Аждар Аширович, как, по вашему мнению, будут развиваться отношения России с Казахстаном? Произойдет ли сближение между странами или Казахстан все больше будет подпадать под влияние США?
Это довольно сложный вопрос. Полагаю, Казахстан будет продолжать политику лавирования между крупными международными игроками, которые оказывают влияние на Казахстан. В частности, между Россией, Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки, то есть преследовать свои собственные интересы. Когда ему необходимо, будет сближаться с Россией, когда ситуация позволит и на него будет меньше оказываться давления, тогда курс будет корректироваться в пользу большего сближения с Соединенными Штатами Америки. В этом нет ничего плохого, но в последнее время те же Соединенные Штаты оказывают давление на Казахстан не прямое, а косвенное, в основном связанное с тем, что в этом году предстоят парламентские выборы. Вполне возможно, что кто-то в Вашингтоне рассчитывает, что они могут привести к изменению политического ландшафта, большей демократичности Казахстана.

Парламентские выборы могут повлиять на ситуацию внутри страны?
Во всей Центральной Азии, ну и Казахстане в том числе, хотя это государство отличается от других среднеазиатских республик, парламенты безвластны. Никакой властью они не обладают, все прерогативы по конституции принадлежат президенту. Но, по конституции Казахстана, при досрочном уходе президента со своей должности, возможен не тот вариант, который уже существует в России - внеочередные выборы президента, а вариант, схожий с существующим в США, предполагающий преемственность власти. В США должность переходит к вице-президенту, а в Казахстане к главе верхней палаты сената, а если тот по какой-то причине не сможет или не захочет, то к главе нижней палаты, Мажилиса. На мой взгляд, уже несколько лет назад были попытки со стороны Нурсултана Назарбаева такой плавной передачи власти. Он уже довольно долго находится у власти и готов передать власть приемнику, который обеспечит продолжение курса и невозможность дальнейшего перераспределения собственности. Поэтому я допускаю, что парламентские выборы играют определенную роль. Есть определенные политические силы, которые стремятся сохранить прежний status quo, среди этих политических сил сам Назарбаев и те политики, которые принадлежат, условно говоря, к семье, к большой семье Назарбаева. Другими словами, я не исключаю варианта, что после проведения парламентских выборов, до новых президентских выборов, Нурсултан Назарбаев может подать заявление об отставке, если он будет уверен, что его приемник обеспечит то, что Владимир Путин обеспечил первому президенту России, то есть неприкосновенность и неперераспределение той собственности, которая попала в эту семью.

Возможен неожиданный исход выборов? Есть ли шансы у оппозиции?
Вообще в Казахстане очень специфическая оппозиция. Есть левая коммунистическая оппозиция - она, конечно, к власти не придет. В этом году, наконец, власти удалось раздробить коммунистов на две партии, теперь они еще более ослаблены. Электорат у них в основном все-таки старшее поколение. Есть оппозиция клановая, она очень часто рядиться в либерально-демократические одежды. Ну, например, партия "Ак жол", партия старшей дочери Назарбаева, Дариги - "Асар", "Республиканская народная партия Казахстана", которую возглавляет бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, в отношении которого было вынесено судебное решение. Он был осужден на длительный срок. Осужден заочно, потому что находится в бегах, за приделами территории Казахстана. Кстати, его партия не прошла перерегистрацию. В Казахстане был принят драконовский закон о регистрации политических партий, надо было набрать пятьдесят тысяч подписей - для Казахстана это сверхвысокие мерки.
Интересы этой оппозиции состоят в том, чтобы один клан не потеснил другой в случае различных форс-мажорных обстоятельств. Как раз форс-мажорные обстоятельства могут возникнуть, если что-то случиться с главой государства. То есть США могут принудить его уйти с поста президента. Для этого могут быть использованы разные моменты, в частности, продолжающийся несколько лет судебный процесс в связи с коррупцией. Американские бизнесмены, по имеющимся сведениям, передавали взятки за разработку углеводородных ресурсов Казахстана высшим чиновникам, среди этих чиновников постоянно упоминается имя Нурсултана Назарбаева. Процесс не закончен, с юридической точке зрения о степени вины говорить нельзя, но вот этот крючок Соединенные Штаты Америки постоянно используют. В том случае, когда Казахстан идет, например, на сближение с Россией, или делает какие-то другие шаги, которые, он, по мнению Белого дома, не должен делать. Все-таки парламентские выборы будут играть какую-то роль, но я полагаю, что, если все будет проходить так, как это проходило последние 12 лет, то есть с масштабной фальсификацией этих выборов, то опять победит такая партия власти - пропрезидентская креатура, нечто подобное "Единой России", - партия "Отан", которая занимает большинство мест в парламенте. И никаких перемен от собственно парламентских выборов ожидать не стоит.

