: Центр не будет выстраивать преграды инициативам снизу, но форсировать этот процесс также не станет.

По мнению экспертов, объединение регионов Москве, с одной стороны, выгодно: уменьшение числа неконтролируемых губерний приведет к предсказуемости региональной политики. С другой стороны, накладно: финансирование этой кампании почти полностью ляжет на и без того хлипкий федеральный бюджет.

Одно объединение Красноярска с Таймыром и Эвенкией тянет на 23 млрд. руб. Именно такую сумму запросил у Центра губернатор Александр Хлопонин. По подсчетам его команды, 6 млрд. в течение трех лет понадобятся для компенсации расходов на округа и 9,3 млрд. - на финансирование новых расходных полномочий, которые с 2005 года появятся у края и округов. Кроме того, он также попросил выделить краю 7,9 млрд. руб. на инвестиционные проекты. Такая ситуация возникает из-за того, что, по новому законодательству, со следующего года Таймыр и Эвенкия не смогут получать финансовую поддержку напрямую из федерального бюджета. А значит, основная нагрузка по содержанию округов придется на Красноярский край. Пока в краевой администрации не объясняют, откуда взялись столь баснословные суммы.

Руководитель аналитической группы Меркатор Дмитрий Орешкин, комментируя "НИ" последнюю инициативу красноярских властей, отметил: "Смешна сама постановка вопроса: федеральный Центр должен выделить более 20 млрд., чтобы несколько субъектов Федерации слились в единое целое. Представьте только, что два американских штата захотят объединиться и попросят донорской помощи у Вашингтона. Это - нонсенс". По мнению г-на Орешкина, финансируя на первый взгляд выгодную для себя кампанию по укрупнению, Москва, сама того не ведая, закладывает мину под целостность государства в будущем: "Центр просто прикармливает административно-военную систему устройства власти, разрушая горизонтальные связи между субъектами Федерации". В итоге будет стерта грань между регионами-донорами и регионами-реципиентами. "Красноярск, естественно, заинтересован в том, чтобы под его контроль, как финансовый, так и политический, попали богатейший Таймыр и более благополучная, чем он сам, Эвенкия", - заключил Дмитрий Орешкин.

Аналогичной точки зрения придерживается бывший сопредседатель СПС Борис Немцов, сам в прошлом губернатор Нижегородской области. "Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО было целесообразным. Я также могу понять необходимость объединения, например, Корякского АО с Чукоткой", - отметил он. Однако, по его мнению, нецелесообразно присоединение "слабых" регионов к более экономически развитым. К тому же, по его словам, процесс укрупнения не способствует ликвидации бюрократических барьеров, а, напротив, усиливает их: "Добраться до губернатора огромного края будет гораздо сложнее".

А депутат Госдумы Сергей Глазьев, баллотировавшийся в губернаторы Красноярского края, среди прочих, выделил этнические факторы, сопровождающие объединительный процесс. По его мнению, объединение края и автономий с их историко-культурными традициями может неблагоприятно сказаться на жителях, входящих в единый субъект территорий. "Важным фактором политического объединения является гарантия сохранности идентичности каждого из народов", - заявил "НИ" депутат.

Что касается самого факта предстоящего слияния, то, по его словам, "с точки зрения современного управления нет разницы, какое количество субъектов входят в Федерацию: 89 или 20". Ключевое значение, по словам политика, имеет политическая воля, которая бы искоренила бюрократические насыпи в каждом субъекте.

"Объединение за ваши деньги".

("Сегодняшняя газета", 19.06.04, Лев Костров)

Хлопонин торгуется с администрацией президента.

ВЧЕРА московские "Ведомости" опубликовали информацию о том, что Александр Хлопонин на минувшей неделе в столице активно презентовал свой план объединения Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. По информации газеты, глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев предварительно одобрил план, представленный красноярским губернатором в аналитической записке "3 в 1". Согласно этому проекту, подготовительная работа в рамках грядущего объединения должна стартовать уже в июле. Первое значимое событие в рамках грядущего укрупнения региона должно состояться в марте следующего года, когда предполагается провести референдум об объединении во всех трех субъектах федерации.

Для того, чтобы референдум прошел успешно, и федеральной властью было принято решение об объединении, необходим так называемый результат 50/50 - то бишь, не менее 50% явки в каждом регионе и не менее 50% проголосовавших "за". Задачка, надо сказать, не из легких. С краем несколько проще, а вот на Таймыре и в Эвенкии люди вовсе не горят желанием присоединиться к Большому Брату. Об этом прямо заявляет и губернатор Эвенкии Борис Золотарев, и "начальник Таймыра" Олег Бударгин.

