В преддверии третьей встречи глав МИД Армении и Азербайджана. Азербайджан призывает к применению санкций, ООК - к войне. Карабахский клубок. Итоги московского "круглого стола". Власти Нагорного Карабаха.

В преддверии третьей встречи глав МИД Армении и Азербайджана

Как сообщает агентство "А1+", глава МИД Армении Вардан Осканян встретился с приехавшим в Армению из Азербайджана сопредседателем Минской группы (МГ) ОБСЕ от США послом Стивеном Манном. В Баку Стивен Манн провел встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Сообщив главе МИД Армении о результатах своих встреч, г-н Манн подтвердил готовность сопредседателей МГ к поиску взаимоприемлемого решения карабахского конфликта. В ходе встречи Стивен Манн и Вардан Осканян обсудили недавние встречи президентов Армении и Азербайджана в Праге и Страсбурге, а также некоторые вопросы, связанные с предстоящей встречей двух президентов, опять таки в Праге 21 июня.

Как сообщает PanARMENIAN, в тот же день Стивена Манна принял президент РА Роберт Кочарян. Участники встречи обсудили процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Американский дипломат, прибывший в Ереван по завершении своего визита в Баку, сообщил главе Армении о своих встречах с руководством Азербайджана.

Спецпредставитель Европейского союза по нагорно-карабахской проблеме Хейки Талвитие намерен совершить очередной визит в регион в конце июня - начале июля. Об этом бакинским журналистам сообщил спецпредставитель ЕС в Азербайджане Антониус Де Врис. По словам А.Де Вриса, Евросоюз не намерен подменять собой Минскую группу. "Вовлечение ЕС в урегулирование армяно-азербайджанского конфликта возможно лишь в случае соответствующего обращения сторон конфликта". ("525-я газета")

Пока рано говорить о сближении позиций сторон. Такое мнение в эксклюзивном интервью ТУРАН высказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя ход переговоров между главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана в связи с предстоящей 21 июня в Праге третьей встречей глав МИД. В то же время он отметил, что между сторонами идет "интенсивный" обмен мнениями. "Азербайджан выдвигает свои идеи и выслушивает идеи, предлагаемые армянской стороной. Определенные идеи есть и у сопредседателей", - продолжил Мамедъяров. По мнению министра, если удастся из всех этих идей составить "соответствующую цепочку", то можно будет двигаться дальше. На вопрос, есть ли в идеях сопредседателей варианты, обсуждавшиеся ранее, Мамедъяров ответил, что "есть какие-то новации, некоторые идеи ранее обсуждались, а есть и идеи, которые заново пересматриваются". Идет переоценка всех идей, для того чтобы определить, что важно в первую очередь, что во вторую и третью, сказал он. ("525-я газета").

По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, предстоящие переговоры с армянским коллегой Варданом Осканяном будут носить консультативный характер, пишет бакинская газета "Эхо". "Вопрос освобождения семи оккупированных районов вновь будет внесен в повестку переговоров в качестве предложения официального Баку", - заявил Мамедъяров. "Эхо" отмечает, что по итогам предыдущих встреч Мамедъяров заявил об отказе армянской стороны от обсуждения вопроса о возвращении Азербайджану семи оккупированных районов в обмен на открытие транспортных коммуникаций. По словам В.Осканяна, напоминает газета, обсуждение вопроса о передаче Арменией азербайджанской стороне семи районов является "абсурдом и не имеет смысла". Стоит ли после такой оценки армянской стороны возвращаться к этому вопросу в Праге, спрашивает "Эхо". По мнению бывшего помощника президента Эльдара Намазова, смысл есть. "Абсурдна позиция самого Осканяна и руководства Армении, - говорит он. - Дело в том, что сегодня абсолютно ясно - никакого пакетного варианта урегулирования достичь невозможно. И единственный реалистичный эффективный путь - это путь поэтапного решения проблемы. Как бы армянское руководство ни пыталось уйти от этого разговора, я думаю, рано или поздно серьезный диалог на эту тему состоится". Азербайджан, по словам Намазова, должен придерживаться именно этой очень четкой и принципиальной позиции. "Нельзя заниматься ни самообманом, ни обманом общественного мнения. Сегодня сложилась ситуация, из которой есть три выхода. Это либо поэтапный план урегулирования, либо замораживание ситуации, либо возобновление военных действий. Поэтому имитировать бесплодные переговоры было бы неправильной политикой". По мнению Намазова, в самой Армении, по крайней мере в экспертном сообществе, тоже усиливаются позиции тех, кто считает, что пакетного варианта достичь невозможно и нужно обсуждать поэтапный план по формуле освобождения территорий в обмен на безопасность.

