Выступление Н. Назарбаева на внеочередном VII съезде партии "Отан"

Астана, 17 июня 2004, 15:11 — REGNUM  Уважаемые делегаты и гости съезда!

Казахстан стоит на пороге серьезных политических испытаний. Определена дата осенних парламентских выборов, на которых обществу предстоит держать экзамен на политическую зрелость.

С какими результатами мы идем к этим выборам, в чем особенность нынешнего состояния казахстанского общества?
В прошлом десятилетии мы сделали правильный выбор. В самые короткие исторические сроки этот выбор доказал свою эффективность - принес Казахстану стабильность, экономический рост, улучшение качества жизни людей.
Благодаря внутренней стабильности сегодня Казахстан - лидер среди стран СНГ и Восточной Европы по объемам зарубежных вложений в экономику. Благодаря внутренней стабильности мы смогли добиться высоких показателей пенсий и пособий, увеличения заработной платы учителям, медикам, государственным служащим, начать выплату компенсаций за потерянные 15 лет назад вклады населения в Сбербанк бывшего СССР. Благодаря внутренней стабильности успешно реализуются программы индустриально-инновационного развития, по развитию сельского хозяйства и возрождению аула. Мы разворачиваем программу по осуществлению жилищной программы.
А значит действующая политическая система Казахстана проверена самой жизнью.

Впервые выборы высшей представительной власти независимого Казахстана пройдут в условиях устойчивого роста экономики, существенного улучшения уровня жизни казахстанцев.
Но давайте вспомним, как мы к этому шли, с чего начинали. В 1995 году объем ВВП по сравнению с 1990 годом упал на 40%. Такого падения экономики которое пережил Казахстан не бывало даже в периоды страшных войн. Это была такая яма, из которой, казалось, нам уже никогда не выбраться. А некоторые постсоветские страны, как вы знаете, еще продолжают там находиться. У нас же в 2003 году ВВП превысил пресловутый советский уровень 1990 года на 6,3%. Если учесть двойной, а порой тройной учет валового продукта в бывшем СССР, то эти цифры еще больше. Мы ставим перед собой задачу к 2015 году увеличить ВВП в 3,5 раза. Значит, мы не просто выбрались из той ужасной депрессии, а обеспечили не только относительный, но и абсолютный рост экономики.
И это результат той конкретной экономической политики, которую мы осуществляем. Модернизация страны, обеспечение её конкурентоспособности в условиях мировой глобализации - вот главное направление нашей политики в предстоящий период. А потому главный вопрос, который мы вместе с будущим Парламентом будем решать, состоит не в том, как выжить, а в том, как нам двигаться дальше.

Несмотря на эти очевидные успехи, некоторые стали говорить о том, что в Казахстане политические реформы якобы отстают от экономических. Есть ли достаточно веские причины для подобных заявлений?

Все эти годы построение современного демократического государства было нашей стратегической целью, к которой мы шаг за шагом уверенно движемся.
Реальностью в Казахстане стал политический плюрализм, многопартийность. Сформированы крупные и обладающие реальным влиянием политические партии, повышены их роль и влияние в избирательном процессе. Только за последнее время зарегистрирован ряд новых партий самого разного спектра. Приняты либеральные изменения в выборное законодательство.
Сегодня в Казахстане государственные институты работают на основе принципа разделения властей. Эффективно действует двухпалатный Парламент, в котором представлены самые различные политические партии, в том числе и оппозиционные. Мы провели работу по реформе межбюджетных отношений, сделав очень важный шаг в сторону децентрализации системы государственного управления. Найм чиновников в любой государственный орган осуществляется исключительно по конкурсу. Создается система "электронного Правительства", которая расширит доступность государственных услуг для граждан. Много сделано для создания независимой судебной системы. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Развертывается процесс гуманизации уголовного наказания, мы ввели мораторий на смертную казнь. Страна присоединилась к международным конвенциям по правам человека. В обществе реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения.

В стране созданы и активно действуют институты гражданского общества. Это, прежде всего, более 4,5 тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского Форума создается новая модель партнерских отношений между "третьим сектором" и государством. Устойчивыми темпами развиваются независимые масс-медиа. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тыс. человек.

Но самое главное - за годы реформ мы раскрепостили гражданскую инициативу людей. У нас активно формируется средний класс - основной носитель либеральных ценностей, оплот демократии. Это тоже конкретный результат последовательных политических реформ. При этом давайте будем помнить, что нашим наследством было почти полное отсутствие демократических традиций на фоне тоталитаризма.

