Астраханская область начала испытывать трудности от неконтролируемой миграции. И связаны они с обеспечением безопасности региона. Меры, направленные на решение этого вопроса были рассмотрены на заседании региональной антитеррористической комиссии. Вопрос о розыскных мероприятиях в миграционном потоке членов бандформирований и экстремистски настроенных элементов был вынесен как главный.

Начальник УФСБ по Астраханской области Валерий Андреев доложил о том, что сделано для этого правоохранительными органами и сотрудниками ФСБ в прошлом году, и что будет предпринято в 2002 году. По его словам, сами миграционные потоки службой безопасности подразделяются на две составные части: внешняя и внутренняя миграция. К внешней были отнесены перемещения граждан из Афганистана, для дальнейшего транзита в западные страны и выходцев из среднеазиатских республик, которые въезжают в регион на безвизовой и оседают здесь, чтобы в дальнейшем использоваться в качестве дешевой рабочей силы. Но есть еще внутренняя миграция. Она представлена в основном жителями Чечни и Дагестана и привела к значительному росту в области национальных диаспор, численность которых возросла до 70 тыс. человек. Влиять на этот естественный процесс достаточно трудно, поскольку речь идет о гражданах России, и власти региона не могут ограничить их право на свободу перемещения и выбора места жительства.

Но решать эту в одинаковой степени сложную и деликатную проблему все же придется, поскольку уже есть примеры, когда увеличение чеченской диаспоры в некоторых районах области привело к вытеснению местного населения. Представители этих диаспор активно скупают земельные участки, самовольно захватывают заброшенные животноводческие фермы на удаленных хуторах. Ими предпринимаются попытки завоевания определенных позиций в рыбной отрасли, сельском хозяйстве, торговле и топливно-энергетическом комплексе. Стратегически важная железнодорожная ветка, соединяющая Астрахань и Кизляр почти полностью обслуживается выходцами из Чечни. А ведь именно по ней происходит поставка всей боевой техники на Кавказ.

Губернатор Анатолий Гужвин подкрепил эту озабоченность сообщением о полученных данных, которые свидетельствуют о том, что миграционные потоки из Чечни, Дагестана и Азербайджана заметно меняют национальную структуру региона, ориентируя ее на ценности мусульманского мира. Но опасение вызывает то, что вместе с мигрантами на территорию области могут проникнуть и боевики, получившие опыт боевых действий в Афганистане, Таджикистане и Чечне. Чтобы не допустить этого на заседании антитеррористической комиссии были выработаны стратегические направления по организации контроля миграционных потоков, направленные на предотвращение национальных конфликтов и террористических актов.

Одно из главных - оперативное прикрытие российско-казахстанской границы на период до 2003 года. Необходимость этого объясняется тем, что только в 2001 году при проведении работниками УВД, ФСБ и ФПС совместной операции "Наемник" к административной ответственности за незаконное пересечение российско-казахстанской границы были привлечены 4752 человека, в том числе 4193 иностранца. По словам начальника астраханского УФСБ Валерия Андреева оперативная работа по пресечению незаконных мигрантов ведется на хорошем уровне. Удалось проследить несколько каналов незаконной миграции, организованных зарубежными фирмами, которые оформляли въездные визы в Россию по приглашению вымышленных коммерческих организаций. В прошлом году, таким образом, из Ирана в Астрахань прибыли 30 граждан Афганистана. Другой канал поставлял граждан Пакистана через Азербайджан. Их перевозили в скрытых полостях вагонов до Баку, откуда по поддельным документам и за взятки проводникам, они переправлялись в Москву. Не исключено, что таким образом в Россию проникали члены бандформирований и те, кто впоследствии оказывал им поддержку. В прошлом году по этой причине в зоне внимания ФСБ оказались 33 человека, большая часть которых была выходцами из Чечни.

Учитывая имеющуюся информацию, Валерий Андреев потребовал наладить более полный контроль за въездом всех граждан, прибывающих в Астрахань с южного направления по железной дороге, морским автомобильным и воздушным транспортом. Вероятно, заслон будет поставлен также на Волгоградском и Элистинском направлении. Но прежде чем это сделать необходимо будет привести федеральное законодательство в соответствие с реально складывающей в регионе обстановкой. Кроме того, губернатору предложено разработать постановление об установлении пограничного режима на территории Астраханской области. А для получения оперативных данных создать для всех заинтересованных структур единый банк данных на тех лиц, прибывающих в область.