Политика

На минувшей неделе несколько ростовских изданий откликнулись на предстоящие в Чечне выборы президента - в силу того, что одним из претендентов на президентское кресло стал ростовчанин Марат Зайналабидов, уже знакомый ранее по публикациям, связанным со скандальной ситуацией на ростовском оборонном заводе "Электроаппарат".
Газеты "Коммерсант-юг" ("Член ЛДПР хочет стать президентом Чечни") и областная газета "Наше время" ("И друг Чечни Марат") сообщили, что избирком Чечни зарегистрировал кандидатом в президенты этой республики ростовского бизнесмена Марата Зайналабидова, являющимся помощником депутата Госдумы от Ростовской области Олега Малышкина. Его кандидатуру выдвинула либерально-демократическая партия России, несмотря на то, что Зайналабидов проходит в качестве подозреваемого по уголовному делу о мошенничестве.

Экономика

В материале "Ростовская мэрия отказалась от наличных" "Коммерсант-Юг" рассказал о начале в Ростове рекламной кампании, пропагандирующей безналичный способ расчетов, а также, что мэрия будет поощрять торговые предприятия, использующие в работе пост-терминалы. Коллегия администрации Ростова-на-Дону приняла программу мероприятий, направленных на развитие безналичных расчетов и расширение рынка банковских карт в донской столице. По словам директора департамента экономического развития городской администрации Александра Толкачева, на 1 апреля этого года более 200 тыс. ростовчан имело банковскую карту, что составляет порядка 20% населения города, в то время как два года назад - 8%, год назад - 14%. Он отметил, что основной прирост держателей пластиковых карт происходит за счет реализации так называемых "зарплатных проектов", когда крупные промышленные предприятия заключают специальные соглашения с банками о переводе заработной платы своих сотрудников на пластиковые карты. Еще одним стимулом, заставляющим горожан получать карточки, по словам Александра Толкачева, является открытие банками кредитных линий для обладателей выпущенных ими карт. Раньше возможность получить заем по карточке без внесения залога или сбора документов, подтверждающих кредитоспособность, имели только работники банков и VIP-клиенты с безупречной "кредитной репутацией".
В материале приводятся сведениям Главного управления Центробанка по Ростовской области, которые свидетельствуют об опережающем росте количества банкоматов в Ростове-на-Дону по сравнению с установкой пост-терминалов в торгово-сервисных предприятиях. Так, за последний год число городских банкоматов выросло на 67% и достигло 124 штук (количество пунктов выдачи наличной валюты увеличилось на 10% до 168 ПВН), а число предприятий розничной торговли и услуг, оснащенных соответствующим оборудованием, выросло только на 28%. При этом, по словам заместителя начальника ГУ ЦБ по Ростовской области Татьяны Гроссман, торговые организации неохотно идут на установку пост-терминалов, а те, которые ими уже оснащены, предпочитают проводить расчеты с использованием наличных. От перехода на безналичные расчеты категорически отказываются торговая сеть "Магнит" и "Универсам Западный".
Такое нежелание специалисты городской администрации объясняют дороговизной установки пост-терминалов и высокой комиссией, взимаемой банками за проведение расчетов, а также проблемами с обеспечением торговых предприятий скоростными линиями связи.
Между тем, сами участники рынка называют иные причины нежелания торговых организаций переходить на безналичный расчет. По словам представителя "Альфа-банка", розничная торговля предпочитает скрывать свои доходы, чтобы минимизировать налогообложение. Свое стремление развивать безналичные расчеты в торговых предприятиях банкиры объяснили не столько желанием взимать комиссионные, сколько экономией на установке банкоматов. Стоимость банкомата в настоящее время составляет $13-18 тыс., пост-терминала - $600-800.
Мэр Ростова Михаил Чернышев заявил, что городские власти очень заинтересованы в развитии безналичных расчетов и расширении рынка банковских карт, т.к. это способствует сокращению налично-денежного оборота, ускорению оборота финансов и увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Городские власти готовы оказывать влияние на торговые предприятия, не использующие в работе пост-терминалы. Ростовский мэр дополнил, что административный ресурс будет использоваться в большей степени для поощрения предприятий, имеющих пост-терминалы.