Вы считаете, что выборы пройдут с подтасовками?
Скорее всего. Во время прошлых выборов подтасовки были гигантские. В этом году под воздействием ОБСЕ был изменен закон о выборах, но эти изменения не сделали его более демократическим. Это частные изменения. В законе остались совершенно фантастические нормы, ну, например, в парламенте Казахстана лишь 10 мандатов предусмотрено по партийным спискам. Вы знаете, что сейчас в России идет усиленная компания, чтобы всю думу избирать пропорционально избирательной системе, а там всего десять мест. При этом установлен 7-процентный барьер, как у нас недавно ввели по примеру Казахстана, для будущих выборов. А что такое 10 мест и семь процентов? Любой школьник, владеющий правилами арифметики, знает, что если сто поделить на семь, то будет четырнадцать. В парламент при семи процентном барьере может попасть 14 представителей разных партий, а при этом 10 мест дают. Этот нонсенс очевиден, но его, тем не менее, не хотят исправлять.

Для России есть какие-то плюсы в том, что в Казахстане жесткая президентская власть?
Во всяком явлении, конечно, есть свои плюсы. Вообще, в России политический класс в основном состоит из бюрократии, он не склонен строить отношения с демократическими режимами, потому что они менее предсказуемы. Все-таки проще строить отношения с одним человеком, чем предугадывать, что же будет в результате следующих выборов? Я не считаю это политику правильной. Например, американцы действуют более правильно и более цинично. Они строят отношения и с авторитарными лидерами, и с оппозицией, чтобы при любом результате тех же выборов были налажены устойчивые связи с лидерами, пришедшими к власти, которые соответственно будут проводить проамериканскую политику. У нас такого нет. Российские политики, обладающие властью, сознательно открещиваются от связей с оппозицией. Более того, когда проводятся выборы в государствах СНГ, российское правительство демонстративно оказывает помощь конкретному кандидатам, теми же внеочередными встречами в Кремле, которые потом постоянно транслирую по всем каналам. А этот подход имеет и вторую сторону - все-таки авторитарный лидер менее предсказуем. Назарбаев, конечно, не Туркмен-Баши, не Сапармурад Ниязов, который может вытворить вообще, что угодно, но, тем не менее, он может совершать шаги в политике, которые идут в разрез с интересами России. Что все эти годы время от времени происходило. Казахстан жестко проводит свою линию, более того России сдает свои позиции в Казахстане. Это было в отношении Каспийского моря, космодрома Байконур, в наших экономических отношениях и так далее.

У России есть реальные рычаги давления на Казахстан?
Безусловно есть, но их становиться меньше. Казахстан был должен в свое время большую сумму денег России, но мы эти козыри сами же сдали, причем довольно-таки бездарно. В 1995 году мы при взаимозачете вопроса задолженностей фактически пошли на прощение 1,5 миллиардов долларов Казахстану для того, чтобы заключить ряд соглашений, в частности о статусе Байконура. А вот сразу после дефолта 1998 года мы также списали где-то около 800 миллионов долларов долгов. Казахстан - это государство с очень большой территорией, с очень большой протяженностью границы, но это государство внутриконтинентальное, оно заперто на материке Евразии. Выходы во внешний мир пролегают, в том числе, и через Россию. Это трубопроводы, железные дороги. В общем, рычаги давления есть, другое дело, что политические классы России и олигархические группы, которые связаны с транспортными системами, в малой степени руководствуются национальными интересами и в случае чего готовы идти на уступки из-за своих частных корпоративных чаяний.

