"Табло".

(Завтра № 13/2002)

Визит Путина в Норильск и Красноярск продемонстрировал полную индифферентность президента к острому внутриполитическому вопросу о распределении полномочий между "субъектами Федерации". Стремление группы Потанина-Хлопонина фактически вывести финансовые потоки "Норильского никеля" из-под налоговой юрисдикции Красноярского края с передачей их Таймырскому АО фактически открывает новый виток "передела собственности по силе" - уже на политическом уровне. Выжидательная позиция, занятая Путиным, не может быть объяснена только его стремлением "щелкнуть по носу" губернатора края генерала А.Лебедя, который известен близкими отношениями с "беглым олигархом" Б.Березовским и одно время рассматривался как вероятный соперник Путина на президентских выборах-2004, поскольку эта роль теперь фактически отводится подмосковному губернатору Б.Громову, указывают эксперты СБД...

"В ожидании золотого дождя".

("Сегодняшняя газета" 28.03.02)

Финансово-экономический плач на плече у президента России Совещание о социально-экономическом положении Красноярского края под председательством Владимира Путина - это то событие, которое еще долго будет определять и пути экономического развития региона, и основные векторы его политической жизни. Поэтому сегодня мы публикуем наиболее интересные, на наш взгляд, выдержки из выступлении на нем президента России и краевых руководителей.

"Владимир Путин: "Политические страсти не стимул для экономики"

(Вступительное слово)

ФИНАНСОВОЕ, социально-экономическое и, как следствие, социально-политическое положение богатейшего края России не скажу, что драматически, но все-таки изменилось не в лучшую сторону. В то же время ситуацию нельзя назвать безнадежной. И она не может быть безнадежной в таком мощном, богатом - и людьми, и ресурсами - регионе, как Красноярский край. Наша задача - в кратчайшие сроки определить причины сложившейся ситуации, наметить меры для ее ликвидации. Одна из первопричин экономических сбоев, происходящих в регионе, как это представляется нам, заключается в моноотраслевом характере экономики. Или почти моноотраслевом. И это делает экономику края чрезвычайно зависимой от мировой конъюнктуры. Такая ситуация опаска и недопустима. Наши задачи вытекают из этого. Задача №1 - диверсификация экономики. Может быть, здесь, когда условия были наиболее благоприятными, определенный ресурс времени был, конечно, утрачен.

Хотелось бы отметить и следующее. Никогда решению социально-экономических проблем не способствовало напряжение общественно-политических страстей. Я думаю, об этом следует сказать вслух. В Красноярске это напряжение, безусловно, есть. Не стоит данную тему особо педалировать, но два слова я в завершении совещания скажу.

Я предлагаю нашей сегодняшней работе придать предельно деловой характер. Хочу попросить губернатора края Александра Ивановича Лебедя высказаться. Только я бы попросил коротко и по-деловому.

"Владимир Путин: "Где деньги-то?"

(Заключительное слово)

ПОЛУЧИЛОСЬ ТО, о чем мы договаривались. Без всяких лозунгов, только конкретные вещи и достаточно откровенно. И в то же время весьма корректно. Я пометил для себя многие вещи из того, что прозвучало на совещании. Вот о чем бы хотелось сказать. Конечно, Красноярский край - это сложно выстроенный субъект Федерации. Даже излишне усложненный, как и некоторые другие субъекты. Не думаю, что это было сделано правильно, но надо исходить из того, что есть. Думать о будущем, не мешая жизни сегодня. ТАО, Норильск, который находится на территории ТАО, но с 1953 года является городом краевого подчинения, Эвенкия. У всех есть общие краевые, государственные интересы. Но есть и свои тоже. Это естественное дело, никакой трагедии из этого делать не надо. У всех субъектов, в том числе у хозяйствующих субъектов, есть свои производственные интересы.

Вот мы сейчас были в Норильске. И люди вызывают уважение, и край красивый, производство налажено. С рабочими разговаривал, с бригадиром-горняком. Им есть чем гордиться. Я молчал и слушал о результатах производственной деятельности.

Но вот что интересно: в валовом национальном продукте доля "Норильского никеля" составляет 1,2%, а налоговые отчисления составляют 1%. А где еще 0,2%? А денег должно быть еще больше. Если поковыряться, думаю, что мы найдем еще больше средств.

В минувшем году финансовые полномочия перераспределили - и нам стало еще труднее. Об этом говорили и председатель краевого Законодательного Собрания, и Александр Иванович. Если субъекты, составляющие край, опять начнут чего-то перераспределять, к чему мы придем? Опять будем создавать дотационные регионы. Москва будет вынуждена опять проводить ту же политику: забирать какую-то часть доходов и распределять через федеральный бюджет. Депутаты Госдумы будут этому аплодировать. Но кому это нужно? Считаю, в этом нет необходимости. Если есть возможности договариваться, нужно проводить переговоры сейчас.

