Признаком реального перехода к рыночным основам развития жилищного сектора, назвал принятие в первом чтении Госдумой пакета законопроектов, касающихся формирования в России рынка доступного жилья, директор Департамента строительства и ЖКХ Министерства промышленности и энергетики РФ Сергей Круглик. "Это скажется на развитии не только муниципальных образований, но и всей страны, особенно в преддверии вступления в силу Закона "Об организации местного самоуправления", - отметил он, выступая 11 июня на заседании дискуссионного клуба организованном Фондом "Институт экономики города". - Все эти законы начинают складываться в программную цепь по формированию и развитию муниципальных образований. Прописаны все демократические процедуры которые повлияют на совершенно новое качественное развитие нашего общества". По его словам, проект Жилищного кодекса ранее пять раз рассматривался на заседании Правительства,. "Тем не менее не хватало политической воли окончательно сформулировать этот документ, внести его в Государственную думу и представить обществу", - отметил он.

"Что касается антисоциальной направленности Жилищного кодекса, в которой нас упрекают, я считаю, жилищное законодательство напротив становится социально ориентированным, - заявил С.Круглик. - Мы сгребли в одну очередь всех по признаку "нуждаемости в улучшении жилищных условий"; в 1990 году она составляла порядка 10 млн семей, сегодня - 4,4 млн семей. Однако не все, кто стоит в очереди, являются малоимущими. Сегодня мы говорим, что бесплатное жилье получат только те, у кого есть два основания - нуждаемость плюс малообеспеченность. Всем остальным мы расширяем доступ на рынок, чтобы они не стояли в очереди двадцать лет, а уже сегодня реализовали эти двадцать лет жизни и в нормальном жилье растили своих детей".

"Нововведения Жилищного кодекса касаются той категории граждан, которые будут вставать на очередь после его вступления в силу. Что касается уже существующей очереди, то она, безусловно, останется. Но, на наш взгляд, после вступления в силу Жилищного кодекса в муниципальных образованиях должно произойти переосмысление этой ситуации, и муниципалитеты должны вместе с очередниками, у которых возможности больше, чем у малообеспеченных семей, поискать формы финансового сотрудничества. Может быть, погасить им первый взнос, может быть, найти другие субсидиарные возможности для того, чтобы сократить количество людей, стоящих в очереди". На вопрос корреспондента ИА REGNUM не получится ли так, что муниципалитеты воспользуются сокращением количества очередников для того, чтобы уменьшить объемы жилищного строительства, С.Круглик решительно ответил: "Нет, это будет нарушением закона".

Высоко оценил новое законодательство и вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. В своем выступлении он отметил построение "очень эффективных правоотношений в жилищной сфере. Наконец-то государство перестало прятать голову в песок и говорит откровенно и четко, в отношении каких категорий населения будет вестись социальная политика, - сказал он. - Созданы совершенно четкие и прозрачные инструменты финансирования жилищной политики. Более-менее прозрачными становятся отношения между членами семьи собственника и бывшими членами семьи, упрощается очень большое количество процедур и снижается бюрократический пресс на рынок в целом. Но на мой взгляд, самым ценным в этом пакете являются те наработки, которые реализованы в Градостроительном кодексе".

Напомним, что второе чтение проектов Градостроительного и Жилищного кодекса планируется на осеннюю сессию Государственной думы. Остальные законопроекты пройдут второе чтение уже в ходе весенней сессии, которая, как ожидается, будет продлена.

Как сообщил С.Круглик, разработчики иных вариантов Жилищного кодекса имеют возможность в течение лета обычным порядком вносить на поправки к данному документу. При этом он отметил, что в полном объеме эти варианты кодекса не были внесены на рассмотрение Госдумы, почему и не могут называться альтернативными.