В записке специально оговаривается необходимость разъяснительной работы как с населением края и округов, так и с элитами. Последним должно быть гарантировано трудоустройство с сохранением социального статуса в том случае, если их нынешние должности будут упразднены в ходе объединения. На проведение такой разноуровневой агитационной кампании Александр Хлопонин и просит у центра время с нынешнего июля до марта будущего года. Предполагается привлечь также действующие на территориях оргструктуры крупных политических партий - "Единой России", коммунистов и других.

Любопытно, что накануне некоторые местные газеты сообщили о приватных договоренностях, достигнутых с губернатором Эвенкии Борисом Золотаревым. Известно, что эвенкийский глава, пришедший в исполнительную власть из ЮКОСа, до последнего времени был самым принципиальным и последовательным противником грядущего объединения. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку именно Золотарев может потерять при этом больше других. Со ссылкой на не названный источник "МК в Красноярске", а вслед за ним и "Ведомости", сообщили, что в качестве компенсации Золотареву предложен пост спикера в парламенте объединенного Красноярского края.

В этой связи, совершенно непонятно, куда девается нынешний спикер Заксобрания Александр Усс. Фигуре такого политического веса придется предложить либо соответствующую его притязаниям должность в Москве, либо... Либо Александр Хлопонин настолько уже не надеется выиграть следующие выборы "укрупненного" региона, что добровольно отдает этот пост своему позапрошлогоднему визави.

Ну и потом, договоренности договоренностями, но выборный процесс, как известно, еще никто не отменял. Директора представительства "Норильского никеля" в Красноярске Владимира Суроткина по осени, помнится, тоже обещали сделать спикером, правда, горсовета. В итоге Владимир Александрович вообще не смог избраться в представительный орган, куда баллотировался по спискам "Родины".

Впрочем, мы отвлеклись. Если референдум состоится, и результат его будет положительным, дальнейший сценарий развития событий таков. В Госдуму должен быть внесен проект конституционного закона об образовании нового региона. Александр Хлопонин предлагает этим законом продлить полномочия Бориса Золотарева, избранного губернатором в 2001 году сроком на пять лет, и слегка подсократить пребывание у власти Бударгина, губернаторский срок которого истекает в январе 2008 года. Выборы губернатора объединенного региона предлагается провести в сентябре 2007 года, то бишь, в момент истечения полномочий самого Александра Хлопонина. Ну а выборы нового парламента предлагается провести в декабре того же года.

Но самое интересное в предложениях красноярского губернатора не в этом, а в том, что в качестве непременного условия объединения Александр Хлопонин просит у федерального центра денег. Около 23 млрд. рублей, что эквивалентно примерно 800 миллионов долларов США. Из них 6 млрд. руб. - это компенсация прямых трансфертов, которые предназначались Эвенкии и Таймыру вплоть до 2006 г.

Кроме того, 9,3 млрд. руб. на три года губернатор запрашивает на финансирование новых расходных полномочий, которые с 2005 г. появятся у края и округов. Ну и под шумок еще 7,9 млрд. Хлопонин, как настоящий бизнесмен, просит на различные инвестиционные проекты, которые в случае своей реализации помогли бы оставаться на плаву объединенному региону. В числе этих проектов - строительство объездной дороги и еще одного моста через Енисей, строительство дорог к зонам лесозаготовок, подготовка зоны затопления Богучанского водохранилища и некоторые другие.

В Москве по поводу этих требований красноярского губернатора уже поднялся шум. Многие эксперты возмущены тем, что Александр Хлопонин требует "подкинуть деньжат" на объединение. Так, Илья Трунин из Института экономики переходного периода в интервью "Ведомостям" напоминает, что все субъекты Федерации равноправны, и считает сомнительным подход, при котором объединяющиеся регионы должны получать какие-то преференции. "Объединение - дело самих регионов, и трудно объяснить, почему федеральному центру за это нужно платить", - удивляется эксперт.

Думается, Александр Геннадьевич просто-напросто демонстрирует в данном случае недюжинную коммерческую хватку. Все знают, что процесс всеобщего укрупнения российских регионов на самом деле спущен сверху, и нужен, прежде всего, кремлевским стратегам. А железное правило бизнеса гласит: "Кому больше надо, тот и платит". И сегодня красноярский губернатор, выдержав эффектную паузу, говорит объединению "да", попутно выставляя Кремлю счет.