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров удовлетворен вовлечением многих международных организаций в урегулирование нагорно-карабахского конфликта. "Европейский союз, Совет Европы и ООН в той или иной мере участвуют в карабахском процессе. В частности, Совет безопасности ООН принял четыре резолюции по данному конфликту, есть также резолюция генассамблеи", - сказал министр журналистам во вторник 1 июня. Он отметил, что при вступлении в Совет Европы Азербайджан и Армения взяли на себя обязательства по мирному урегулированию проблемы. "Таким образом, СЕ должен отслеживать, насколько выполняются эти обязательства", - сказал министр. Определенную активность в вопросе карабахского урегулирования последнее время проявляет и Евросоюз, добавил он. Э.Мамедъяров сказал, что "ЕС имеет своего спецпредставителя (по Нагорному Карабаху), который к концу месяца посетит регион". "В принципе мы заинтересованы в том, чтобы вопрос урегулирования конфликта оставался в центре внимания", - подчеркнул министр. (Интерфакс-Азербайджан).

Азербайджан призывает к применению санкций, ООК - к войне

Бакинская "Эхо", напоминая, что Европейский союз ввел санкции против лидеров Приднестровья, запретив им пересекать свои границы, пишет, что хотя в списке ЕС представителей Нагорного Карабаха пока нет, депутаты Европарламента от Транснациональной радикальной партии "лоббируют вопрос введения ограничительных санкций против карабахских сепаратистов". Газета считает, что "дружественные Азербайджану страны могут ввести санкции против лидеров карабахских сепаратистов" и сообщает, что азербайджанский парламентарий Захид Орудж предлагает обратиться с этим вопросом в первую очередь к странам, входящим в ГУУАМ и к России... По словам З.Оруджа, официальный Баку в обязательном порядке должен предпринять соответствующие меры в направлении ограничения деятельности "сепаратистов Карабаха". "Надо положить конец беспрепятственным поездкам карабахских сепаратистов по всему миру". Захид Орудж считает необходимым обратиться к правительству с тем, чтобы началось составление "списка карабахских сепаратистов, чьи поездки по миру следует предотвращать". По его словам, принятие списка азербайджанской стороны и применение санкций против карабахских сепаратистов в первую очередь определит отношение государств СНГ к карабахскому конфликту. Председатель общественной организации "Карабахский дом" Тамерлан Гараев заявил, что следует не только составить список, но и "возбудить уголовное дело в отношении представителей сепаратистского режима и уведомить об этом власти соседних стран". "При въезде сепаратистов на территории какого-либо государства СНГ потребовать ареста и выдачи этого человека. Это очень хороший способ. При этом в данной работе должны быть задействованы МИД и Генеральная прокуратура, которая будет возбуждать уголовные дела против этих людей, а МИД по дипломатическим каналам будет преследовать их на территории стран Содружества".

"Арминфо" со ссылкой на Azad Azarbaycan TV сообщает, что объединенная следственная группа Азербайджана завела уголовное дело против президента Армении Роберта Кочаряна и президента самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики Аркадия Гукасяна. Как сообщает источник, следственная группа, созданная при генпрокуроре АР с привлечением следователей министерств внутренних дел и национальной безопасности Азербайджана, будет "расследовать преступления, совершенные армянами". Руководитель группы Маммад Каббаров обратился к гражданам Азербайджана с просьбой представить свои доказательства преступлений, совершенных армянами, для содействия данному следствию. Каббаров заявил, что сведения, доказывающие эти преступления, собираются и готовится петиция, которая будет направлена на рассмотрение в международный суд, который должен будет вынести решение о "предварительном наказании" лидеров этих государств. Как напоминает руководитель данной группы, Кочарян был одним из лидеров организации в Нагорном Карабахе, членом Совета народных представителей и участвовал в сессии совета, которая впоследствии издала постановление об отделении Нагорного Карабаха от Азербайджана. Уголовное преследование касается назначения незаконных выборов в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республике. "Наша следственная группа отвечает за ход и расследование данного дела. И Гукасян, и Кочарян принимали участие в данных выборах", - сказал Каббаров.