Трудно спорить с теми, кто живет в дотационных территориях. Промышленные гиганты, ресурсы регионов - все это создавалось всем населением России на протяжении многих лет. И все имеют право прикоснуться к источнику этой благодати. Я понимаю всех участников экономического и административного взаимодействия. 1999 - 2001 гг. - очень благоприятные для экономики края и бюджетной системы. Но я приведу только одну цифру из Минфина. В 1999 году из бюджета края выделялось на зарплату 26% расходной части. В то время как в других регионах с аналогичной бюджетной обеспеченностью выделялось до 40% и более. Я исхожу из решения расставить приоритеты в другом порядке: сначала первоочередные задачи, потом разберемся с накопленной задолженностью. Но деньги-то не исчезли, они вложены в нужные инвестиционные проекты.

С вами жизнь сыграла злую шутку. Вы рассчитывали решить проблемы долгов в наступившем году, а конъюнктура мирового рынка изменилась. За предыдущие годы экономика края не диверсифицировалась. Бюджетная база сократилась, доходы упали. Естественно, что возникло недовольство населения. То совершенствование экономической политики, ужимание непервостепенных расходов, о котором говорили руководители края, справедливо. Вижу, что все с этим согласны. Федеральному центру, Министерству экономики, Минфину важно обратить внимание на все те предложения, сделанные руководством края. И по налоговому законодательству, и по новым направлениям доходов.

Но бюджетную сферу надо совершенствовать и здесь, в крае. Почему только "Норникель"? Что, других предприятий нет? Надо там тоже как следует посмотреть. Где деньги-то? Убытки показывать мы все научились - большие специалисты. Надо с ними работать. Если нужно помочь, поможем, но и они тоже должны платить. Понимаю, что сложно. Но уверен, что есть резерв.

Хочу поблагодарить нашего коллегу из Госдумы, который сказал, что надо заканчивать с принятием бюджета. Передаю вам слова председателя Совета ветеранов из Норильска, которая мне дала наказ: "Скажите, чтобы бюджет там наконец приняли". Камеры работают, надеюсь, слова эти передадут. Это значит, что люди у нас думающие. Они устали от проблем. А проблемы очевидны. По ряду законов край имеет деньги, но в отсутствие бюджета они зависли в федеральном казначействе. Мы ссуду даем, а у вас свои деньги, сотни миллионов висят, воспользоваться не можете.

Конечно, проблемы непростые, может быть, их сразу не решить. Но я точно уверен, что здесь работают люди грамотные, ответственные. Убежден, что нельзя решать никакие проблемы - текущего, политического характера - за счет интересов людей. К черте подошли, дальше тянуть нельзя. Хочу выразить надежду и уверенность в том, что все удастся решить. Пусть не капитально, на длительное время вперед, но я вас прошу - хотя бы на 2002 год. При активном участии Минфина мы готовы пройти с вами часть пути стабилизации обстановки в крае. Практически со всеми руководителями края мы знакомы уже много лет, и мы готовы вас поддержать.

"Александр Лебедь: "Восемь миллиардов я самостоятельно не закрою"

УВАЖАЕМЫЙ Владимир Владимирович, коллеги, гости! Через два с половиной месяца исполнится уже 4 года с того момента, как я здесь живу, тружусь. В тот период с 1998 по 1999 гг. занимался затыканием доставшихся в наследство бюджетных дыр. Наберусь наглости заявить, что период с 2000 по 2001 гг. можно смело охарактеризовать как поступательный в плане развития экономики. Развивалась доходная база, система широких социальных гарантий для населения. С 2000 года были погашены долги по зарплате. Дважды за счет краевых средств была проиндексирована зарплата бюджетникам. Подчеркиваю - за счет краевых! Я никогда не получал никаких трансфертов. А зарплата выплачивалась в срок. Напряжение начало нарастать с декабря 2001 года, когда прошла индексации зарплаты в 1,89 раза. Сегодня благодаря Минфину, который помог с ссудой, плюс собственное Главное финансовое управление потрудилось долг по зарплате остался в размере суммы менее 500 миллионов. И мы его еще сократим.

В прошлом году по краю действовали шесть социальных законов, предусматривающих доплаты бюджетникам, поддержку социально незащищенных слоев населения. Все эти шесть законов суммарно стоили более 500 миллионов рублей. Действовали дополнительные краевые целевые программы в области здравоохранения, образования, социальной политики, культуры на общую сумму в 780 миллионов рублей.

Доходы на территории края, включая Красноярск и Норильск, существенно превышали объем текущих расходов. Например, в течение прошлого года ежедневные остатки на счетах Норильска не опускались ниже 1 миллиарда рублей. В целом расходы консолидированного бюджета края 2001 года превысили на 5 млрд. 800 млн. рублей аналогичный показатель 2000 года. Поэтому я бы не сказал, что все было так плохо. К сожалению, стечение ряда обстоятельств не позволяет думать, что бюджет 2002 года будет столь же успешным. Некоторые оптимистические прогнозы на незначительную часть прироста доходов имеются. Но оптимизм, как мне кажется, опережает реальность. К области оптимистических прогнозов относится также и сохранение на прошлогоднем уровне поступления платежей Горно-металлургического комбината компании "Норильский никель". Представляемая "Норникелем" информация свидетельствует о том, что доходы намерены не расти, а падать. Собственно, это и есть главная причина задержки внесения бюджета на утверждение Законодательным Собранием.

