17 июня в Замоскворецком районном суде г. Москвы прошло первое слушание по обвинению ветеринарного врача Александра Дуки в распространении наркотиков. Речь идет об используемом в ветеринарной практике психотропном веществе "кетамин".

В начале судебного заседания адвокат ветеринара Евгений Черноусов подал ходатайство о прекращении производства по делу, так как задержание было проведено с массой процессуальных нарушений, однако суд отказал в удовлетворении ходатайства, не усмотрев в действиях оперативных работников нарушения закона об оперативно-розыскной деятельности.

По мнению адвоката, имела место провокация. 25 ноября 2003 г. врача клиники "Бон-Пет" Александра Дуку сотрудники Госнаркоконтроля вызвали прямо в офис райотдела ГНК, сообщив по телефону, что по адресу ул. Донская, 7 требуется провести срочную операцию агрессивной собаке. На здание, в котором ранее находилось подразделение налоговой полиции, еще даже не успели повесить вывеску нового ведомства. По прибытии в офис А.Дуке сказали, что собака находится в другой комнате, и попросили заранее набрать препарат в шприц. По его словам, пока он готовился к операции, один из пригласивших его людей предлагал ему взять деньги за оказание помощи животному, однако, врач отказывался. В результате заранее помеченные купюры просто положили в сумку ветеринара. Учитывая крупный размер собаки (по словам вызвавших ветеринара людей это была кавказская овчарка), А.Дука набрал в шприц двойную дозу кетамина. Вслед за этим в помещении появились оперативники Госнаркоконтроля и ветеринар был задержан. При этом он нем мог воспользоваться своим правом на телефонный звонок. Выехав на вызов около 17 часов, А.Дука только в половине пятого утра смог связаться с директором своей клиники Камилем Галимовым и шепотом скороговоркой сообщить, что задержан и находится на Донской улице. Не подозревая, что могло случиться, К.Галимов заявил в милицию о пропаже своего сотрудника, но определить его точное местонахождение не удавалось до тех пор, пока в 14:45 26 ноября он сам не позвонил своей жене и не сообщил точный адрес. Освобожден он был только около 22 часов.

Таким образом, задержанный А.Дука находился в офисе Госнаркоконтроля более суток без предъявления обвинения и предоставления адвоката. Тем не менее, суд отклонил ходатайство Е.Черноусова и заседание продолжилось.

В связи с тем, что сотрудники Госнаркоконтроля, являющиеся свидетелями со стороны обвинения, на заседание не явились, суд заслушал показания только свидетеля защиты К.Галимова. В своем выступлении на суде директор ветеринарной клиники подчеркнул, что его подчиненный ехал выполнять гуманнейшую миссию, помогать животному, и он не видит в его действиях состава преступления. Как пояснил свидетель, А.Дука выезжал на вызов для оказания помощи животному, а не для того, чтобы облегчить ломку человеку, и пусть врач действительно пытался использовать препарат, регламентация использования которого в ветеринарии отсутствует, это не является основанием для обвинения его в торговле наркотиками.

Напомним, что 20 января 2004 года вышло постановление Минсельхоза о разрешении использования кетамина в ветеринарной практике, однако, процесс лицензирования препарата в нем никак не был определен. Это и стало настоящим камнем преткновения для ветеринарных врачей, так как не дает возможности оказывать помощь животным в экстренных случаях.

Как подчеркнул К.Галимов, и он, и А. Дука в свое время давали клятву Гиппократа, которая обязывает врачей лечить и оперировать без боли. А проведение хирургического вмешательства без наркоза не представляется возможным. Точно так же, по его словам, нереально сделать наркоз без кетамина. Как рассказывает К. Галимов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, обстановка на судебном заседании была настолько накаленная, что он, вызванный в качестве свидетеля, чувствовал себя подсудимым. Ему не давали договорить, постоянно останавливая на полуслове и объясняя, что стенографистка не успевает записывать его показания. Дело кончилось тем, что речь свидетеля превратилась в перекрестный диалог с прокурором и судьей. Показания свидетеля все время перебивались требованиями прокурора: "Прямо отвечать на поставленный вопрос!", а также удалением из зала представителя Центра защиты животных.

Следующее заседание по делу состоится 21 июня.