Предлагаем вашему вниманию интервью губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова журналу "Экоресурс", предоставленное пресс-службой областной администрации.

- Юрий Алексеевич, Вы - человек, знающий и чувствующий Северный край. Каким ритмом живет сегодня Ваша область?

- Вопрос сложный. Конечно, если бы я не чувствовал, не знал, чем живет Кольское Заполярье, то рано или поздно мне пришлось бы задуматься о смене работы. Отвечая на ваш вопрос, хочу отметить одну особенность нашего края, которая еще долго будет влиять на жизнь людей. Мои земляки ценят и хранят то, что чаще всего называют "стабильностью". Но эта не та "стабильность", которая чаще всего является синонимом отсутствия движения вперед. Эта стабильность, которая связана со здравым смыслом и жизненным опытом северян; та стабильность, которая обеспечивает позитивную динамику нашей жизни.

Именно поэтому, на мой взгляд, те импульсы к развитию области, которые были заложены еще в 60-е и 70-е годы, до сих пор дают о себе знать. Конечно, сегодня эти позитивные начала должны быть дополнены новыми идеями, новыми структурными преобразованиями, новыми инвестициями. Каждый раз, когда я становлюсь свидетелем и участником открытия на Кольском полуострове новых производств, внедрения новых технологий, реализации инновационные проектов, я укрепляюсь в мысли, что у Севера - большое будущее. Обидно только, когда жизнь затухает, уходит из небольших населенных пунктов области. Ведь они также определяют лицо нашего края. Но здесь уже от нас зависит, как поддержать этих людей, как найти им работу, найти дополнительные источники существования. Мы их ищем и обязательно найдем.

- Уникальность географического положения Кольского полуострова не вызывает сомнения. Какие выгоды имеет сегодня Ваш регион от соседства с Северной Европой и что может получить завтра при эффективном согласованном сотрудничестве?

- Да, с географической точки зрения наш регион - это своего рода мост между северными районами Европы и России. Естественно, что географическое положение и историческая общность обусловили, в первую очередь, связи Мурманской области с Норвегией, Швецией и Финляндией. Начинали мы с экологических проектов, постоянно расширяли сферы сотрудничества и ныне пришли к взаимодействию практически по всем насущным проблемам.

Очень показательный пример и, кстати, масштабный даже по общероссийским меркам проект - реконструкция комбината "Печенганикель" для уменьшения выбросов и трансграничного переноса диоксида серы. Соглашение между правительствами России и Норвегии о финансировании на паритетных началах модернизации комбината было подписано еще в 1996 году. Однако из-за финансовых трудностей российской стороны дело застопорилось, и нам пришлось приложить немало усилий, чтобы инициировать в правительственных кругах Норвегии и России возвращение к этой проблеме, доказать, что налицо все условия для ее успешного решения.

В частности, активное финансирование природоохранных мероприятий со стороны собственника комбината "Печенганикель" - РАО "Норильский никель". В результате в прошлом году на межправительственном уровне были приняты соответствующие решения. Общая стоимость проекта, финансируемого за счет гранта норвежского правительства, выгодного кредита "Nordic Investment Bank" и собственных средств "Норильского никеля", - около 100 млн. долларов. Для области это означает и создание новых рабочих мест, и увеличение налогооблагаемой базы... Главное же, что в результате модернизации производства на "Печенганикеле" вредные выбросы в атмосферу Заполярного, Никеля, уже сегодня уменьшенные на 60% по сравнению с уровнем 1996 года, будут снижены более чем в 10 раз - со 150 тысяч до 12-13 тысяч тонн.

Уже сегодня достаточно успешно идет реализация совместного российско-норвежского проекта выращивания на Кольском полуострове товарной семги. Это порядка 200 миллионов норвежских крон инвестиций, около 5 тысяч рабочих мест и в перспективе около 20 тысяч тонн семги в год. Несмотря на многие трудности, близится к завершению оборудование приграничного участка дороги и контрольно-пропускного пункта "Салла" на российско-финской границе. Весьма обширный список проектов реализуется в сфере культуры, образования...

Если говорить о масштабных перспективах, то, например, мы не видим непреодолимых препятствий к налаживанию совместной взаимовыгодной экономической деятельности в так называемой "серой" зоне в Баренцевом море. Россия и Норвегия, еще в 1944 году наложившие мораторий на разведку и добычу полезных ископаемых в южной части моря, могли бы установить взаимные права на добычу имеющихся здесь углеводородов с равными долями каждой стороны. Это было бы разумно и выгодно всем, особенно если учесть, что освоение месторождений в этом районе в силу ряда объективных условий возможно в короткие сроки.