Азербайджан потребовал от иностранных компаний мобильной связи не сотрудничать с компанией "Карабах Телеком". Об этом сообщил журналистам министр связи и информационных технологий Азербайджана Али Аббасов, который считает функционирование данной компании мобильной связи на территории Нагорного Карабаха незаконным. Министерство уже предупредило все компании о нежелательности сотрудничества с "Карабах Телеком" в сфере роуминговой службы, так как оно может осуществляться только через Министерство связи и информационных технологий Азербайджана. ("525-я газета").

Организация освобождения Карабаха (ООК) на своем последнем заседании призвала власти Азербайджана начать освободительную войну против Армении. В частности, ООК считает необходимым мобилизовать весь потенциал страны и объявить войну с целью освобождения оккупированных Арменией территорий. Одновременно ООК требует прекращения контактов с Арменией на всех уровнях и прекращения работы в Азербайджане посольств тех стран, которые не признают агрессию Армении против Азербайджана. ("525-я газета").

Карабахский клубок

Западные эксперты выступили с концептуальным материалом, касающимся урегулирования конфликтов на территории, которая сейчас вплотную приблизилась к Евросоюзу. Как сообщает PanARMENIAN, Рональд Асмус, старший исследователь немецкого Фонда Маршалла в США, и Брюс Джексон, президент Проекта переходных демократий, в своей статье, опубликованной в Policy Review, утверждают, что через 15 лет после падения Берлинской стены пришло время решать конфликты - от приднестровского до карабахского, и эти вопросы должны стать "высшим приоритетом нашей дипломатии с Москвой". После ожидаемого 12 июня решения о расширении Евросоюзом стратегии соседства на Грузию, Азербайджан и Армению все страны на севере и востоке Черного моря - включая Россию, Украину и Молдову, окажутся в более тесных отношениях с Евросоюзом. "Четыре "замороженных конфликта (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах) расположены по всему региону. Абсолютно ясно, что эти горячие осколки Советской империи служат удобной зоной для контрабанды оружия, наркотиков, вовлечены в торговлю людьми, одним словом, превратились в центры международной организованной преступности - и, конечно же, терроризма", - отмечают исследователи. Как они отмечают, США и Европа, действуя посредством ОБСЕ и ООН, должны совместными усилиями разрешить "замороженные конфликты".