"Стоимость серого вещества".

("Известия-Красноярск", 19.06.04, Максим Царев)

Несмотря на заверения краевых чиновников, цемент в регионе значительно подорожал.

Вчера администрация края и депутаты Законодательного собрания пытались объясниться с новым руководством "Красноярского цемента", повысившим цену на свою продукцию более чем на тридцать процентов. С этой целью представители власти, по инициативе начальника управления промышленности и топливно-энергетического комплекса края Дениса Пашкова, отправились вчера на цементный завод. Ответ представителя собственника - "Топкинского цемента" - новизной высокопоставленных лиц не порадовал: никакого снижения цен не произойдет. Когда полтора месяца назад "Топки" приобретали ОАО "Цемент", развитие событий по подобному сценарию не предугадал бы только незрячий - красноярское предприятие было практически единственным заводом за Уралом, сдерживающим цену в нашем регионе.

На остальных территориях от Находки до Тюмени стоимость этого серого вещества уже давно соответствует той, которая установилась сейчас в Красноярском крае. Именно на это напирали новые владельцы завода. Цена, мол, просто приведена в соответствие.

После этой встречи депутат Законодательного собрания Александр Шведов заявил корреспонденту агентства "NEWSLAB" что представители завода не смогли обосновать последний крупный рост цен на цемент во всех регионах, где есть их предприятия. По его словам, здесь, безусловно, есть широкое поле для деятельности антимонопольного комитета. Впрочем, повышение цены - не самый худший вариант развития событий. После проведения аукциона многие предрекали полную остановку и последующее закрытие предприятия. Дело в том, что топкинцы сами испытывают трудности с реализацией продукции, и приобретение красноярского завода аналитики считали не более чем уничтожением конкурента. Сейчас обязанности генерального директора "Красноярского цемента" исполняет Игорь Храпов, руководитель топкинского предприятия. Ключевые посты в руководстве завода тоже занимают кемеровчане. Но это временно - до осени, до тех пор пока завод не встанет на ноги и местный менеджмент не научится работать в новых условиях.

После покупки завода предприятие какое-то время работало на привозном сырье, поскольку в министерских кабинетах утрясались проблемы с получением лицензий на недропользование. Пользуясь случаем, в цехах первичной переработки сырья силами рабочих сделали ремонт.

Со следующей недели вся технологическая цепочка вновь заработает. Эти шаги демонстрируют желание новых хозяев возобновить производство. Денис Пашков подтвердил, что ОАО "Топкинский цемент" уже инвестировал в развитие завода 40 миллионов рублей и намерен до конца года завершить ремонт одной из аварийных печей. Инвестиции нового владельца Красноярского цементного завода - 000 "Топкинский цемент" - в развитие производства, по словам Дениса Геннадьевича, уже составили около 40 миллионов рублей.

Однако главного Пашков со своими коллегами в результате визита так и не добился -цемент подорожает, хотя еще 7 мая Денис Геннадьевич уверял журналиста телекомпании "Афонтово" в том, что покупка завода никак не скажется на цене продукции. И вот, сорок дней спустя, свершилось!

Новые хозяева ничего страшного в повышении цены на свою продукцию не видят. Заявления строителей о том, что в результате повышения цены вырастет стоимость жилья в Красноярске, Игорь Храпов считает безосновательными. По его словам, доля цемента в общей стоимости строительных работ не превышает 10 процентов. Следовательно, повышение если и будет, то незначительное - около 3 процентов. Однако, по мнению директора цемзавода, красноярские строители могут воспользоваться ситуацией и значительно поднять расценки, свалив всю вину на цементников.

Но десять процентов - это только стоимость прямых затрат на строительные работы. Если включить стоимость материалов, изготовленных из цемента, которые используются в строительстве (блочных панелей, шифера и т. п.) то доля его в себестоимости конечного продукта - жилья - окажется куда значительнее.

По крайней мере, генеральный директор ОАО "Волна", производящего шифер и другие строительные материалы, Владлен Чариков заявил депутатам Законодательного собрания о том, что из-за подорожания цемента его заводу грозит остановка - поднять, в свою очередь, цены на свою продукцию "Волна" не может, так как конкуренция на рынке строительных материалов очень высока.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИИ"

Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра жилья в Красноярске - 10141 рубль, в Тюмени - 12347, в Новосибирске - 16310, в Иркутске - 18425... Цена на цемент в соседних с краем областях выше в среднем на 25-30 процентов.