Некоторое увеличение доходов мы рассмотрим за счет других высокотехнологичных отраслей. По плану доля финансовых поступлений "Норникеля" в консолидированном бюджете края упадет с 51 процента (2001 год) до 48 процентов (2002 год). Но в целом ожидается, что доходная часть бюджета, скорее всего, останется на уровне прошлого года. Расходная же часть, напротив, существенно увеличится. На индексацию зарплаты с коэффициентом 1,89 потребуется 5 млрд. 300 млн. рублей. На 700 миллионов возрастут отчисления в систему обязательного медицинского страхования (опять-таки в связи с повышением зарплаты). Еще примерно 2 млрд. 500 млн. рублей затрат потребует рост тепло- и энерготарифов. Всего сумма получается порядка 8 млрд. 500 млн. рублей. Я информировал об этом Правительство РФ и вас, Владимир Владимирович. Согласно вашей резолюции, нам могла бы быть оказана помощь при условии оптимизации расходов. Мы эту оптимизацию провели. Сокращали почти все социальные краевые законы и программы, расходы на управление в размере почти 200 миллионов. Все отрезали. Предусмотрена отмена всех видов налоговых льгот. Был приведен в соответствие с финансовыми нормативами и бюджет Норильска. Отменены компенсационные выплаты, расходы на капитальные вложения. Это примерно 4 миллиарда. В общем бюджет Норильска, рассчитанный по стандартам Минфина, уменьшился в 2,4 раза по сравнению с прошлогодним. Общий эффект всех этих сжиманий, сокращений и прочих драконовских действий составил сумму чуть более 6 млрд. рублей.

Должен сказать откровенно, радоваться торжеству нормативов Минфина и оптимизации расходов мешают следующие печальные обстоятельства. С данным расчетным бюджетом Норильск просто не выживет. Я об этом говорил на совещании, не утаивал. В Норильске вы, Владимир Владимирович, побывали, увидели, что это совершенно особый город. Если в Красноярске и южнее жители могут картошку посеять, то в Норильске на это рассчитывать нечего. Я понимаю жителей Норильска, которых пересмотр бюджетных нормативов абсолютно не устраивает. Искал и буду искать выход из положения.

Должен заметить, что мне непонятно стремление перевести разговоры о Норильске из экономической в юридическую плоскость. Я считал, считаю и буду считать, что такой подход только осложнит конфликт. В правовом поле решений проблемы никаких нет. В крае есть два муниципальных образования федерального подчинения - Железногорск и Зеленогорск. Но никто вопрос об их подчиненности не ставит. Я понимаю, что для исполнительной и законодательной власти Таймырского АО интересы "Норильского никеля" не чужие. Государственная власть должна считаться с государственными интересами. Богатство российских, норильских недр - общенациональное достояние. Уплата "Норильским никелем" налогов в бюджеты всех уровней не есть акт доброй воли. Исторически с момента основания Норильска все платежи были основой жизни и развития Красноярского края. И здесь совершенно не нужны никакие ссоры. Я вижу иное, не территориальное решение проблемы. Мы посовещались с командой и пришли к выводу, что в проекте федерального бюджета на следующий 2003 год для Норильска необходимо предусмотреть целевые субвенции в размере 3,5 млрд. рублей.

Мне трудно это сделать, но я должен заявить, что есть крайняя нужда в том, чтобы в этом году изыскать в федеральном бюджете по различным статьям дополнительные 3 миллиарда для Красноярского края. А я их целевым образом отправлю в Норильск. Своими силами я 8,5 миллиардов не закрою. Пять, ну может быть шесть, не больше. Замечу, что имею определенное право просить помощи. Снятие остроты норильской проблемы - это основная проблема края.

Среди вопросов третьей степени важности назову несколько проектов, которые требуют внимания и поддержки. Во-первых, освоение Ванкорского нефтегазового месторождения с запасом более 120 миллионов тонн (Туруханский район). Сумма инвестиций составит 7,5 млрд. долларов. Предусмотрено строительство нефтепровода протяженностью 750 км, терминала вблизи Диксона, который откроет новейший путь экспорта российской нефти на мировые рынки по Северному морскому пути. Разработка месторождения, которое находится в суровых климатических условиях, рентабельна только при разделе продукции. Соответствующий закон принят в 2001 году. Но прошло время, все осталось на месте. Я прошу вас, Владимир Владимирович, дать соответствующее поручение правительству по поводу Ванкорского месторождения.

Во-вторых, на территории края расположено крупное предприятие Минатома России. Основной задачей ГХК является прием ОЯТ с атомных станций страны, Украины и Болгарии для временного технологического хранения. Нам известно, что при этом нужно неукоснительно соблюдать все требования законодательства в области экологии. У нас постоянно путают понятия "ОЯТ" и "ядерные отходы". После принятия целого каскада законов "ядерная" сфера получила правовое регулирование. Однако нет пока необходимых подзаконных актов, которые бы обеспечили реализацию законов. В результате предварительные договоренности ГХК с предприятиями могут быть нарушены, доходы в федеральный бюджет - недополучены. Прошу вас, Владимир Владимирович, вмешаться и ускорить принятие документов.