ИА "Росбалт", анализируя доклад "выражающего, по некоторым сведениям, мнение ЦРУ" аналитического центра STRATFOR "Битва за бывший СССР: сватовство Армении", пишет, что Еревану регулярно напоминают из Вашингтона о том, что без помощи определенной силы Армения на ноги встать не сможет и так и останется надолго банановой республикой на отшибе цивилизации. Эксперты STRATFOR считают, что партнерство с Вашингтоном станет панацеей для самой главной хронической болезни региона - карабахского конфликта. И рецепт прописывается в данном случае более чем однозначный. "Армения заняла территории соседнего Азербайджана и явно дает понять, что покидать их не собирается. Но добиться победы у партнера США можно лишь в том случае, если станешь партнером США", в открытую предлагают Еревану в STRATFOR. Правда, в центре озабочены тем, что деятельность России и Ирана может серьезнейшим образом помешать, а то и полностью пустить под откос планы США. Агентство сообщает, что практически параллельно уже само ЦРУ издало глобальное экспертное исследование по миру Global Trends 2015, подготовленное совместно с неправительственными центрами. "Эксперты вынесли приговор Армении. К 2015 году Армения останется в основном изолированной и зависимой от России и Ирана, и поэтому будет продолжать играть роль непредсказуемого игрока в регионе. По прогнозам ЦРУ, регион по-прежнему будет нестабилен из-за нерешенных конфликтов". Карабахский конфликт висит как дамоклов меч над головами армянских президентов, пишет "Росбалт". Реально Кочаряну угрожает сейчас отнюдь не оппозиция, грозящаяся его свергнуть, а возможное усиление давления со стороны Вашингтона в направлении карабахского урегулирования и принуждение к невыгодному компромиссу. В STRATFOR прямо указывают на такую возможность: "Поддержка официальным Вашингтоном позиции Азербайджана в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта может загнать Армению в угол, и тогда пересмотр армянских приоритетов в сторону США станет для этой республики безальтернативным выходом". Похоже, что ситуация может пойти в этом направлении - загнать в угол и заставить отречься от России и Ирана. По мнению агентства, для любого армянского президента последнее окажется намного легче, чем пойти на компромисс в карабахском вопросе. В то же время, по имеющимся сведениям, карабахское урегулирование в последнее время было передано из рук Госдепартамента Пентагону. По словам источника из правительства Армении, в карабахском вопросе сейчас возможны серьезные и непредсказуемые подвижки именно вследствие того, что Пентагон решительно взялся за процесс, который дипломаты успели хорошенько усыпить. То, что американские военные активизировались на Южном Кавказе, трудно не заметить. В частности, по сообщениям Boston Globe, недавно в немецком городе Гармиш-Партенкирхен была проведена конференция представителей натовских оборонных ведомств, посвященная координации усилий по оказанию помощи Закавказью, в которой приняли участие представители Грузии и Армении. Результаты уже налицо. В частности, армянская армия модернизирует самую уязвимую сферу - системы связи - при помощи США. Более того, Министерство обороны РА в конце апреля уже вынуждено было опровергать сообщения о том, что между Арменией и США было подписано соглашение об использовании армянских аэродромов американскими ВВС. Информацию об этом запустил все тот же STRATFOR после очередного визита в Ереван заместителя командующего вооруженными силами США в Европе Чарьза Волда. "Истинной целью договора является предоставление услуг в плане материально-технического содействия по просьбе другой стороны с учетом политики и приоритетов своей страны", - поспешило довольно витиевато сообщить Министерство обороны. Но, как говорится, дыма без огня не бывает.

Бакинская газета "Новое Время" также обратила внимание на доклад аналитического центра STRATFOR "Битва за бывший СССР: сватовство Армении". По мнению газеты, решение карабахской проблемы американцам вовсе ни к чему - "на это им наплевать!" Для них важны лишь свои интересы в этом регионе, утверждает "Новое Время". Будто бы взявшись за урегулирование конфликта, Америка хочет надавить на Армению, чтобы - волей или неволей - вовлечь ее в сферу своего влияния. Газета уверена: завершив Арменией сезон "бархатных революций" на Южном Кавказе и усадив в Ереване своего ставленника, который станет новым "героем дня" на смену президенту Грузии Михаилу Саакашвили, Вашингтон "решит" карабахскую проблему в пользу Армении. А Азербайджан с его авторитарной системой правления опять останется с носом. "Вот чего нам стоит ожидать от американских игр на Южном Кавказе!" Впрочем, пишет газета, Америка применяет к Армении не только кнут - она не забывает и о прянике: в частности, на днях Армения попала в список шестнадцати стран, которым США окажут помощь в рамках программы "Вызов тысячелетия". "А Азербайджан, отдавший им все, что только мог, из-за бездарной политики своих нынешних властей остался в стороне от этой программы. Так кто Америке ближе - Азербайджан или Армения?"

