Как и ожидалось, во второй тур президентских выборов, который состоится 27 июня, вышел лидировавший по опросам 77-летний Валдас Адамкус. Однако его соперником в борьбе за пост президента во втором туре неожиданно стала занимавшая по многим опросам последнее место из пяти кандидатов, член сейма 61-летняя Казимира Прунскене. За В.Адамкуса по предварительным данным проголосовало 30,85 % избирателей, за К. Прунскене 21,35 %. За остальных трех кандидатов: Петрас Ауштрявичюс - 19,33%, Вилия Блинкявичюте - 16,55%, Чесловас Юршенас - 11,91%.

Чем объясняется эта неожиданность литовских президентских выборов? Конечно, К.Прунскене - известный политик, она была первым премьер-министром независимой Литвы, а ныне она депутат сейма и возглавляет Союз Крестьянской партии и Партии народной демократии. Однако ни ее Партия народной демократии, ни сам Союз не представляют собой значительной политической силы. Да и средств на избирательную компанию К.Прунскене истратила чуть ли не меньше всех. В то время как улицы Вильнюса сплошь были усеяны портретами представителя соцдемов Ч.Юршенаса, а также П.Ауштрявичюса, В.Адамкуса, изображение К.Прунскене почти отсутствовало. Популярностью по опросам она тоже не блистала (по некоторым опросам накануне выборов была даже последней).

Вполне очевидно, что главную роль сыграла не личность К.Прунскене, а ситуация, в которой избиратель был загнан в угол: у него отобрали возможность голосовать за экс-президента Р.Паксаса, выставив мало чем отличающихся друг от друга пять кандидатов. А литовцы такой народ, что не любят, когда не спрашиваясь снимают ими избранного президента. Они желали на внеочередных выборах доказать правящей элите, что избиратели выше правителей. Они это уже доказали, избрав на предыдущих выборах вопреки всем прогнозам Р.Паксаса вместо выдвинутого "элитой" В.Адамкуса.

Сегодня ситуация повторяется. Власти не дали возможность народу "доказать" свою правоту, путем принятия законов "под Паксаса" не допустили экс-президента к выборам. А все шло к победе Р.Паксаса, он был рейтинговым "тяжеловесом" -преследовал В.Адамкуса по пятам. В то время как среди пяти оставшихся кандидатов ближайший по рейтингам отставал от В.Адамкуса в два раза (около 30% у В.Адамкуса и от 10 до 15% у ближайшего соперника), Р.Паксас котировался в районе 20 и более процентов, а в случае выхода во второй тур (что практически было неизбежным) он имел все шансы стать опять президентом. Ведь на предыдущих президентских выборах он отставал от В.Адамкуса гораздо больше, чем перед выборами 2004 г., а все-таки победил: хотя тогда еще не было такого размежевания литовского общества как теперь, после "президентского" скандала.

Итак, избирателям не дали возможности "доказать" свое верховенство, проголосовать опять за Р.Паксаса. Что теперь делает массовый избиратель? Он смотрит на пять оставшихся кандидатов - каким образом можно теперь выразить свой протест против действий властей. К счастью, среди кандидатов находится один, который не голосовал за отставку Р.Паксаса, а, наоборот, на протяжении всего скандала то и дело принимал его сторону, защищал. Это - К.Прунскене.

Со своей стороны, первый премьер Литвы, опытный политик, понимает ситуацию, психологию избирателей. Поэтому она открыто призывает Р.Паксаса "оказать ей поддержку", то есть призвать свой контингент избирателей отдать голоса если не за Р.Паксаса, то за его сторонника, единственного в списке допущенных к выборам кандидатов. Удаленный с политической арены, Р.Паксас думает, не спешит. Тогда К.Прунскене, пытаясь ускорить его решение, делает следующий ход: заявляет о том, что если она станет президентом Литвы, она добьется изменения законодательства, отменит "поправки", спешно принятые накануне выборов с целью не допустить Р.Паксаса опять к президентским выборам и реальной победе. Сразу после этого загнанный в угол Р.Паксас становится сговорчивым: поддерживает Р.Прунскене (какой-никакой, но все-таки шанс для человека, которому только что сейм запретил на всю жизнь претендовать на руководящие посты в государстве).