Возможно ли в ближайшее время изменение для Казахстана транзитных тарифов?
Казахстан этого постоянно добивается. Надо отдать ему должное, он умет добиваться своего. Отношения его с Россией строятся на постоянных уступках со стороны России. Уступки в отношении налога на добавленную стоимость, уступки в отношении запуска космических аппаратов, уступки по цене военной техники, которая поставляется Россией в рамках ОДКБ. Сейчас у них задача снизить тарифы, потому что экономика Казахстана оживает - уменьшение тарифов сделает их продукцию более конкурентоспособной.

Есть мнение, что уменьшение тарифов пойдет на пользу и России, поскольку значительно увеличиться количество грузов, проходящих через Россию...
Конечно, есть и взаимная выгода. Но Казахстан добивается уступок, играя на интеграционных планах. Назарбаев считается чуть ли не главным интегратором постсоветского пространства. Он все время инициирует, то идею Евразийского союза, то "Десять простых шагов на встречу людям". Тем не менее, я полагаю, что он преследует свои интересы, и эти интересы далеко не всегда совпадают с российскими интересами. Раздел Каспийского моря показал, что Россия сдала свои юридически безупречные позиции, которые базировались на действующем международном праве. И в 1998 году было заключено Соглашение о разделе северных вод Каспийского моря, от которого выиграл Казахстан. Ему отошел больший сектор Каспийского моря, и чем дальше, тем более очевидно будет проявляться сдача российских интересов на Каспии.

Насколько вероятно, что Казахстан присоединится к проекту Баку-Джейхан?
После обретения независимости у Казахстана не было внутренних трубопроводов. Сейчас эта ситуация преодолевается. Например, был построен мощный трубопровод для нефти по российской территории в Новороссийске с участием американцев. В этом году заключено также соглашение между Казахстаном и Китаем по постройке мощного трубопровода, который пройдет через весь Центральный Казахстан. И довольно давно обсуждается план строительства трубопровода Баку-Джейхан. И еще одного трубопровода через Иран, который был бы оптимальным, потому что самый короткий, но по политическим соображениям, из-за давления США это проект не реализовывался. Я думаю, Баку-Джейхан будет построен. Другое дело будет ли он экономически выгоден, если Казахстан не полностью забросит свою нефть в трубопровод. Проект Баку-Джейхан скорее политический, но Казахстан довольно давно говорит о своей заинтересованности.

Казахстан сейчас действительно переживает экономический рост?
Реальности таковы, что Казахстан действительно демонстрирует довольно устойчивый экономический рост, но надо разбираться в том, что лежит в основе этого роста? Конечно, в основе лежит гигантский рост цен на углеводороды. Когда такого роста цен не было - у Казахстана были проблемы. Все-таки экономика Казахстана, несмотря на принятую широко разрекламированную программу "Казахстан - 2030", ориентирована на сырьевой сектор: это нефть, природный газ, различные металлы, отчасти продукция сельского хозяйства. Высокотехнологичную продукцию Казахстан не выпускает. Очень часто приходиться слышать о том, что у Казахстана благоприятный инвестиционный климат и даже международное рейтинговое агентство присвоило Казахстану более высокий инвестиционный рейтинг, чем России. Это все действительно так. Но за счет чего это делается? Действующие на территории Казахстана иностранные компании имеют возможность извлекать сверхприбыли: за счет взяток местным чиновникам, за счет относительного наплевательства по отношению к экологии, за счет того, что раньше называлась "эксплуатация местной рабочей силы". Скажем, эти компании платят специалистам из Казахстана в десятки раз меньше, чем специально приглашенным специалистам из стран дальнего зарубежья. Здесь, в общем-то, проблемы разные. Я полагаю, что если цены на нефть упадут (а когда-нибудь это произойдет), то Казахстан столкнется с той же проблемой, что и Россия - экономический рост остановится. Пока хочу сказать, что при экономическом росте глобальных улучшений жизни населения не происходит и население Казахстана уменьшается.

