Город сократил государственный долг. Михаил Фрадков проинспектирует порты. В Санкт-Петербурге реализуется самый современный в стране проект. Смольный приостанавливает развитие сети "Пятерочка".

Государственный долг Санкт-Петербурга в январе-мае 2004 г. сократился на 20,9% и по данным на 1 июня составил 10,375 млрд. рублей. Об этом сообщает "Деловой Петербург" со ссылкой на городской Комитет финансов. В том числе внутренний долг Санкт-Петербурга сократился за 5 месяцев на 20,9%, до 8,636 млрд. рублей, внешний долг - на 44,9%, до 1,739 млрд. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга города за 5 месяцев 2004 г. составили 901,6 млн. рублей.

Сегодня в Таврическом дворце начинает работу Восьмой Международный экономический форум. Мероприятие проходит под девизом: "Достойная экономика - достойная жизнь", сообщает "Коммерсантъ-СПб". О приоритетных путях развития экономики красноречиво говорит программа пребывания в Санкт-Петербурге премьер-министра Михаила Фрадкова: он намерен прежде всего обсудить развитие транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге и проинспектировать порты на Балтике. Второй день своего визита М. Фрадков посвятит Ленинградской области. В Высоцке он откроет нефтяной терминал, который построен компанией ЛУКОЙЛ. Также премьер посетит нефтеналивной порт в Приморске, где пройдет совещание по развитию всего портового комплекса на территории Ленобласти. Михаил Фрадков в первый раз с момента своего назначения главой правительства посетит Санкт-Петербург. За два дня премьер-министр должен решить судьбу около 50 млрд. рублей, которые власти города просят на реализацию различных проектов. В связи с этим активного участия премьера в форуме не ожидается. Вместо него разъяснять политику социальных и экономических реформ и обсуждать вступление России в ВТО будут министр экономического развития Герман Греф и министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.

В конце прошлой недели чиновники определили окончательный коридор, по которому пройдет Западный скоростной диаметр (ЗСД). Он совпал с основным вариантом прохождения трассы, на который одноименное ОАО разработало обоснование инвестиций (ОИ). Южный участок (10,8 км) будет реализован на эстакадах и на насыпи, центральный (12 км) пройдет по мостам и тоннелям, а северный (26 км) - по эстакаде и по земле. Строительство южного участка предполагается вести за счет федерального бюджета, центрального - за счет частных инвесторов. Осенью уже будет готова схема привлечения инвестиций. Инженерная подготовка территорий, по которым пройдет южная часть трассы, начнется в 2005 г. Проектирование Южного участка ЗСД в III квартале 2004 г. будет вестись за счет ОАО "ЗСД", созданного для разработки ОИ и инженерного проекта трассы, сообщает "Деловой Петербург". Также к 11 сентября будет готова программа по развитию Большого морского порта Санкт-Петербурга и окончательно определены его границы. На прошлой неделе губернатор поручила чиновникам Комитета по транспортно-транзитной политике и Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле в этот срок подготовить проекты соответствующих постановлений.

Создание эффективной системы управления информационными ресурсами (ИР), похоже, становится одной из ключевых задач власти. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила о необходимости создания такой системы сразу после прихода в Смольный. Осенью прошлого года началась активная работа. До конца она еще не доведена, но первые результаты уже получены. Важным элементом системы должна стать так называемая "карта петербуржца", которая будет функционировать не только как средство распределения социальной помощи среди льготных категорий населения, но и в качестве единого безналичного платежного средства. Эмиссия "карт горожанина" начнется летом 2005 года. Концепция карты соответствует самым современным представлениям, реализация проекта требует солидных вложений. Учитывая, что в Санкт-Петербурге более 3 млн. льготников, одни пластиковые карты обойдутся не менее чем в 15 млн. долларов (стоимость одной карты - 5 долларов, процессингового центра - около 200 млн. рублей). Городские власти намерены поделить расходы с банками, активно занимающимися ритейлом, - только годовой объем выплат по льготным лекарствам превышает 800 млн. рублей, а объем социальных выплат - 1,5 млрд. рублей. Однако этих сумм может оказаться недостаточно для того, чтобы сделать "карту горожанина" интересным для банков проектом. Особенно если учесть, что сроки возврата инвестиций в данном случае назвать будет сложно. Поэтому городское правительство должно быть заинтересовано в том, чтобы сделать "карту горожанина" не только социальным проектом, но и единым платежным средством. Сроки проведения тендера среди банков станут известны в течение лета 2004 года после рассмотрения вопроса о ходе подготовки программы МИРС (Многофункциональная информационно-расчетная система) "карта петербуржца" на заседании городского правительства. Затем планируется разработать системный проект развития программы и механизм привлечения инвестиций, сообщает "Эксперт Северо-Запад".