Аналитический отдел "Де-Факто", отмечая озвученную главой иранского МИД Камаля Харрази позицию Ирана по нагорно-карабахскому конфликту, заключающуюся в поддержке территориальной целостности Азербайджана и мирного урегулирования конфликта, "для достижения которого официальный Тегеран не пожалеет своих усилий", пишет: "Возникает вопрос: каковыми могут быть эти усилия? Будут ли они устраивать Армению и Нагорный Карабах или же Азербайджан? Ведь который уже год бакинские власти безуспешно призывают иранское руководство проявить мусульманскую солидарность в карабахском вопросе и прекратить отношения с Арменией. Что же будет дальше? И как вообще Иран мыслит свое участие в миротворчестве, если оно проходит под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ? По мнению "Де-Факто", вряд ли Иран вообще заинтересован в изменении сложившегося в зоне конфликта статус-кво. Именно этим обстоятельством агентство объясняет "некоторую нервозность, которая всякий раз проявляется Ираном в периоды активизации со стороны государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ их посреднической деятельности". Так, напоминает "Де-Факто", в первых числах апреля 2001 года радиостанция "Голос Исламской Республики Иран" в своих комментариях относительно переговоров в Ки-Вэсте (штат Флорида, США) заявила, что, согласно планам Вашингтона, любой путь урегулирования нагорно-карабахского конфликта должен обеспечить усиление влияния США на Южном Кавказе. При этом радиостанция недвусмысленно подчеркнула, что, хотя переговоры проводятся по инициативе США и при участии представителей России и Франции, "продолжение тайной конкуренции между Соединенными Штатами, Европой и Россией препятствует установлению подлинной безопасности в этом регионе". Этим заявлением Иран, по сути, поставил под сомнение саму возможность разрешения проблемы Нагорного Карабаха при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. А то обстоятельство, что с таким комментарием иранская радиостанция выступила именно тогда, когда, по словам международных посредников, были отмечены некоторые подвижки в урегулировании, стало наглядным примером тому, что в Тегеране всерьез опасаются серьезных перемен в зоне конфликта. При этом для Ирана было не суть важно, в чью пользу - армянской или азербайджанской сторон конфликта - могли оказаться эти перемены. Чего же опасается Иран в случае нарушения нынешнего статус-кво в зоне конфликта? Во-первых, как признают сами иранцы, они опасаются усиления влияния их врага - США - во всех трех южнокавказских государствах. Во-вторых, в Иране и слышать не желают о размещении вблизи своих границ контингентов войск западных стран в качестве миротворческих сил. В третьих, если процесс урегулирования во многом пойдет по сценарию, устраивающему армянские стороны, то в ИРИ могут усилиться сепаратистские настроения в многомиллионном иранском Азербайджане, который постарается повторить опыт карабахцев. Ведь и сейчас в Азербайджане популярна идея "воссоединения Северного (независимого) и Южного (иранского) Азербайджана". Одновременно иранцы опасаются развития ситуации в карабахском урегулировании и в пользу Баку, поскольку усиление независимого Азербайджана в любом случае скажется (негативно для Тегерана) на поведении проживающих в Иране этнических азербайджанцев. В-четвертых, Иран опасается также возобновления боевых действий, так как это способно привести к военному вмешательству в конфликт третьих стран и размещению их войск вблизи иранской границы. И в-пятых, и это самое главное, в Тегеране, не без основания, могут считать, что после урегулирования нагорно-карабахского конфликта и, соответственно, усиления позиции Запада (в первую очередь, США) на Южном Кавказе в Вашингтоне всерьез возьмутся за свержение нынешнего иранского руководства и, возможно, расчленение этого государства. Исходя из вышесказанного, "Де-Факто" заключает, что иранская дипломатия попытается не допустить изменения статус-кво в зоне конфликта.

По мнению азербайджанского политолога, бывшего госсоветника президента Азербайджана Вафы Гулузаде, причина задержки Россией урегулирования карабахского конфликта связана с боязнью РФ утратить влияние на Южном Кавказе, поскольку "в случае подписания между Арменией и Азербайджаном мирного договора авторитет России в регионе будет равен нулю". ("Кавказский узел").