Чувствую, что уже серьезно злоупотребляю временем, но хочу обозначить еще одну проблему. У нас в Красноярском крае работает завод комбайнов, который входит в Сибирский машиностроительный холдинг. Есть предпосылки для массового выпуска нового комбайна "Енисей-950" ("Руслан"). Проект был проверен на всех уровнях в испытательных инстанциях. Показатели экономической эффективности эксплуатации "Руслана" в России признаны уникальными: большой намолот наряду с меньшей, чем импортные комбайны, стоимостью. Для перехода конвейера на выпуск "Руслана" завод комбайнов должен быть модернизирован. Разработано соглашение с крупной финансово- промышленной группой из Германии о техническом перевооружении завода. По предложению немецкой стороны документ планируется подписать в присутствии Президента России Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера 10 апреля 2002 года в Веймаре. Нам необходимо обеспечить страховку финансовых рисков германского инвестора. В качестве гаранта с российской стороны может выступить государственная лизинговая компания "Росагролизинг".

К решению этих проблем я бы попросил вас дать соответствующие резолюции. Остальные вопросы изложены в пакете документов, с которым, я надеюсь, вы найдете время ознакомиться.

"Александр Усс: "Мы думали, что денежный дождь будет вечным"

НАШУ новейшую краевую историю я бы разделил на 2 этапа: годы после кризиса и то, что происходит сейчас. Кризис 1998 года очень помог экономике края. Конкретно это выразилось в обесценивании наших долгов в два-три раза и в преимуществе, которое обрели экспортные предприятия. Учитывая то, что бюджет наш формируется главным образом за счет предприятий, работающих на экспорт, кризис позволил резко оздоровить финансовую ситуацию в крае. Но кризис сыграл с нами злую шутку: он создал иллюзию благополучия, будто денежный дождь из далеких небес будет проливаться на нас вечно. Поэтому мы взяли на себя повышенные обязательства перед населением согласно принятым целевым социальным программам. Я голосовал за эти программы, подготовленные в администрации, нам аплодировало население. Итог же такой: на самом деле мы недополучили порядка 5 млрд. рублей от планируемого. Хотя объективно денег собрали немало.

Финансовое благополучие снизило нашу управленческую дисциплину. Уже стало притчей во языцех: Красноярский край не имеет бюджета, он внесен на рассмотрение с опозданием на 4 месяца. Здесь я вижу много субъективных причин. На мой взгляд, кризис и его позитивные последствия снизили стимулы к наращиванию общей экономической активности. Мы попали в жесткую зависимость от одного предприятия - "Норильского никеля", доля которого составляет порядка 70 процентов от нашего бюджета. В результате изменение конъюнктуры цен на цветные металлы приводит край к финансовой пропасти. Думаю, что и исполнительная, и законодательная власть извлекла из этого уроки, и стратегия экономического развития должна быть пересмотрена.

Пара слов в порядке предложений. Изменение в налоговом законодательстве не послужило на пользу регионам-донорам. Надо подумать и что-то здесь подкорректировать. Далее. Я отметил для себя, что вы подняли вопрос о диверсификации экономики. Для края это особая тема. Хлопонин на встрече с вами в Новосибирске спрашивал, где брать деньги для финансирования программы "Сибирь". Таймыр готов вкладывать средства в предприятия центральных районов края и других регионов страны. Это задача федерального уровня. Деньги Севера могут работать на юг, если будет оптимальная для этого политическая обстановка. Ваш приезд в край как раз послужит ее стабилизации. И последнее. Думаю, надо более активно поработать на изменение законодательства, которое бы обеспечило реальную уплату налогов сырьевыми предприятиями по месту их производственной деятельности. Это серьезный вопрос для Сибири, которая, известно, дает две трети валютных поступлений. А край вносит свою немалую лепту. Если мы будем по-прежнему выкачивать деньги отсюда, то Россия перерубит сук, на котором сидит. Пророчество Ломоносова о богатстве страны и роли Сибири станет заблуждением прошлого века. Хотелорь бы, чтобы этого не произошло.

"Александр Хлопонин: "Мы тут с Александром Ивановичем маленько недорабатываем..."

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ положение Таймырского автономного округа однозначно может оцениваться как стабильное. Проблем с формированием бюджета на 2002 год здесь не ощущается. Структура экономики округа представлена отраслями цветной металлургии, предприятиями угольной, пищевой, полиграфической промышленности, малого и среднего бизнеса, транспортом и сельскохозяйственным комплексом. Рост в промышленности у нас составляет приблизительно 110 процентов, в сельском хозяйстве - 104 процента, в сети оптово-розничной торговли рост оборота - 165 процентов. Структура бюджета на 2002 год выглядит следующим образом: 70 процентов общей суммы доходов окружного бюджета - это собственные доходы. 30 процентов составляют федеральные трансферты. Общая сумма доходной части бюджета - около 3,5 млрд. руб. Расходная часть консолидированного бюджета округа составляет сумму около 3,7 млрд. руб. Бюджет сбалансированный, социальных или экономических проблем мы не ожидаем.