О завершении конкурса, в результате которого распределены льготные энерготарифы на второе полугодие 2004 года между предприятиями Ростовской области рассказал "Коммерсант-юг" в публикации "Донское ЖКХ опередило промпредприятия".
Как пишет газета, главным критерием при распределении льгот стала социальная значимость представленных на конкурс проектов энергосбережения: 11 из 12 победителей являются муниципальными предприятиями, работающими в сфере ЖКХ.
В 2004 году льготные тарифы на электроэнергию распределяются между организациями, реализующими энергосберегающие мероприятия, по новой схеме: после проведения специального конкурса, положение о котором разработали областное минпромэнерго и Региональная энергетическая комиссия (РЭК). Совокупный объем предоставляемых льгот в 2004 году составит 100 млн. рублей. Эти средства были включены в состав экономически обоснованных затрат энергоснабжающих организаций еще при формировании тарифов. Федеральное законодательство дает регионам право к представленным энергетиками расчетам затрат прибавлять еще до 3%, которые затем должны направляться на внедрение энергосберегающих технологий.
Из 18 представленных на конкурс энергосберегающих проектов комиссия одобрила 12. Так, льготными тарифами в этом году смогут воспользоваться компания "Несветайводстрой" (занимается водоснабжением потребителей в Новошахтинске и Красном Сулине), тепловые сети Зернограда, Новошахтинска, Красного Сулина, Гукова, Донецка, Сальска, Белой Калитвы, Таганрога и Усть-Донецка, а также Департамент ЖКХ и энергетики Ростова-на-Дону. Единственным "некоммунальным" победителем оказалось ЗАО "Донтекс" (шахтинский хлопчатобумажный комбинат), но эта компания тоже выполняет "социальную функцию" - занимается водоочисткой. В снижении цены на электроэнергию отказано двум крупным промышленным потребителям - ОАО "Ростсельмаш" (было представлено на конкурсе двумя организациями) и ЗАО "СТАКС".
Впрочем, еще до проведения конкурса его организаторы не скрывали, что главным критерием при распределении льгот будет социальная значимость представленных проектов. Например, глава областного минэкономики Виктор Дерябкин говорил, что главной целью предоставления льгот является "сдерживание роста тарифов на коммунальные услуги". Максимальный размер льготы для каждого предприятия не оговорен, но, как сообщает газета, он вряд ли превысит 50% от стандартного тарифа. Также не оговорены и сроки действия льгот: "Все будет зависеть от представленных предприятиями проектов, но по итогам этого конкурса льгота может быть предоставлена на период до конца 2004 года".
Как сообщил глава РЭК Георгий Федорченко, при определении способа предоставления льгот чиновники обладминистрации ориентировались на опыт своих московских коллег. Решено, что сэкономленные благодаря льготам средства предприятия будут направлять на специальные счета, с которых и будут оплачивать свои расходы на реализацию энергосберегающих программ. Таким образом, по словам главы РЭК, можно будет легко проконтролировать, на какие цели были израсходованы эти деньги. Кроме того, в конце года победителям конкурса предстоит продемонстрировать эффект, достигнутый после модернизации оборудования (снижение потребления электричества и т.д.). Георгий Федорченко отметил, что при невыполнении конкурсных условий сумма льготы с предприятия будет взыскана в судебном порядке и направлена в бюджет.

"Владимир Чуб победит сатану" - так прокомментировал "Коммерсант-юг" подписанное на минувшей неделе соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между обладминистрацией, ОАО ТКЗ "Красный котельщик" и инвестиционной компанией "РИНАКО". Глава "РИНАКО" Туголуков пообещал довести объем производства до 2 млрд. рублей, но "очень осторожно отозвался об инвестициях в модернизацию предприятия и признал, что на данный момент у него есть проблемы со бытом продукции ее главному потребителю - РАО ЕЭС "Россия" из-за отсутствия средств у РАО.