По мнению руководителя отдела конфликтологии и миграции азербайджанского Института мира и демократии Арифа Юнусова, в обозримом будущем урегулирования нагорно-карабахского конфликта ожидать не приходится, поскольку ни Азербайджан, ни Армения не готовы к миру, который удовлетворил бы обе конфликтующие стороны. Проблема, по его словам, заключается в том, что в Азербайджане и Армении по-разному понимают слова "компромисс" и "мир". "В Азербайджане вопрос ставят так - мы воюем не с армянами, а за Карабах. Мы бы воевали за него, даже если бы там жили не армяне, а кто-то другой. Это - наша земля". Поэтому, подчеркнул он, азербайджанцам непонятно, в чем собственно заключается предлагаемый армянской стороной компромисс, если в любом случае речь идет об отторжении азербайджанской территории. Для Армении же главной проблемой в карабахском конфликте, как полагает азербайджанский политолог, является обеспечение безопасности армян Нагорного Карабаха, сохранение их культурной самобытности. Юнусов считает, что для ведения эффективных переговоров и в конечном итоге - достижения реального урегулирования необходимы частые контакты и встречи, формирование атмосферы взаимного доверия. "В противном случае отношения между Азербайджаном и Арменией будут похожи на отношения между СССР и США периода холодной войны". По его мнению, возможны два варианта развития ситуации: кипрский (затянувшаяся ситуация ни войны, ни мира) или ближневосточный (чередование периодов переговоров и боевых действий). "И так до того времени, пока не появится поколение армян и азербайджанцев, которое поймет, что лучше искать более эффективные пути к миру. Нынешнее поколение вряд ли чего-то добьется. Мы заражены вирусом войны", - считает Ариф Юнусов. ("Де-Факто").

"Нагорно-Карабахская Республика не может реализовать свою международную правосубъектность, но нынешние тенденции в мире позволяют ей осуществлять ту деятельность, которая может способствовать дальнейшему ее восприятию в качестве правосубъекта, хоть и не международного". Об этом, сообщает "Арминфо", заявил бакинской газете "Эхо" кандидат исторических наук, преподаватель Бакинского славянского университета Алпай Ахмедов. По его словам, в последние годы в выступлениях высокопоставленных лиц США, а также России по нагорно-карабахской проблеме все чаще "звучат недвусмысленные идеи, противоречащие национальным интересам нашего государства и задевающие национальную гордость нашего народа". Самым вопиющим фактом, по мнению преподавателя, является то, что Конгресс США ежегодно выделяет финансовые средства для развития "этой непризнанной республики, которые составляют $5 млн.". Что касается роли России, то, считает А.Ахмедов, некоторые проармянские депутаты проявляют активность в налаживании контактов со своими "коллегами из НКР". С точки зрения формально-практической стороны, проблему взаимоотношений Нагорного Карабаха с США и Россией в какой-то степени можно рассматривать в контексте фактического, неофициального признания этого незаконного субъекта, считает А.Ахмедов. По его мнению, вышеуказанные факты свидетельствуют о двух принципиальных вещах - из-за политических интересов супердержав ключевой принцип международного права "невмешательство во внутренние дела суверенного государства" самым грубым образом нарушается: США и Россия, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, тем самым, видимо, оказывают своего рода давление на Азербайджан, т.е. надо идти на уступки, а то последуют еще худшие шаги. Нерешенность соотношения принципов "национального самоопределения" и "территориальной целостности государства" ведет к тому, что Нагорный Карабах в определенной степени неофициально признается как субъект, отмечает Ахмедов.

Председатель Демократической партии Армении, депутат армянского парламента Арам Саркисян считает, что конфликтующие стороны интернационализировали урегулирование карабахского вопроса, вывели его на международную арену и тем самым завели проблему в тупик. По его мнению, на сегодняшний день существует шесть вариантов урегулирования проблемы: политический, правовой, экономическая интеграция, сохранение существующего статус-кво, военный и теоретически возможный союз Кавказских государств типа Евросоюза или Закавказской федерации в советское время. "Сейчас ни политический, ни правовой путь Азербайджан не приемлет. Военный путь чреват масштабной войной в регионе. На сегодняшний день наиболее подходящим вариантом может стать экономическая интеграция. Но всего можно достичь только при одном условии - при подписании мирного договора между Азербайджаном и Нагорно-Карабахской Республикой, между Арменией и Азербайджаном, между Арменией и НКР. Только после этого можно говорить о принципах урегулирования. Все стороны конфликта должны четко понять, что риторическими заявлениями мы только усугубляем ситуацию", - считает Саркисян. ("Де-Факто").