Однако мы оказались в аналогичной другим субъектам Федерации сложной экономической ситуации и налоговом поле. Изменение налогового кодекса, падение цен на цветные металлы, перераспределение ресурсных платежей привели к тому, что потери окружного бюджета составили около 33 процентов - миллиард 200 миллионов в абсолютной цифре по отношению к прошлому году. Ряд мероприятий позволил оптимизировать бюджет. Повторю, что никаких проблем мы не ожидаем. Сделаю небольшую ремарку и выражу свое неудовлетворение по отношению к тому, что происходит на бирже цветных металлов. По моему мнению, есть две плоскости проблемы - падение цен и увеличение себестоимости. Этому есть объективные причины, но меня ситуация все равно огорчает. Хочется, чтобы доходы основного налогоплательщика - Норильского комбината - составляли большую часть и он работал эффективно.

Что касается взаимоотношений сегодня с Красноярским краем, считаю, что здесь губернатор края и я, по всей видимости, не дорабатываем с точки зрения выработки единой консолидированной политики. В решении экономических вопросов нужно садиться за стол переговоров, подключать компетентные органы федеральной власти - Минфин, Минэкономразвития. Думаю, что вопрос сбалансированности бюджетов территорий, которые работают в едином социально-экономическом пространстве, вполне разрешим. С губернатором Эвенкийского округа у меня был разговор о необходимости выработать единые стандарты на территории края в различных областях: заработной платы, социальных гарантий. Это очень сложная, большая работа. Если мы не будем этим заниматься периодически, а искать виновных, экономике лучше не станет.

Проблемы, которые лежат в плоскости города Норильска, наталкивают меня на одну мысль: у нас нет вопросов относительно территорий и границ, мы не собираемся поднимать и пересматривать эти вопросы. Повторю, что ТАО входит в состав Красноярского края и является его неотъемлемой частью. Нужно стремиться к тому, чтобы у нас была единая крупная территория. Я говорил лишь о том, что есть вопрос компетенции управления той или иной территорией. Если Александр Иванович считает необходимым поставить задачи, которые должны быть реализованы на территории Севера, я готов. Ставьте эти задачи, давайте их решать. Нет проблем. Повторю, что в основе вопроса лежит наша с губернатором края недоработка. Мы с Александром Ивановичем сядем за стол и будем решать эти вопросы совместно. За другие территории отвечать не буду.

"Поступь судьбы".

(Максим Глазунов "Сегодняшняя газета" 28.03.02)

ХОРОШО, наверное, президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу. Катается себе на лыжах в Иркутской области и в ус не дует. А мы тут в Красноярском крае головы себе уже сломали, пытаясь понять, что же значил для нас приезд его президентского величества в политическом, экономическом и административно-территориальном плане. Так и хочется крикнуть вслед удаляющемуся лыжнику: "Батюшка Владимир Владимирович, а чего приезжали-то?"

Бюджетные страдания

Проще всего с бюджетом. Что будет и с принятием основного финансового документа края, и с его реальным наполнением, ясно как божий день. Депутаты в самое ближайшее время бюджет, конечно, примут. Может быть, даже в трех чтениях сразу. Не преминув свалить всю ответственность за его исполнение на Александра Лебедя. Мол, документ хотя и сырой, но принимать его надо - народ голодает, да и президент велел. ТВК в очередной, наверное, сотый раз скажет, что бюджет не был внесен своевременно по вине команды губернатора, хотя это очевидное и злонамеренное передергивание фактов - в том, что край живет без бюджета, по большей части виноват "Норильский никель", за полгода сокративший предполагаемые собственные доходы в 7 раз.

Думается даже, что к концу года ситуация с финансами в крае будет далеко не столь плачевная, какой она кажется из печального и безденежного сегодня. Почему-то есть уверенность, что доходы "Норникеля" превысят заявленные 11 млрд. руб. Причем превысят существенно. И здесь - честь и хвала президенту Путину. Вроде бы и молчал и не ругал никого особо, а как пошутил про 0,2% и про то, что "если поковыряться - еще много можно найти", так и мороз по коже. Думается, не только у "Норильского никеля".

Вот кому точно следовало бы испугаться, так это господину Дерипаске. Про потери от толлинга, которые составляют 12-15 млрд. руб. в год, говорил на совещании замминистра финансов Улюкаев. Но президент этого будто бы не заметил. Разве что сурово и безадресно призвал Лебедя "и у других как следует посмотреть". Могу подсказать, где. У "Русского алюминия" и принадлежащего ему бывшего флагмана советской цветной металлургии - КрАЗа. А то при обороте, почти в 10 раз превышающем оборот "Полюса" Хазрета Совмена, Дерипаска платит в краевой бюджет почти в полтора раза меньше налогов. Да еще и электроэнергию по каким-то смешным тарифам хочет получать.