Однако говорят о возвращении в Казахстан значительной части эмигрантов...
Ну, значительно больше все-таки уезжает, чем возвращается. А возвращаются не потому, что в Казахстане создаются благоприятные условия, а потому, что российское правительство откровенно погано относится и к эмиграции, и к эмигрантам. Оно не помогает им здесь обустроиться, и люди, помыкавшись здесь, столкнувшись с российскими чиновниками, с ужесточенными законами о гражданстве, вынуждены возвращаться. Я хочу напомнить, что население Казахстана уменьшилось почти на полтора миллиона после обретения независимости. Это очень большое число для такого коротко срока. Кстати, это очень хорошо характеризует реальное экономическое развитие.

Какого сейчас положение нетитульного, прежде всего русского населения в Казахстане?
На самом деле, проводилась политика просто выдавливания всего нетитульного населения. По сути дела, сейчас это все продолжается. Если раньше казахи составляли меньше половины населения, то сейчас они это половину превышают. Около 90% государственных должностей, дающих реальную власть, занимают казахи. Государственный язык только казахский, несмотря на то, что большая часть населения говорит по-русски. Это показатель. Все-таки демократия отражает интересы большинства. Оптимальным вариантом было бы государственное двуязычие. Не ущемление казахского языка, но двуязычие. Сейчас нынешняя редакция закона о языке, все больше ужесточает требования. Это все затрудняет жизнь людей. Те, кто не хочет мирится с этими требованиями, далеко не демократическими, вынуждены покидать страну. От этого Казахстан очень много теряет. В стране проводиться курс на возвращение так называемых аралманов. Это этнические казахи, которые проживают в других странах. Исторически сложилось так, что казахов довольно много в Монголии, Китае, есть большие общины в Афганистане, Узбекистане. Да, в отношении этих людей действительно действуют государственные программы. В этом году, если я не ошибаюсь, около десяти тысяч семей готовы переселить с полным обустройством. Это работает. Что же касается программ, в отношение тех, кто по каким-то причинам покинул Казахстан, то мне о них ничего не известно. Полагаю, что таких программ просто нет.

Между Россией и Казахстаном заключено много соглашений, все ли они реально работают?
Вы знаете, когда у нас праздновалось пятилетие СНГ, мне в научных целях пришлось сделать подсчет, какой процент соглашений между государствами реально выполняется - у меня получилось 5%-10%. Это в рамках СНГ, это многосторонние договоры. В двусторонних договорах процент гораздо выше. Но очень часто эти документы носят чисто декларативный характер. Потом значительная часть этих документов состоит из десяти и более пунктов. Очень часто один-два из них, наиболее декларативные, выполняются, например, создается какая-нибудь рабочая комиссия, а конкретные мероприятия проходят с очень большим трудом. По-прежнему в отношениях России с соседями есть какой-то бюрократический ритуал. Дипломаты меряют свою работу числом принятых документов. Если вы заметили сейчас в СНГ термин "интеграция" почти не употребляется, он заменен на термин "сотрудничество". Прошел с большой помпой год Казахстана в России, в этом году год России в Казахстане проводится. За всей этой мишурой, напоминающей советские мероприятия, больших сдвигов в отношениях двух наших народов не происходит. Другое дело, что мы соседи. У нас общая граница. И мы от Казахстана никуда не денемся, и Казахстан стеной от нас отгородиться не сможет. Теоретически Казахстан мог бы резко порвать свои отношения с Россией, как это сделали некоторые европейские страны, бывшие члены социалистического лагеря, и войти в другой, более выгодный союз. Я не думаю, что это произойдет. Потому что соседи Казахстана это Россия, с другой стороны - Китай, страна, с которой у Казахстана более проблемные отношения могут быть, а на юге это исламский мир, где тоже ситуация не самая хорошая в смысле стабильности. Так что есть объективные причины, не зависящие от воли президентов России и Казахстана, которые толкают наши страны к наращиванию связей.