Что делает массовый избиратель на этом этапе? Он получает возможность проголосовать "за Р.Паксаса" в его отсутствии в списках кандидатов. За "инкарнацию" Р.Паксаса - К.Прунскене. Показать свое отношение. Что он и проделывает с блеском. Не случайно К.Прунскене набрала 21% - именно таким, около 20%, был рейтинг Р.Паксаса. То есть те, кто желал избрать Р.Паксаса, теперь избрали К.Прунскене.

Выход во второй тур К.Прунскене резко ухудшает ситуацию В.Адамкуса. Только что обнародованные результаты опроса (Transcom по заказу LNK "Žinios") говорят о почти катастрофической ситуации для В.Адамкуса: за В.Адамкуса во втором туре готовы голосовать 50,3% избирателей, за К.Прунскене - 49,7%. Теперь к К.Прунскене, скорее всего, перейдут голоса соцдема Ч.Юршенаса и социал-либерала В.Блинкявичюте, а, может быть, и П.Ауштрявичюса, которого поддерживал русскоязычный В.Успаских. Ведь "левый" избиратель всегда голосовал за социал-демократов, социал-либералов - против правых. Сама К.Прунскене только что заявила, что надеется на прямую и непрямую поддержку пяти партий - ее собственного Союза Крестьянской партии и Партии новой демократии, Либерально-демократической партии Р.Паксаса, социал-демократов, Рабочей партии В.Успаских, а также Союза Русских Литвы и Избирательной акции поляков Литвы. Если это произойдет, у нее есть все шансы стать президентом Литвы. Ведь В.Адамкусу особо не из чего расширять свой электорат (к нему может перейти разве что часть избирателей опиравшегося на поддержку как левых, так и правых П.Ауштрявичюса).

Интересы России. Политическая ситуация в Литве складывается более чем благоприятно для интересов России. Рассчитывать на правящую "прорусскую" партию в одной из стран Прибалтики вряд ли возможно. Однако для России важно уже то, что у власти может быть президент и партия, которые не настроены враждебно к ней, имеют опыт исторических тесных связей с Россией. Из пяти кандидатов на пост президента Литвы только К.Прунскене и Ч.Юршенас имели такой опыт. Однако вариант К.Прунскене предпочтительнее еще и потому, что она, в отличие от сосредоточенного в основном на парламентской работе Ч.Юршенаса, является экономистом, хозяйственником-практиком, исполнявшим функции премьера. Сегодня Россия вряд ли может рассчитывать на политическую дружбу со странами, ставшими членами ЕС и НАТО. Между тем как в сфере экономических интересов ее роль в Прибалтике может расти и растет.

С другой стороны К.Прунскене - антиамериканист, сторонник "евросоюзного", а не проамериканского будущего Литвы, с привлечением России к решению проблемы евросоюзной стабильности (более детально об этом - в публикации ИА REGNUM "Кто станет президентом Литвы 13 июня: расстановка сил накануне выборов и интересы России"). В сложившейся ситуации ничего лучшего для России, как президент К.Прунскене, желать нельзя. Американец литовского происхождения, человек правых настроений, В.Адамкус, даже на литовском говорящий с акцентом, а русским не владеющий вообще, - самый неудобный для России вариант. Его социальная опора в Литве - правые и правоцентристские силы. Его американизм очевиден.

К сказанному нужно добавить, что к благоприятному для России исходу идет дело и в отношении других ветвей власти. Похоже, что законодательную и исполнительную власть в Литве вскоре будут контролировать левые силы. Оглушительная победа на выборах в Европейский парламент, имевших место в тот же день 13 июня, Рабочей партии В.Успаских - прообраз победы на предстоящих осенью парламентских выборах. Созданная литовским олигархом русского происхождения Виктором Успаских лишь в прошлом году Рабочая партия набрала на выборах в Европарламент 30% голосов, а идущие на втором месте социал-демократы - 14%. Напомним, что большинство, контролирующее сейм, формирует исполнительную власть, кабинет министров. Правые Литвы, увидев реальность победы К.Прунскене на президентских выборах, уже назвали ситуацию, когда К.Прунскене будет президентом, а В.Успаских премьером Литвы - "кошмаром". Однако то, что для правых является кошмаром, для России - благо. А что считает для себя благом рядовой литовский избиратель - покажут ближайшие выборы.