Однако думается, что Дерипаска не испугается. Зря что ли он вокруг Путина волчком вьется! То на лыжах на Гладенькой катает, а за два дня перед визитом президента в фай снова имел эксклюзивную приватную аудиенцию. Похоже, установка бывшего МГУшного отличника простая - не платить в фае ничего, откупаясь от федеральной власти в Москве. Пока, пользуясь хорошими отношениями с президентом, это ему удается. Думается, правда, что это продлится недолго. Не тот характер у Путина, не то воспитание, чтобы фаворитизм разводить. И последний привилегированный олигарх вскоре будет равноудален вместе с остальными. А может, и еще дальше. Примерно до уровня Бориса Абрамовича Березовского.

Как нам обустроить губернию?

Ах как хотелось бы, чтобы Путин в Красноярске стукнул кулаком по столу и молвил: "Надоели вы мне, бояре, до смерти. Передрались все, договориться не можете, а народ страдает. Поэтому все ваши споры я разрешу радикально - объединю Красноярский край, Таймыр и Эвенкию в один субъект Федерации. Тогда и делить будет нечего". Но не стукнул и не молвил. А зря. Уж больно момент был подходящий.

В нынешней ситуации, когда каждая из конфликтующих сторон тянет одеяло на себя - предлагает президенту свой путь решения проблемы, ему сам бог велел сделать свой собственный сильный политический ход. Механизм объединения - дело третье. Можно было бы и референдумы соответствующие во всех трех субъектах провести - результат их был бы легко прогнозируемым и однозначным. А при уровне популярности, который имеет В.В. Путин среди той части населения, что заседает в думских креслах, прохождение вопроса через парламент и вовсе было бы делом техники.

Да и имиджу президента внутри страны это бы явно не повредило. В последнее время по части идей в области государственного устройства РФ у президента не густо. Нет их вообще их - внутриполитических идей - если уж быть совсем откровенным. Одни только успехи во внешней политике. Так что лавры царя-реформатора пришлись бы очень кстати. Это понял даже хитроумный Хлопонин, который, сначала раскачав лодку взаимоотношений края и ТАО, затем озвучил в присутствии президента свою новую формулу: "Норильск - в Таймыр, Таймыр - в Красноярский край".

Но - молчание было ему ответом. Какие-то невнятные вещи про перспективу Путин, конечно, говорил. Но уж больно невнятные. Акцент был сделан на другое. На то, что надо договориться хотя бы на нынешний год.

Это значит, что либо я чего-то не понимаю, либо одно из двух. Или вопрос объединения Енисейской губернии еще "не дозрел", и президент откладывает его на перспективу. Или с идеями государственного устройства у нынешнего главы государства и впрямь неважно.

Кто на свете всех милее?

Шикарную историю шепотом рассказывают в Красноярске осведомленные люди. Будто бы в те 15 минут по окончании совещания в краевой администрации, когда президент остался наедине с Лебедем и Хлопониным, между ними состоялся следующий разговор. "Вам, - говорит президент, - Александр Геннадьевич, сколько годков-то будет?" "Тридцать семь", - отвечает Александр Геннадьевич. "А Александру Ивановичу пятьдесят два, - говорит президент. - Вот пусть он пускай пока еще один срок и погубернаторствует. А если у вас охота не пропадет, то через четыре года - милости просим".

Ну и были разные другие мнения. ТВК, конечно, сказали, что всех убедительнее выглядел Усс, и он-то и получил желанные политические дивиденды от приезда Путина. А Лебедь с Хлопониным, соответственно, обломились.

Еще откровенно радовал раздувшийся от собственного величия г-н Клюкин, тоже удостоенный президентского внимания. По некоторой информации, бывший спортивный журналист и бывший руководитель ТВК оказался на историческом совещании по прямой протекции "Норникеля". Уж не знаю, на что северяне рассчитывали, сажая депутата за один стол с президентом. Может думали, что он станет в пику Лебедю прошение о высочайшем помиловании Быкова Анатолия Петровича президенту подсовывать. А он всех обманул - трогательно и наивно призвал всех к согласию. За что удостоился высочайшей похвалы. Теперь, надо думать, чувство собственной значимости вырастет у депутата и вовсе уж до общественно-опасных размеров.

Честно говоря, противно все это. Я имею в виду, желание выслужиться любой ценой. Лучше бы о деле думали, господа политики, да о людях, чье благополучие от них зависит. Тогда бы и президенту в глаза смотреть не стыдно было.

"Стремительный визит ВВП".

(Сергей Павленко, Виктор Николаев "Труд - Енисей" 28.03.02)

...Ожидание затягивалось. Прилет президентского самолета, объявленный на три часа дня, откладывался. В среде журналистов, томившихся в холле аэропортовского ресторана, циркулировали самые разные слухи: и то, что президент России уже вылетел, и что он до сих пор в Норильске и в искомые три часа дня еще только возлагает цветы к памятнику жертвам Норильлага, и даже то, что высокий гость может вообще не прилететь в наш город - вернется в столицу или отправится прямым ходом в Иркутск, на горнолыжную базу...