И все-таки все эти реальные и очень важные усилия и конкретные результаты деятельности государства подвергаются сомнению. Чтобы еще раз ответить на доводы наших критиков, я хочу обратиться к оценкам, данным сегодня Казахстану не нами, а зарубежными политиками и международными организациями.

Достигли ли мы прогресса в развитии экономики и гражданского общества?
"Прогресс в Казахстане действительно впечатляющий, - подчеркнул 9 июня в интервью агентству Интерфакс-Казахстан Глава авторитетной международной рейтинговой компании "Moody's Corporation" Джон Резерфорд. - Казахстан создал очень динамичную экономику со многими прогрессивными атрибутами. Он создал очень стабильную банковскую систему с отличным управлением и ведет эффективную финансовую политику. Таким образом, прогресс в экономике и гражданском обществе здесь выдающийся".

Есть ли в Казахстане прогресс в развитии и укреплении демократии?
В Казахстане наблюдается "значительный прогресс в укреплении демократии", - подчеркнул несколько дней назад в Вашингтоне госсекретарь США Колин Пауэлл.

Достигнуты ли реальные успехи на пути демократических реформ, осуществляемых в Казахстане в годы независимости?
"В последние годы в Казахстане отмечен большой прогресс в демократических реформах. И международное сообщество должно это признать, - заявил недавно в Алматы во время нашей встречи действующий председатель ОБСЕ Соломон Пасси. - Тем более, что строительство нового государства ведется в стране в последние 10 лет и этот факт делает достигнутый прогресс более важным и значимым".

Действительно ли важна для международного сообщества прогрессивная роль Казахстана в региональном развитии?
"Экономические и политические достижения республики являются следствием "хорошего лидерства", - заявил председатель комитета по международным отношениям Палаты представителей Конгресса США Г.Хайд. - Сегодня Казахстан становится примером для стран региона".

Давайте вспомним, сколько копий было сломано вокруг законопроекта "О средствах массовой информации". Но, в конечном счете, объективное и взвешенное решение по этому вопросу нами было принято, и этот факт, как и регистрацию оппозиционных партий по новому Закону о выборах, высоко оценил заместитель представителя США при ОБСЕ Д. Дэвидсон. Он подчеркнул в этой связи, что "принятие правильных законов и тщательное их соблюдение являются сложной задачей, однако фундаментом демократии являются прочные правовые рамки. Мы аплодируем усилиям Казахстана по созданию таких правовых рамок".

По мнению посла США в ОБСЕ С. Миникеса, республика заметно улучшила законодательство "во всех областях", произошли положительные изменения в выборной и пенитенциарной системах.

Представитель самой авторитетной международной организации в Казахстане Фикрет Акчура заявил недавно, что "в ООН удовлетворены развитием правовой системы в Казахстане. Казахстан присоединился к 30 международным пактам".

В письме А. Ди Пьетро от имени группы депутатов Европарламента, направленном на имя Президента Казахстана, отмечается, что "в Европе с большим воодушевлением восприняли решение руководства Казахстана объявить мораторий на смертную казнь".

Действительно ли мы достигли реальных результатов в обеспечении межнационального и межрелигиозного согласия?
Ответ дает председатель комитета по международным делам Сената США Р. Лугар, который в прошлом месяце высоко оценил успехи Казахстана по налаживанию межконфессионального диалога и рассматривает их как "важное дополнение к вкладу республики в ядерное разоружение и обеспечение глобальной безопасности".

И таких самых авторитетных оценок я мог бы привести еще очень много. Это ли не верное свидетельство того, что Казахстан шаг за шагом продвигается по пути демократии и прогресса? Большое, как говорится, лучше видится на расстоянии. Как видите, наши успехи признаются за рубежом. Казахстан называют примером для всех стран региона, отмечая не только рост экономических показателей, но и более высокий уровень развития демократии в обществе. Каждый любящий Родину казахстанец, выезжая за границу и слыша эти высокие оценки, испытывает чувство гордости за свою страну.
Конечно, эти оценки не повод к успокоению. Сегодня назрел целый ряд общественных проблем, требующих решения. И мы отнюдь не намерены закрывать на них глаза. И хотя это не такие вопросы, которые можно решить в одночасье, сейчас необходимо приступить к их продуманному и последовательному решению.
Хочу ответственно заявить, что я четко вижу последовательность шагов, необходимых для решения этих проблем. В этой связи хотел бы поделиться своим видением задач политического развития страны на ближайшую перспективу.