- Как формируется сегодня бюджет области?

- Трудно формируется. На 2002 год мы были вынуждены принять областной бюджет с максимально возможным дефицитом в 15%. Хотя 2000 год завершили с профицитом в 170 млн рублей, и специалисты всерьез прогнозировали самодостаточность региона в финансовом отношении при сохранении темпов налоговых поступлений.

Столь разительный контраст объясняется целым рядом причин. Причем, только одну из них можно отнести к разряду непредвиденных, непреодолимых обстоятельств - это значительное падение мировых цен на продукцию наших предприятий горнопромышленного комплекса. Природа других достаточно очевидна, и об их негативном влиянии мы предупреждали не раз. Это прежде всего целенаправленное "перетягивание" налогов из области в пользу федерального бюджета. Установленное первоначально соотношение 50% на 50% федеральный центр поэтапно, с помощью различных "взвешенных" концепций перекроил в 65% на 35%, а фактически последние два года область отдает на федеральный уровень в два с лишним раза больше средств, чем получает из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Другая причина. Несмотря на бурную законотворческую деятельность российских парламентариев, федеральные законы, регулирующие основные принципы налоговой политики, до сих пор позволяют финансово-промышленным группам, построенным по типу корпораций, в которых представлены предприятия полного цикла - "от сырья к конечному продукту", искусственно снижать платежи в региональный бюджет. Делается это легко и изящно: за счет "игры" на внутритрансфертных ценах предприятия Мурманской области, добывающие и перерабатывающие сырье, работают практически без прибыли. Основная же прибыль извлекается в конце цепочки смежников, где-нибудь за тысячи километров от Кольского полуострова при реализации конечного продукта, который изготовлен из проката, сделанного из металла, выплавленного из руды, добытой нашими горняками... И хорошо еще, если с этой прибыли российский бюджет что-то имеет в виде налогов.

- Какие существуют программы развития региона?

- В декабре прошлого года областное правительство утвердило Стратегию экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. В ее разработке приняли участие лучшие силы Кольского научного центра РАН, представители местного самоуправления, исполнительной и законодательной ветвей власти, практически всех сфер бизнеса. Этот, без преувеличения, основополагающий документ в двух словах, конечно, не перескажешь. Но суть того, что мы планируем сделать, - это прежде всего отход от монопродуктовой направленности производства в базовых отраслях экономики, его диверсификация и улучшение структуры, что позволит области избежать фатальной зависимости от колебания цен на мировых рынках на основные виды сырья и продукты первичной переработки.

Тщательно рассмотрены, просчитаны и выглядят весьма многообещающе варианты значительного увеличения объемов производства в топливно-энергетическом комплексе за счет освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и добычи природного газа. При этом получают развитие вся инфраструктура, морской транспорт, строительная отрасль, будет осуществляться газификация региона, появятся предпосылки для создания химико-молекулярных производств... Тем не менее, мы предпочли быть реалистами и, учитывая, что сроки освоения Штокмана - вещь довольно зыбкая, в основу Стратегии заложили показатели, ниже которых при самых неблагоприятных обстоятельствах как внешнего, так и внутреннего порядка экономика области не опустится. И если условий для существенного прироста объемных показателей не будет, мы все равно будем двигаться вперед, укреплять свои позиции за счет разнообразия видов и повышения качества продукции, совершенствования структуры производства.

- Равномерно ли развитие отдельных районов области? Что, на Ваш взгляд, может дать толчок развитию региона в целом?

- В Мурманской области есть города и районы, например, Терский, Ловозерский, которые в силу объективно сложившихся обстоятельств даже теоретически не могут пока заработать средств, достаточных для полноценного выживания. В этих муниципальных образованиях крайне слабая промышленная инфраструктура, а значит, нет более или менее богатых налогоплательщиков, обеспечивающих финансовые поступления в бюджет. Чтобы "вытянуть" ситуацию, создать в масштабах области примерно равные социальные условия для населения, необходимо проводить так называемое бюджетное выравнивание, перераспределять финансовые потоки. Дело это архисложное. И, как показывает практика не только нашей области, но и других регионов России, да и федерального руководства в масштабах всей страны, такие процессы, принося благо одним, обязательно вызывают недовольство других, порождают целые цепочки разного рода проблем.

С одной стороны, мы воспринимаем эту постоянную головную боль как свой "крест": речь идет об уровне жизни людей, которые не виноваты в том, что именно в их районе нет мощной налоговой базы. С другой стороны, не считаем эту проблему "вечной", стремимся решать ее экономическими методами, а именно: создавать в таких районах условия для развития малого предпринимательства, туристического бизнеса, народных промыслов.