В заполярном городе в тридцатиградусный мороз президента встречали губернатор Красноярского края Лебедь, главы Таймыра и Норильска Хлопонин и Бударгин, "самый главный глава" "Интерроса" Потанин... После отдыха в пятизвездочной гостинице высокий гость отправился на предприятия "Норильского никеля", где экскурсию по музею горного дела лично для Путина провел генеральный директор горно-металлургической компании Джонсон Хагажеев. Далее Путин в каске и комбинезоне спустился в шахту рудника "Октябрьский", а поднявшись, получил письменное свидетельство, подтверждающее, что он стал первым главой России, опустившимся на глубину в тысячу метров "со времен Петра Великого". Затем Владимир Владимирович возложил цветы к мемориалу жертвам политических репрессий. И, наконец, один на один встретился с главой Таймыра Хлопониным. Только после всех этих мероприятий президентский самолет вылетел из аэропорта "Алыкель" в аэропорт "Емельяново".

В районе шести вечера красноярских журналистов выпустили на продуваемое холодным ветром поле аэропорта, где еще в течение двадцати минут их "сортировали", оттеснив в конечном итоге к каменному забору, отделяющему летное поле от территории улицы. Журналистам было дано строгое указание не кричать, не перемещаться и не делать резких движений, иначе "охрана будет нервничать".

Наконец, свершилось... И, между прочим, хочется отметить, что именно автор этих строк первым заприметил (примерно в 18.08) приближающиеся огни президентского самолета.

Началась, на удивление, скоротечная, породившая немало вопросов, слухов и предположений красноярская часть президентского визита. Сразу же бросилось в глаза подчеркнутое фрондерство губернатора Лебедя, встречавшего высокого гостя в шапке и с весьма натянутой улыбкой. Оно и понятно, в Норильске губернатор был "от тела" фактически оттеснен своими "северными друзьями", а потому решил, что терять уже нечего.

Возможно, уловив этот настрой, Путин решил палку не перегибать и пригласил красноярского губернатора внутрь своего микроавтобуса, где, видимо, и состоялась их беседа тет-а-тет в процессе движения в сторону краевого центра. О чем там шла речь, история умалчивает, но после этого Александр Иванович несколько повеселел и даже начал шутить.

Владимир Владимирович же буквально в экстремальном режиме промчался по запланированным местам. Минут двадцать, даже не сняв верхнюю одежду, он уделил кадетскому корпусу, детвора которого ждала президента несколько часов, около минуты (явно скучая) постоял в спортзале, где юные футболисты старательно гоняли мяч, не посмотрел приготовленный лично для него концерт. Зато встреча с воспитанниками Дивногорского семейного детского дома Колесниковых, прошедшая в Красноярске в кафе-баре "Старый замок", продолжалась целых сорок пять минут. Экономическое совещание с руководителями края, Эвенкии и Таймыра продолжалось чуть более часа, после чего Владимир Путин буквально на три минуты вышел к представителям прессы, которым было позволено задать два вопроса и выслушать два дежурных ответа.

В общем, спешка была прямо-таки подчеркнутой (особенно на фоне того факта, что ВВП отбывал после Красноярска не на срочную встречу с Бушем-младшим, а всего лишь покататься несколько дней на лыжах в Байкальске). Учитывая, что президент ничего конкретно не решил и не подписал, сам визит можно было оценивать как один большой намек. Намек в преддверии будущих губернаторских выборов. Причем "досталось" здесь явно не только Александру Лебедю. Северной партии тоже дали понять, что у нее рыльце в пушку, особенно в части всяких хитрых схем уклонения от налоговых платежей.

В то же время спикер ЗС края Александр Усс сумел президенту понравиться и даже был поощрен принародной похвалой. Из этого целый ряд наблюдателей сделали вывод, что в преддверии губернаторских выборов глава государства будет "ставить" именно на этого игрока местной политической биржи.

Может, оно и так, но не факт. Времени еще много, и заинтересованные люди могут успеть донести до президента ряд фактов из недавнего прошлого спикера краевого парламента (например, демонизировать его предвыборный союз с "Блоком Анатолия Быкова").

Так что все еще впереди, а вопросов пока больше, чем ответов.

"С "щедрого" генеральского плеча".

(Заполярный вестник. 28.03.2002г.)

Сегодня на сессии Законодательного собрания Красноярского края депутаты в очередной раз рассмотрят бюджет края. Администрация края предложила Норильску 5,5 млрд. рублей, причем значительную часть этой суммы нам предлагают получить субсидиями из федерального бюджета.

На сессии Законодательного собрания, по приглашению его спикера Александра Усса, будет присутствовать председатель городского совета единого муниципального образования "Город Норильск" Сергей Шмаков. Спикер горсовета и глава города будут бороться за 6,6 млрд. рублей для бюджета Норильска.