Во-первых, надо постоянно выверять наши будущие шаги по политической реформе с интересами страны, задачами сохранения политической стабильности в обществе и учитывая мнение всего народа. Постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества с участием различных политических сил сыграло свою большую позитивную роль. Но этой работе нужно придать новый импульс, придать ей более высокий статус. Для этого на базе существующего ПДС своим Указом я образую постоянно действующую при Главе государства представительную Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества. Этот орган возьмет на себя миссию по выработке мер, направленных на совершенствование политической системы Казахстана.
Именно под эгидой данной Комиссии необходимо обсудить следующие первоочередные меры:
- наделение Парламента возможностями большего влияния на формирование состава Правительства путем введения практики обсуждения не только кандидатуры Премьер-министра, но и кандидатур министров на заседаниях профильных комитетов Парламента. Это позволит повысить уровень доверия и взаимопонимания между Парламентом и Правительством, а депутатский корпус будет нести свою долю ответственности за состояние дел в стране;
- скорейшее завершение (не позднее 2005 года) работы по децентрализации государственного управления, основные приоритеты которой уже определены в "Концепции по разграничению полномочий между уровнями государственного управления и совершенствованию межбюджетных отношений": повышение роли маслихатов и разграничение полномочий между уровнями государственного управления, дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений и логически следующее за этими мерами введение института местного самоуправления;
- дальнейшее улучшение системы государственной службы, совершенствование организации деятельности Правительства;
- усиление борьбы с коррупцией, совершенствование правоохранительной системы;
- усиление правозащитных механизмов путем: поэтапного введения института присяжных заседателей, расширения правозащитных возможностей Омбудсмена, повышения роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства, усиления гарантий прав граждан в рамках гражданского и уголовного судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений; полная, в перспективе, отмена смертной казни;
- повышение роли профессиональных союзов в деле защиты прав работников наемного труда;
- дальнейшая либерализация в отношениях государства и средств массовой информации.

Относительно выборности акимов. Учитывая унитарное устройство нашего государства и безусловную необходимость сохранения его управляемости, а также негативный опыт неподготовленного введения выборности местных руководителей в отдельных странах СНГ, мы считаем правильным сохранить практику назначения акимов областей, городов Астаны и Алматы, что, кстати, и предусмотрено действующей Конституцией. Это обеспечит единство всей вертикали государственного управления и соблюдения баланса в решении общенациональных и региональных проблем в интересах всего общества. Что касается выборности акимов городов, районов, других нижестоящих уровней, то ее следует вводить не позднее 2006-2007 годов. К этому времени выборы акимов должны стать логическим завершением процесса децентрализации государственной власти, становления системы местного самоуправления.

Все вышесказанное можно проводить в рамках действующей Конституции. Выполнив эти задачи, мы должны приступить к следующему этапу развития общества.

Какова логика этого дальнейшего развития?
Очевидно, следует пойти на увеличение численности депутатов обеих Палат Парламента, что вызывается необходимостью обеспечения более широкого представительства населения страны. Ведь Казахстан это государство с огромной территорией и существенным региональным и этническим разнообразием, которое должно, несомненно, лучше учитываться в составе Парламента.
Следует расширить контрольные возможности Счетного комитета, распространив их при этом на региональный уровень. При этом формирование Счетного комитета преимущественно передать Палатам Парламента.

Считаю необходимым скорректировать и схему формирования Центральной избирательной комиссии, предусмотрев участие в ее формировании не только Мажилиса, но и Сената Парламента. Это обеспечит участие политических партий в формировании ЦИК. По этой же схеме можно было бы формировать и Конституционный Совет. Что касается деятельности последнего, модель Конституционного Совета, как показала практика, себя оправдала. Но надо подумать над тем, как на конституционном уровне повысить авторитет и усилить возможности Конституционного Совета по защите Основного Закона страны.
Опыт показывает, что на конституционном уровне требуют решения и задачи обеспечения прозрачности судебно-правовых процедур, справедливости и беспристрастности при отправлении правосудия, обеспечения ответственности судей перед обществом. Необходимо еще больше демократизировать механизм отбора судейских кадров. Очевидно, нам для этого нужно серьезно подумать об обобщении и применении опыта реформирования судебной системы в целом.
И последнее. Осуществляя поиск наиболее оптимальной для нас модели конституционной реформы, мы должны проработать вопрос о наделении Парламента более широкими контрольными функциями. Парламент должен не только утверждать государственный бюджет, но и реально участвовать в контроле за его исполнением.

