Г-н Саркисян, как Вы прокомментируете последнее заявление президента Украины Леонида Кучмы, касающееся нагорно-карабахской проблематики, в частности, упоминание Армении в качестве страны-оккупанта?

Во-первых, я не уверен, что так оно и было. А если и было, то только потому, что Армения до сих пор не представила миру суть нагорно-карабахской проблемы. Наша страна по сей день не заявила о том, что мы освободили нашу законную территорию путем национальной освободительной борьбы, что является нормой международного права. Затем карабахский народ использовал свое право на самоопределение и провозгласил Нагорно-Карабахскую Республику. Итак, не выставив официальную концепцию, винить кого-то в собственной интерпретации данного факта не стоит. Мы до сих пор не заявили о том, что Армения и НКР не нарушали территориальную целостность Азербайджана. Не смогли объяснить миру, что Нагорно-Карабахская Автономная область вышла из состава Азербайджана на законных основаниях согласно международным правовым нормам и закону Советского Союза "О порядке выхода из состава СССР" от 3-го апреля 1990 года. Это было сделано безупречно. Вот почему сегодня Азербайджан о правовой стороне вопроса и слышать не хочет. Армения не представила миру свою доктрину и, естественно, каждый волен интерпретировать этот вопрос исходя из собственных интересов. Необходимо было вести очень серьезную пропаганду по сути проблемы, вести соответствующую дипломатическую работу в этих странах, издавать книги об истории Нагорного Карабаха, правовых нормах тогдашнего анклава. Все это надо было делать, а если этого не сделано, то остается посмотреть в зеркало и увидеть, кто виноват. Так что винить Украину, считаю, неправильно.

Как Вы расцениваете политику Украины в отношении трех южно-кавказских стран?

Начнем с того, что заявления украинской стороны о самых лучших отношениях с Арменией не совсем соответствуют действительности, поскольку со стороны Киева прослеживается односторонняя поддержка интересов Азербайджана, в частности, в нагорно-карабахском вопросе. Украина считает Нагорный Карабах территорией Азербайджана и, исходя из этого, ставит перед собой соответствующие вопросы и делает выводы. Украина понимает, насколько велико российское влияние на Южном Кавказе и, естественно, считается с этим фактором. Попытки Киева сформировать углубленные отношения с Азербайджаном и Грузией - лишь мелкие уколы в адрес Москвы. А в целом, у Украины нет шансов глобально утвердиться или иметь серьезное влияние в этом регионе, где орудуют такие большие игроки как США, Европа, Россия, Турция - с такими тяжеловесами Украине не под силу тягаться. Она просто должна занять свою нишу, а какую и каких размеров - не столь существенно в глобальной политике.

Известно, что Украина имеет довольно тесные отношения с Азербайджаном, в частности в военной сфере. Существует ли гарантия, что проданное украинской стороной оружие не будет впоследствии использовано Азербайджаном в нагорно-карабахском конфликте?

Гарантий никаких нет, поскольку каждая страна выступает исходя из собственных интересов. Украина является одним из инициаторов создания организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). С другой стороны Украина не является участником ОДКБ, а это говорит о том, что даже в рамках СНГ взаимоотношения партнеров по ГУУАМ стоят на разных уровнях. Что касается самого факта, будет ли это оружие использовано или нет... Даже висящая на стене винтовка когда-нибудь, да и выстрелит.

Обусловлена ли в какой-либо степени неблагоприятная для армянской стороны позиция Киева по нагорно-карабахской проблеме фактором Крыма?

Украина, несомненно, имеет в загашнике проблему Крыма. Она опасается, что когда-нибудь Россия выступит по поводу Крыма. Опасаясь прецедента, Украина будет защищать интересы Азербайджана. То же самое будет и в вопросе Абхазии, наверняка Киев будет стоять на стороне Грузии.

Вы заявили, что Армения не выработала единой концепции по нагорно-карабахской проблеме? В чем, по-вашему, причина?

Причина, хотя бы, в том, что и прежние и нынешние власти республики сами вывели проблему на международную арену. Изначально проблема была между двумя странами, и договариваться должны были стороны, но Армения решила, что международные посредники лучше нам помогут. Даже после установления перемирия армянская дипломатия не приступила к той кампании, которая была необходима. Мы были победившей стороной и не должны были упускать инициативы из рук. Нам стоило вносить предложения, а их множество, хотя бы о начале переговоров по целому комплексу проблем, или же сделать шаг вперед и предложить подписать соглашение о перемирии. Неважно, были бы приняты они или нет, но мир должен был видеть, что Армения стремится к мирному урегулированию посредством своих мирных инициатив. Этого не было сделано. Мы почивали на лаврах и считали, что вопрос сам по себе решен. Вопрос не решен.

Почему не выработана концепция национальной безопасности, видимо, надо спрашивать у властей. То, что сегодня делается это не разработка, а имитация. Концепция разрабатывается по выработанной схеме, изобретать велосипед здесь нельзя. А схема следующая: должен быть создан государственный институт стратегических исследований, структура Совета национальной безопасности, в системе которой будет действовать этот государственный институт. Институт должен взять на себя эту прерогативу, и может разработать концепцию в том случае, когда у него будет накоплена вся информация о ресурсах страны, экономических направлениях, прогнозы о потенциале страны через 5-10 лет, вся информация о соседях, какие у них внешнеполитические ориентиры, приоритеты, каково их истинное отношение к нашей стране. После этого вся информация должна быть проанализирована и промоделирована с учетом меняющихся обстоятельств. Только после этого Совет Национальной безопасности может обсудить с соответствующими структурами, научной, политической элитой, интеллигенцией отдельные части концепции и принять. Концепция не мертворожденный продукт - она может видоизменяться, исходя из реалий геостратегического характера.