О перспективах развития региона в целом я уже говорил. Добавлю, что мы исходим из того, что арктические месторождения углеводородов - основная ресурсная база двадцать первого века. Шельф Западной Арктики, где содержится около 75 процентов всех запасов морских месторождений России, - это мощный ресурс для развития экономики Северо-Запада в целом. И по большому счету, разработка месторождений полезных ископаемых, эксплуатация Северного морского пути, который имеет все предпосылки для того, чтобы стать одной из важнейших морских трасс между Европой и Азией, - это своего рода локомотивы, призванные вытянуть на себе базовые отрасли промышленности.

Что может сегодня предложить Мурманская область для развития Северного морского пути? Какие есть идеи, инициативы?

- О перспективах развития Северного морского пути можно говорить всерьез лишь при условии сохранения российского ледокольного флота. Только атомные "пахари Арктики" в состоянии сделать устойчивой и эффективной работу на трассе Севморпути. Несколько лет мы настойчиво добивались, чтобы государственное финансирование ледокольного флота, который находится в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства, соответствовало хотя бы самым минимальным потребностям в содержании судов. Ведь, согласитесь, бюджетная дотация в 7% от необходимого, как финансировалось содержание флота два-три года назад, - это прямой путь к развалу. Очень отрадно, что Президент России В.В.Путин, правительство поддержали наши предложения по модернизации атомного ледокольного флота, разработке соответствующей федеральной целевой программы. В федеральном бюджете на 2002 год отдельной строкой на содержание ледокольного флота запланировано 420 млн рублей. Это большой шаг вперед, который позволяет надеяться, что ситуация кардинально изменится и скептики, предрекавшие полный упадок Севморпути к 2005-2007 годам уже только потому, что у России не останется "дееспособных" ледоколов для проводки судов, будут посрамлены.

- Кольский полуостров - один из наиболее взрывоопасных регионов России с точки зрения насыщенности ядерными объектами. Чувствуете ли Вы поддержку правительства в решении этих проблем?

- Проблем здесь, действительно, хватает с избытком, и их острота заставляет действовать быстро и эффективно. Уверен, что сегодня это отчетливо понимают не только руководители Минатома и военного ведомства, с которыми мы работаем в тесном контакте. Мы чувствуем постоянное внимание к этой проблеме и поддержку высшего руководства страны, которое принимает соответствующие меры.

Напомню, на Кольском полуострове сегодня нуждаются в утилизации около сотни атомных подводных лодок Северного флота. Большинство из них с невыгруженными активными зонами реакторов. Накоплено внушительное количество жидких (ЖРО) и твердых радиоактивных отходов (ТРО), а вот технических средств для безопасного обращения с этими отходами, надежных хранилищ для их длительного хранения или захоронения не хватает. В Мурманске на ремонтно-технологическом предприятии "Атомфлот" запущена и эффективно работает опытно-промышленная установка по утилизации ЖРО, в том числе накопленных в ходе эксплуатации подводных лодок Северного флота. Специалисты считают, что к 2007 году проблема ЖРО в области должна быть решена. Примерно в эти же сроки Минатом намерен завершить выгрузку облученного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных подлодок. Однако для кардинального снижения потенциальной угрозы радиационного воздействия на население и окружающую среду нам необходимо в краткосрочной перспективе реализовать 13 проектов, общая стоимость которых оценивается в 317,6 млн долларов. Российский бюджет такие расходы не потянет, это понятно. Поэтому мы активно ищем возможности привлечения средств из-за рубежа. Самый свежий пример: финансирование Норвегией реконструкции мурманского спецкомбината "Радон", а также проекта по защите от атмосферных осадков блока сухого хранения на береговой технической базе в губе Андреева.

Хочу подчеркнуть: учитывая огромную насыщенность региона ядерными объектами, еще два года назад при областной администрации был создан Координационный совет по взаимодействию в сфере ядерной и радиационной безопасности на территории Мурманской области. В его состав входят представители различных министерств, ведущих институтов страны, мурманских предприятий, сфера деятельности которых связана с использованием ядерных материалов. И сделано это было именно с целью формирования долгосрочной политики, разработки стратегических подходов к решению задач в области обращения с РАО и ОЯТ. Такие подходы уже разработаны и согласованы с федеральными и региональными структурами, которые осуществляют управление в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Добавлю, что, по нашей задумке, где-то в мае этого года с документом "Стратегия обращения с РАО и ОЯТ в Мурманской области" смогут познакомиться на сайте www.murman.ru все, кого волнует эта проблема и кто хочет знать, как власти намерены ее решать