Ростовские предприниматели запускают первый в России частный пассажирский поезд, пишет в публикации "Приватный скорый" газета "Город N".
Первый в стране пассажирский состав дальнего следования, принадлежащий не железнодорожникам, а частной компании - Южной промышленно-инвестиционной группе - уйдет с ростовского вокзала в Москву уже в этом году. В настоящее время представители компании завершают необходимые согласования с Северо-Кавказской дорогой и РАО "РЖД". "Город N" подсчитал, что частная пара пассажирских поездов на маршруте Ростов - Москва сможет ежегодно зарабатывать около полумиллиарда рублей, что сопоставимо с выручкой среднего донского завода.
Представитель Ростовского антимонопольного управления Виктор Тимофеев считает, что появление первых частных пассажирских поездов дальнего следования было неизбежным:
"Железнодорожники официально показывают, что пассажирские перевозки приносят им убытки, причем огромные, в чем я лично всегда очень сомневался. Теперь, с появлением первого частного поезда, мы увидим, насколько это "плохой" бизнес".
Первоначально Южная промышленно-инвестиционная группа хотела запустить свой частный поезд по графику фирменного "Тихого Дона", однако глава "Российских железных дорог" (РАО "РЖД") Геннадий Фадеев ответил отказом. "Тихий Дон" - флагман ростовских железнодорожников, к тому же прибыльный. Сумму прибыли или рентабельность этого рейса в СКЖД не называют, ссылаясь на коммерческий характер подобной информации, однако заявляют, что прибыльно все московское направление. Например, наряду с "Тихим Доном" положительную рентабельность имеет и более дешевый в смысле стоимости билетов "Атаман Платов", поскольку оба этих поезда почти круглый год "заселены" пассажирами на 100%.
Коммерсанты, по мнению газеты, могут обходиться двумя-тремя новенькими эшелонами и при этом зарабатывать больше железнодорожников. Например, за счет более высокого уровня сервиса, а значит, и цен. "Думаю, частный инвестор вполне может создать для пассажиров лучшие условия поездки, чем есть у нас сейчас на маршруте Ростов - Москва, - заявляет начальник СКЖД Владимир Воробьев. - Хорошей зарплатой привлечь для работы в частном поезде более ответственный и квалифицированный контингент".
Заместитель гендиректора Южной промышленно-инвестиционной группы Юрий Волосков говорит, что, возможно, для большей комфортности частный поезд оснастят вагоны душевыми кабинами или даже ванными. При этом владельцы будущего частного поезда говорят, что изначально ориентируются на минимальную рентабельность.
"Город N" подсчитал примерную стоимость частного поезда из 15 вагонов: без учета локомотива, изготовленного в Днепропетровске, она может составить около 5-7 млн долларов. Соответственно, два состава (минимум для запуска постоянных рейсов Ростов - Москва) обойдутся в 10-14 млн долларов.