Современные технологии проникают практически во все сферы жизни Санкт-Петербурга. Так, городские власти объявили войну бытовым отходам; уже в этом году начнется селективный сбор мусора, а за мусорными машинами будут следить компьютеры. Каждый год Санкт-Петербург производит около 6,5 млн. кубометров твердых бытовых отходов (ТБО). Примерно 1,5 млн. из них отправляются на мусороперерабатывающие заводы, остальное - на свалки. Правда, 1 млн. кубометров мусора до свалок не доезжает, его сгружают где придется. На днях глава службы по обращению с отходами Жилищного комитета Александр Агуренков заявил, что уже в этом году в городе начнет действовать система электронного контроля за передвижением отходов. Лицензированные перевозчики мусора должны будут на каждую машину устанавливать электронную карту, которая будет предъявляться на официальных полигонах ТБО и мусороперерабатывающих заводах. Кроме того, чтобы заводы могли перерабатывать мусор, его нужно сортировать, а этого в Санкт-Петербурге не делается. Правда, Жилищный комитет намерен в этом году начать селективный сбор мусора. Но пока только на бумаге. "К концу года мы примем такое решение, а пока ТБО сортируются только в Московском районе", - заявил А. Агуренков. Об этом сообщает еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга".

Администрация Санкт-Петербурга намерена внести в инвестиционный договор пункт о праве выкупа городом встроенных помещений по себестоимости. Несмотря на то, что соответствующее постановление еще не принято, городские власти уже обозначили свой интерес к определенным объектам. Инвесторы настроены категорически против, заявляя, что город не доплатит за каждый квадратный метр 550 долларов. При этом продажа городу "встройки" не избавляет компании от платы за предоставление участка и отчислений на развитие инфраструктуры. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Частные эксплуатирующие компании считают, что с принятием пакета городских законов по ЖКХ эта отрасль станет привлекательной для бизнеса. По мнению генерального директора ООО "Управляющая компания СТАКС" Евгения Пургина, установленный с 1 июня тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов является экономически обоснованным. По его словам, в 1997 году в Санкт-Петербурге уже появилось около 200 частных организаций, пожелавших работать в ЖКХ, однако при низких тарифах они не могли конкурировать с государственными РЖА. Теперь ситуация должна измениться. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Растет конкуренция на рынке торговли лекарствами. Сеть аптек "Фиалка" в течение 2004 года откроет в городе пять аптек. Инвестиции в развитие составят 1,5 млн. долларов. Новые объекты будут находиться в собственности компании, планируется, что они окупятся через 2-3 года. Отличительной чертой сети является открытая выкладка товаров (за исключением лекарственных средств). Большая площадь торгового зала удобна покупателям и выгодна самим аптекам. Покупатели имеют возможность комфортного выбора, продавцы увеличивают объем продаж. По данным европейских коллег, такой формат торговли увеличивает оборот аптек на 30% и является современной тенденцией европейского фармацевтического бизнеса, сообщает "Деловой Петербург".

ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ) к 2005 году построит складской комплекс класса А. Его займет концерн Shenker. Заявленная стоимость строительства складского комплекса на Выборгском шоссе составляет 7-8 млн. долларов, срок окупаемости проекта - 1,5 года. Терминал будет включать в себя логистический центр, таможенный терминал и офисные помещения. Строительство складов мирового класса в ПСБ считают инвестиционно привлекательным. Помимо этого, в 2005 г. в Санкт-Петербурге начнут работать еще два крупных логистических терминала мирового класса. Их построят группа компаний "Инкотек" (входит в группу ИСТ) и группа компаний "Евросиб", сообщает "Деловой Петербург".

У аэропорта "Ржевка" к осени определится новый владелец. К этому времени ликвидационная комиссия планирует подготовить документы для продажи предприятия. В имущество ФГУАП "Ржевка" входит взлетно-посадочная полоса, семь рулежных дорожек, два перрона с местами стоянок, часть здания аэровокзала, административные здания, склад, вертолет и самолет. Участники рынка говорят, что земля под объектами может представлять большой интерес для инвесторов. Покупатель может выкупить землю под зданиями, принадлежащими аэропорту, и на ней развивать строительство, не связанное с авиаперевозками, считают аналитики. Впрочем, развивать аэропорт тоже будет выгодно: городу нужны новые взлетно-посадочные полосы, а строить аэропорт с нуля очень сложно. В настоящее время, как сообщает "Деловой Петербург", кредиторская задолженность ФГУАП "Ржевка" составляет 27,3 млн. рублей, износ имущества - 90%.

Как стало известно газете "Коммерсантъ-СПб", местные власти приостановили выделение земельных участков под магазины торговой сети "Пятерочка", принадлежащей компании "Агроторг". Инвестора, которого город долгие годы рассматривал в качестве ключевого партнера, наказали за неуплату аренды. Как рассказал первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов, ООО "Агроторг" в апреле 2003 года заключило с городом договор аренды земельного участка площадью 4,5 тыс. кв. м на Рузовской улице под строительство магазина "Пятерочка". В октябре договор был расторгнут по инициативе "Агроторга", при этом ритейлер так и не перечислил городу арендную плату за то время, что земля оставалась в его распоряжении. В ноябре прошлого года КУГИ обратился в арбитражный суд, требуя взыскать с "Агроторга" с учетом всех пеней и штрафов 7,2 млн. рублей. Так как судебное разбирательство затянулось, ИТК решила не рассматривать заявки "Агроторга" до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован. Между тем, в последние годы в город активно двинулись московские игроки, которые принесли с собой совершенно новый формат универсальных магазинов для среднего класса. За короткое время открылись гипермаркеты "Лента", "О'кей", "Сезон", "Патэрсон". Конкуренты уверены, что "Агроторгу" не стоит ссориться со Смольным. В ситуации, когда на ритейловый рынок активно выходят новые игроки, утрата административного ресурса грозит "Пятерочке" потерей части рынка.