И, наконец, самого серьезного внимания в ходе конституционных изменений потребует разработка новой системы формирования Правительства. В этой связи нам, очевидно, необходимо проработать вопрос о том, чтобы Правительство формировалось через механизм парламентского большинства. Это позволит нам обеспечить новый уровень влияния и контроля народных представителей за высшими органами исполнительной власти.
Как видите, мы ставим перед собой большие задачи по политической модернизации нашего общества. Их поэтапное и стратегически выверенное решение, согласованное со всем нашим обществом, с коренными интересами всех граждан, выведет Казахстан на новые рубежи социально-экономического и политического развития.

Знаю, что в нашем обществе бытуют разные мнения по политическому развитию Казахстана. И, наверное, это вполне нормально. Именно это наилучшим образом характеризует уровень развития идейно-политического плюрализма в стране. Мы должны помнить, что демократию нельзя обьявить, ее можно лишь создать долгим терпеливым трудом. Для этого нужно время. Шопенгауэр говорил "Человек свободен делать все, что он хочет, но он не свободен хотеть всего, что он хочет..." И действительно свобода человека кончается там, где он начинает посягать на свободу соседа. Вынужден еще раз напомнить, что демократия - это власть закона.

С этой и только с этой точки зрения мы и впредь будем оценивать деятельность политических партий и общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, деструктивные действия и заявления которых расходятся с законами или нацелены на подрыв существующего конституционного строя.

В ряде средств массовой информации общественно-политической направленности становятся систематическими разжигание межнациональной розни, пропаганда национального и сословно-родового превосходства, другие нарушения законности. Это совершенно недопустимый факт. Свобода это не безответственность. Мы независимы, а значит сами в ответственности за нашу жизнь и нашу страну. Каждый должен отвечать за свои слова и действия, иначе свобода как стержень демократии превращается в хаос. Правительство должно незамедлительно предложить усиление законодательных механизмов по защите чести, достоинства, деловой репутации личности, чтобы предотвратить злоупотребление свободой слова в чьих-либо узкокорыстных целях Как гарант Конституции Республики Казахстан я буду жестко требовать от всех неукоснительного исполнения ее положений.

Чтобы достичь уровня развитых демократий наши граждане должны научиться строго исполнять законы страны. И политики обязаны подавать в этом пример, учить своих сограждан поступать в соответствии с законом.

Хочу напомнить всем экономическим и политическим группам: всё, что они имеют в смысле финансовых и политических возможностей, состоялось только благодаря политике государства, проводившейся все эти годы. Все достигнуто благодаря политической стабильности в обществе. Любая попытка дестабилизации должна восприниматься как угроза государственности и независимости Казахстана. Поэтому только конструктивное взаимодействие, а не конфликтная модель является приемлемым.

Самые широкие возможности такого взаимодействия открывает новый этап демократизации общества, в который мы сегодня вступаем.
Мы в этом совершенно уверены, предлагая обществу осмысленную и последовательную программу дальнейших политических реформ.
И сегодня мы должны еще раз четко осознать и принять одну непреложную истину: эффективность любого государства независимо от его конкретного политического устройства оценивается тем, насколько последовательно и успешно оно следует целям:
- политической стабильности;
- сохранения целостности государства;
- сохранения независимости;
- создания потенциала будущего, развития.
Именно этим высоким историческим целям привержено наше независимое государство - Республика Казахстан!

Таковы в целом те задачи, которые предстоит решать на пути дальнейшей модернизации политической системы страны.
В партии "Отан" я вижу мощную модернизационную политическую силу, которая обеспечит дальнейший успех реформ на новом этапе развития общества.
Опыт многих стран, относящихся к "третьему эшелону модернизации", а это большинство молодых демократий в Азии, показывает, что их рывок с периферии мирового развития был обеспечен доминированием определенной политической партии. В Японии это была партия либеральных демократов, правящая более 50 лет с небольшим перерывом. Такая же ситуация в Индии, Сингапуре, Малайзии, достигших больших успехов в экономическом развитии. В мире существуют разные модели в построении общества и экономики.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц пишет: "Между японской и германской, шведской и американской экономическими моделями есть существенные различия. По мнению шведов их модель лучше американской. Азиаты считают, что их модель функционирует хорошо, и это справедливо для "тигров" Восточной Азии".
Мы молодая страна. Вбирая лучший мировой опыт, мы не должны отрываться от исторических и культурных корней своего народа, и делать все для его стабильного развития и процветания.
И наш успех на этом пути во многом будет зависеть от концентрации политической воли общества.

Желаю вам успехов во всех ваших начинаниях!

г.Астана, 15 июня 2004 года

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.