В России 1 октября 2019 г. началась обязательная маркировка лекарств. В первую очередь маркируют лекарства, входящие в программу «7 высокозатратных нозологий». Это препараты для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей и рассеянным склерозом. С 1 января 2019 г. маркировке подлежат все лекарства. Теперь каждый потребитель сможет узнать историю любого препарата с помощью смартфона. На него можно установить бесплатное приложение «Честный знак», и с его помощью проверить маркировку: что за препарат вы держите в руке, кто и когда его произвел, серию и другие доступные данные. Если покупатель увидит несоответствие, или код маркировки не будет найден в приложении, то он сможет об этом оставить заявку через интерфейс программы. Потребителей волнует вопрос — повлияет ли маркировка на стоимость лекарств?

Повышение цен из-за внедрения маркировки не ожидается, ранее заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев. «Повышения цен не предполагается, за ценами мы следим», — заверил глава кабмина. По его словам, маркировка лекарств направлена на наведение порядка и развитие отечественного фармрынка.

«Маркировка нужна, чтобы понимать, что происходит с лекарствами, не допустить фальсификата, чтобы не продавались просроченные лекарства,» — сказал премьер-министр.

Федеральная антимонопольная служба также сообщала, что она не видит рисков роста цен на важнейшие лекарства из-за маркировки. Обязанность фармпроизводителей платить по 50 коп. за генерацию кода для маркировки лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не приведет к росту цен на них, отметили в пресс-службе, поскольку стоимость маркировки укладывается в размер ежегодного повышения цен на ЖНВЛП на уровень инфляции.

В пресс-службе оператора маркировки — ЦРПТ, также не видят предпосылок для роста цен: «Введение маркировки закрывает серый рынок, освободившаяся доля будет занята легальными производителями. Они при том же объеме инвестиций в свое производство получат возможность для роста выручки. Эффективность производства растет, что создаст реальную возможность для снижения стоимости».

Эксперты рынка отмечают, что цены на некоторые лекарства снизились перед стартом маркировки. Генеральный директор исследовательской компании DSM Group Сергей Шуляк объяснил, что маркировка вряд ли станет причиной увеличения цен на лекарства.

«По результатам проведенного исследования, в 2018 году категория препаратов стоимостью менее 20 рублей за упаковку увеличилась на 568 наименований, из них 440 упали в цене. Это говорит о том, что производители могли снизить цены, чтобы получать коды маркировки бесплатно», — рассказал Сергей Шуляк.

Минпромторг РФ в своем сообщении отмечает, что обязательная маркировка позволит осуществлять полную прослеживаемость препаратов — от производства до выдачи в аптеке. Глава Минпромторга Денис Мантуров указал, что на данный момент все российские и иностранные предприятия, выпускающие препараты для лечения высокозатратных нозологий (ВЗН), готовы к производству лекарств с кодом на упаковке.

«Следующий шаг — подготовка к маркировке всех лекарств, которая начнется уже через три месяца — с 1 января 2020 года. Мы надеемся на конструктивный подход со стороны всех компаний отрасли», — сказал Мантуров, которого цитирует агентство «Прайм».

Пилотный проект по маркировке лекарств стартовал 1 февраля 2017 года. С 1 октября 2019 г. на каждую упаковку препаратов для семи высокозатратных нозологий будет наноситься код маркировки. Фиксация данных посредством считывания кода будет происходить на каждом этапе движения препарата по всей цепочке поставок. С 1 января 2020 года цифровая маркировка станет обязательной для всех лекарств.