"Коммерсант-юг" обнародовал результаты поиска стратегического инвестора ростовского "Водоканала". В материале "Водоканалу" подыскали стратегического инвестора" газета сообщила, что "им снова оказалось ОАО "РКС". По результатам первого этапа выбора стратегического инвестора для МУП ПО "Водоканал Ростова-на-Дону", который по заказу ростовской городской администрации проводит консорциум консультационных компаний "Бранан" и "Карана", предпочтительным кандидатом в инвесторы для ростовского "Водоканала" признано ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС).
Основными требованиями к будущему инвестору стали обеспечение социальной направленности в работе "Водоканала", привлечение в течение трех лет в качестве инвестиций 1 млрд. рублей, сохранение имущества предприятия в муниципальной собственности и проведение тарифной политики с учетом интересов потребителей (недопущение резкого роста цен на предоставляемые услуги).
Столь жесткие условия объяснялись "уникальностью ростовского "Водоканала" в масштабах России": "он один из немногих в стране демонстрирует положительную динамику развития. Поэтому будущий инвестор станет заниматься не санацией практически разваленного предприятия, а дальнейшим развитием успешной организации". Как пишет газета "Коммерсант-Юг", неоднозначность проводимому сейчас поиску стратегического инвестора для МУП ПО "Водоканал Ростова-на-Дону", придает тот факт, что в марте нынешнего года губернатор Ростовской области Владимир Чуб, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев и председатель правления ОАО "Российские коммунальные системы" Сергей Яшечкин уже подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает передачу "Водоканала" под управление РКС. В соответствии с этим документом предусматривалось, что на базе МУП будет учреждено ОАО "Ростовводоканал".
Сейчас городские власти наиболее предпочтительным вариантом называют аренду имущества "Водоканала" новым предприятием, а не вхождение в капитал ОАО. В администрации города завершается разработка более четких требований к РКС, которые и станут предметом обсуждения на втором этапе выбора потенциального партнера. Что касается заключенного в марте соглашения, то "оно продолжает действовать, но в той части, которая не противоречит новым договоренностям".

Общество

"Седьмая столица" откликнулась на проблемы организаторов "Кинотавра" - одного из главных событий культурной жизни ЮФО. В публикации "Главному кинофестивалю Южного округа срочно требуются плюшки!" газета высказывает мнение, что "готовый бренд, выживший в не лучшие для российского кино годы, вдруг оказался слишком обременительным для его создателей". Главная обида "капитанов" - Олега Янковского и Марка Рудинштейна, считает газета, направлена на государство - мол, не поддерживает. Вернее, поддерживает номинально: 10% бюджета плюс приезжающие на смотр державные люди, зачитывающие поздравления от президентов. Обида в том, что государство привычно считает "Кинотавр" частным делом его создателей. Как будто продвижение отечественных фильмов, долгое время пребывавших в забвении, не есть святое дело для всей российской культуры.
"Но сейчас прокат ожил и готов показывать русское кино, продюсеры - снимать его, а "Кинотавр" так и не получил статуса важного для страны события. Национальному фестивалю строчку в бюджете не открыли, а отдали её Московскому международному, который теперь идёт в хвосте "Кинотавра" и, подковёрно, отбирает для себя то, что считает необходимым. А "Кинотавр", семейная радость киношников, лучезарная летняя тусовка-встреча старых друзей - это ваше частное дело, г-н Рудинштейн", пишет "Седьмая столица".
Всего в нынешнем "Кинотавре" участвуют 133 фильма, не считая картин уже показанных (с 3 по 9 июня) в рамках межгосударственного кинотелевидеорынка.
Есть, впрочем, во всей этой истории ещё одно "но", отмечает "Седьмая столица": Сочи так и не стал по-настоящему фестивальным городом. Фестиваль почти замкнулся на гостинице "Жемчужина". И на просмотрах, пляже, в барах царила домашняя атмосфера. Собирались все свои: обсуждали фильмы, пили, пели песни. Отдыхали, без особого внимания прессы, телевидения. Прошли годы, а на "Кинотавре" так и не появилось большого количества желающих потолкаться рядом с отечественными звёздами. Для тех, кто любит кино - это развлечение стало ещё дороже. Другая же публика, что обросла за эти годы деньгами, не очень интересуется отечественным кино. Да и уровень услуг города и отелей её не устраивает. Вот так, по разным причинам, и не едут люди со всей страны в город, где "чёрные ночи". Видимо, тоже дополнительная причина обиды Рудинштейна. Как бизнес-проект для широкой публики "Кинотавр" опять не получился. Может быть, заключает газета, с уходом учредителей "Кинотавр" и не рухнет. Поддержку ему пообещал Михаил Швыдкой, руководитель агентства по культуре и кинематографии. Об этом пишет "Седьмая столица".