С.Шмаков считает, что Норильск зарабатывает вполне достаточно для того, чтобы жить на собственные средства, а не пользоваться милостыней, которую со вздохом сожаления предлагает администрация края. Деньги в Норильске есть, и они должны работать на нашей территории - в этом председатель городского совета уверен. Предлагаемый бюджет, по мнению спикера, не удовлетворит потребности города, исключит его развитие, нанесет серьезный удар по социально-экономической сфере.

"Не люблю резких слов, - отметил Сергей Шмаков, -но дело попахивает обманом, так как в этот бюджет включены все мыслимые и немыслимые налоги, и без того остающиеся на территории Норильского промышленного района, а из 5,5 млрд. рублей один миллиард планируется выделить нам в виде субсидии. Таким образом краевая власть собирается субсидировать регион, который зарабатывает деньги для всего края. Такие действия низводят Норильский промышленный район до уровня дотационного. К такой "доброте" мы не готовы, подачки нам не нужны. Губернатор Лебедь намерен выделить Норильску субсидию. Норильск не готов ее принять".

Пресс-служба Норильского городского совета.

"Вечные заботы губернатора".

(Заполярный вестник. 28.03.2002г. Автор: В. Солдаков)

В минувший понедельник в окружной администрации состоялась пресс-конференция губернатора Таймыра Александра Хлопонина с представителями местных средств массовой информации. Она была посвящена итогам визита президента России Владимира Путина в Красноярский край и в наш заполярный город.

Первый вопрос, который журналисты задали Александру Геннадьевичу, был о том, почему президент сначала посетил Норильск, а не Красноярск.

Губернатор отметил, что визит президента в Норильск вызван, по всей видимости, тем фактом, что ГМК "Норильский никель" на сегодня - крупнейшее предприятие в Красноярском крае и в Таймырском автономном округе.

Владимиру Путину интересно было ознакомиться с тем, как живут и в каких условиях работают люди в заполярном городе, где сконцентрировано 50 процентов мирового производства палладия, значительная доля производства платины и цветных металлов.

Как сказал журналистам Александр Хлопонин, президента больше интересовала экономика, а не политика.

- Однако хочу сказать, - отметил губернатор округа, - что Владимир Владимирович в курсе проблемы взаимоотношений ТАО и края. Во время личной встречи мы ее обсуждали. Коснулись также этой темы, когда встречались втроем - президент, губернатор края и я. Это уже было в Красноярске.

В краевом центре, как вам известно, обсуждалось социально-экономическое состояние Красноярского края, а отнюдь не суть взаимоотношений двух сложносоставных субъектов Федерации и города краевого подчинения - Норильска.

По словам Хлопонина, Таймырский автономный округ никогда не выступал с сепаратистских позиций, не выдвигал краю территориальных претензий. Весь спор из-за сложностей государственного устройства Красноярского края. Впрочем, не мы одни такие в России.

Губернатор округа, обрисовывая ситуацию, употребил хорошо известное россиянам слово - "матрешка". Устройство территории центра России по ее принципу разрушает систему управления самым крупным и богатым в стране краем.

Это ненормально. Правильно считают норильчане, участвовавшие в недавнем опросе: Норильск должен административно входить в состав Таймырского автономного округа, а округ - это составная часть неделимого Красноярского края.

Именно такую модель устройства территории региона предложил таймырский губернатор российскому президенту. Округ и Норильск должны быть вместе - в единой инфраструктуре и системе энергоснабжения. Жить по единым социально-экономическим программам, стандартам и нормативам.

Что касается Норильска, где сегодня может возникнуть тяжелейшая ситуация с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы, то не надо, сказал президент, перекладывать решение финансовых проблем на федеральный центр. Норильску не понадобится финансовая помощь из Москвы, если городу металлургов будет выделяться все, что ему полагается.

Норильчане заработали это право своим трудом, в результате которого наполняется краевой бюджет. Средства на прожитие не должны выпрашивать те, кто их заработал. Таково мнение президента, озвученное на пресс-конференции Александром Хлопониным.

Все споры, недоразумения между двумя субъектами Федерации должны решаться путем переговоров руководителей Красноярского края и Таймырского автономного округа.

И Александр Лебедь, и Александр Хлопонин вняли просьбе президента. В апреле должна состояться встреча губернаторов. Вполне возможно, что переговоры по проблемам Норильска пройдут не в Красноярске, а на Таймыре, скорее всего - в Дудинке, сказал журналистам Александр Хлопонин.

"Норильская тема" больше всего беспокоит сейчас таймырского губернатора. Соседям необходимо помогать, считает он и, не откладывая дело в долгий ящик, собирается вылететь в Москву. Там придется проанализировать и подготовить нормативные документы для того, чтобы в дальнейшем взаимоотношения между округом и краем не омрачали жизнь людям, живущим в единой территориальной части матушки России.

-О жителях Таймыра сильно не беспокоюсь, - сказал в заключение Александр Хлопонин. - В округе, считаю, обстановка сейчас стабильная. Таймырцы могут жить и работать спокойно. И оленеводы, которые просят не забывать их и приглашают побывать в апреле на их празднике, не должны сомневаться в этом.