"11 лет подряд в Баку проходят международные нефтегазовые выставки и конференции и, как правило, после этих выставок заключаются новые контракты. Почему в этом году такие соглашения не были подписаны?"
"Если в первые годы Азербайджан был заинтересован в проведении таких выставок с целью ознакомления нефтяного потенциала среди зарубежных нефтяных компаний, то сейчас эти выставки-конференции нужны больше самим компаниям. ГНКАР - единственная в Закавказье вертикально интегрированная нефтяная компания. ГНКАР осуществляет сегодня весь комплекс работ, связанных с разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой сырой нефти, оптовой продажей на внешнем рынке нефти и нефтепродуктов, а на внутреннем - нефтепродуктов и природного газа. В компании работают около 70 тыс. человек. Это примерно 1,5% от всего трудоспособного населения Азербайджана. При этом ГНКАР создает в результате своей деятельности свыше 25% валового внутреннего продукта (ВВП) республики.
За десять лет успешной нефтяной стратегии руководства Азербайджана было подписано более 22 нефтяных контрактов. Иностранные компании продолжают проявлять интерес к нефтегазовым месторождениям Азербайджана. В ближайшие время ожидается подписание контракта по месторождению "Гарачухур" на Абшеpонском полуострове с китайской компанией "Шенгли".

Каковы ориентировочные запасы нефти и газа на углеводородных месторождениях и перспективных структурах, освоение которых предусмотрено подписанными международными соглашениями?
Углеводородные запасы на этих контрактных площадях иностранные инвесторы оценивают в 4 млрд. тонн условного топлива.

Получается, что большую часть углеводородных запасов Азербайджана предстоит осваивать не столько ГНКАР, сколько международным нефтяным консорциумам, действующим в республике. Иначе говоря, нефть страны ГНКАР придется делить с многочисленными зарубежными партнерами. Насколько выгодно Азербайджану такое перераспределение главного сырьевого богатства республики?
Давайте обратимся к фактам. Во времена СССР недопустимо мало внимания уделялось задачам технического перевооружения основных производственных фондов. Мы всегда выжимали из техники все ресурсы и только после этого заменяли до предела изношенные машины и механизмы на новое оборудование. В результате в 1991 году в наследство от СССР суверенный Азербайджан получил давно физически изношенное технологическое оборудование нефтяных и газовых промыслов и исчерпавшие свой срок эксплуатации гидротехнические сооружения - эстакады и стационарные буровые платформы на Каспии.
Что же касается материально-технической базы для реализации новых углеводородных проектов, то ее мы, по вполне понятным причинам, в те годы не имели. Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации дала новая государственная политика в области освоения углеводородных ресурсов Азербайджана и развития нефтегазового сектора экономики республики, разработанная под руководством нашего общенационального Гейдара Алиева. Новая концепция была основана на привлечении в нашу экономику иностранных инвестиций, на приглашении в страну крупных зарубежных нефтяных компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами. Современные технологии, используемые ведущими нефтяными компаниями мира для добычи углеводородного сырья, должны были обеспечить надежность и безопасность работ в акватории уникального Каспийского моря.
Первое международное нефтяное соглашение, предусматривающее совместное освоение углеводородных месторождений "Азери", "Чираг" и "Гюнешли", извлекаемые запасы нефти которых превышают 700 млн тонн, было заключено в 1994 году. В дальнейшем в период 1995-2001 годов мы подписали еще 20 аналогичных соглашений. Суммарный объем инвестиций в экономику Азербайджана по только подписанным нефтяным и газовым контрактам может составить до $60 млрд. На сегодняшний день иностранные нефтяные компании инвестировали в азербайджанскую экономику около $3,3 млрд. В результате в Азербайджане появились новые современные западные машины и оборудование, новые технологии бурения и эксплуатации скважин на глубоководных месторождениях, новые методы строительства нефтедобывающих платформ и защиты окружающей среды.
Благодаря иностранным инвестициям мы модернизируем существующую инфраструктуру ГНКАР. Уже модернизированы 10 судов вспомогательного флота: трубоукладчики, крановое судно повышенной грузоподъемности, суда снабжения. Реализация соглашения по освоению месторождений Азери-Чираг-Гюнешли позволила выйти на стабильный уровень добычи в 5,4 млн тонн "ранней" каспийской нефти в год.

На какой стадии находится строительство "Баку-Тбилиси-Джейхан"?
Строительство трубопровода идет по намеченному графику. Прокачка нефти по БТД в первый год эксплуатации планируется на уровне чуть более 100 тыс. баррелей в сутки при начальной пропускной способности трубы 500 тыс. баррелей в сутки. Мы начнем прокачку с 50-60 тыс. баррелей в сутки, а к концу 2005 г. доведем ее до 200 тыс. баррелей.
Трубопровод строится согласно расписанию: приблизительно 1 км в день. И будет готов к поставке первой партии Каспийской нефти в начале 2005 г. Из 3 млрд. долларов, ассигнованных для проекта, было уже потрачено 2 млрд. долларов.

Как продвигается строительсво газопровода "Баку-Тбилиси-Эрзурум"?
Строительство газопровода пройдет параллельно нефтепроводу БТД. ЕБРР намерен выдать ГНКАР кредит в размере $170 млн. на оплату доли в проекте "Шах-Дениз" с условием проведения реструктуризации в компании. На это банк готов выделить грант на $1 млн. Многие европейские страны уделяют этому газопроводу важное значение.

Сколько нефти прокачивается по трубопроводу "Баку - Новороссийск"?
Объем экспорта азербайджанской сырой нефти по маршруту Баку-Новороссийск в течении 6 месяцев текущего года составил 845 тысяч тонн. Хочу подчеркнуть, что в апреле экспорт нефти по данному маршруту составил около 215 тысяч тонн. Объемы поставок нефти Баку-Новороссийск осуществляются в полном соответствии с договоренностями российской и азербайджанской сторон. В 2004 году ГНКАР планирует перекачать по этому маршруту 2,5 миллионов тонн сырой нефти. За каждую тонну экспортируемой по нефтепроводу Баку-Новороссийск нефти Азербайджан платит российской стороне $15,67.

Не считаете ли Вы, что нефтедоллары могут привести к развитию в Азербайджане так называемого "голландского синдpома", когда страна не стремится к развитию других секторов своей экономики, а просто проедает полученные средства?
Такая опасность теоретически действительно существует. Мы знаем об этой проблеме и профилактические меры против "голландского синдpома" в Азербайджане уже принимаются. Я не буду останавливаться на этом вопросе подробно. Скажу лишь, что аккумулированные в Нефтяном фонде Азербайджана (ГHФАР) доходы и будущие прибыли будут направляться не на развитие нефтяного сектора республики, а на модернизацию других отраслей азербайджанской экономики, таких, например, как электроэнергетика, связь, транспорт, металлургический сектор, строительная индустрия, сельское хозяйство, сфера услуг...