Нагорный Карабах готов к переговорам с Азербайджаном в любом формате - "как с участием Армении и Минской группы ОБСЕ, так и без них", заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. По его словам, Азербайджану придется сесть с Нагорным Карабахом за стол переговоров, "поскольку иного пути нет". Отметив, что сторонам пока не удалось достичь взаимопонимания, А.Гукасян объяснил это отсутствием традиций и культуры общения, для чего, по его словам, нужно время. В то же время он отметил, что "карабахская сторона намерена работать в конструктивном русле". (PanARMENIAN.Net).

Итоги московского "круглого стола"

25-26 мая в Москве состоялся "круглый стол" "Карабах: от застоя - к прогрессу, от перемирия - к миру". Форум был приурочен к 10-летию подписания соглашения о прекращении огня. Организаторами мероприятия являлись Внешнеполитическая ассоциация (ее президент - бывший министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных), Ассоциация российских дипломатов (зампредседателя Совета ассоциации - Владимир Казимиров) и Всемирная миротворческая организация. Были приглашены политологи, аналитики, дипломаты из России, Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха и ряда международных структур. ("Новое Время").

Участвовавший в работе "круглого стола" преподаватель Современной гуманитарной академии, сотрудник аппарата президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян в интервью ИА REGNUM заявил, что на форуме азербайджанская сторона в очередной раз настаивала на поэтапном урегулировании карабахского конфликта, что в первую очередь подразумевает вывод войск Армии обороны Нагорного Карабаха с освобожденных в ходе войны территорий. "Нами был озвучен тезис о том, что подобная позиция устарела и контрпродуктивна, не может содействовать установлению долгосрочной стабильности в регионе. Что касается занятых карабахской стороной в ходе навязанной Азербайджаном войны территорий, то если для Азербайджана они составляют 7% от его общей территории, то для Нагорного Карабаха - 60%, являясь реальной зоной безопасности для населения республики. И где гарантии того, что после освобождения этих территорий Азербайджан не поддастся соблазну возобновить военные действия и оккупировать сам Карабах? Ведь будучи членом ряда международных организаций, в том числе ООН, Азербайджан подписал десятки, если не сотни документов, которые обязывают его соблюдать основополагающие принципы международного права, и тем не менее, он грубо нарушал и продолжает нарушать их. Наилучшей гарантией в этом плане, на мой взгляд, является демократизация обществ. Это снимет все опасения сторон по отношению друг к другу".

Ереванская газета "Новое Время" публикует интервью с участницей "круглого стола", директором Института гражданского общества и регионального развития, политологом Агавни Караханян. Г-жа Караханян особенно отметила участие в дискуссии азербайджанской и армянской диаспор на уровне общественных организаций и экспертов, что привело к тому, что в центре внимания оказался фактор ее задействования в налаживании диалога. "Мнения по этому поводу разделились. Одни полагают, что взаимодействие диаспор может служить моделью примирения сторон. Считается, что представители диаспор лучше понимают друг друга и их взаимоотношения могут стать основой к диалогу. Другие, и таких было большинство, придерживались диаметрально противоположного подхода. Суть его в следующем: нельзя идеализировать и представлять в розовом свете взаимоотношения диаспор, тем более что проблемы между ними все-таки имеются. К тому же находятся они вне контекста региона, а значит, служить моделью никак не могут". Как отметила А.Караханян, главный принцип, который акцентировали организаторы, состоит в том, что все участники дискуссии выступают с частных позиций, высказывают свое личное мнение, "впрочем, ничего нового в частных мнениях не прозвучало". В целом, по словам политолога, на любое предложение азербайджанская сторона реагировала по принципу "территории вперед". "Тот же спор по поводу агрессор - не агрессор, оккупированные - не оккупированные... Или нет такого города - Степанакерт, есть Ханкенди..." В целом, участники "круглого стола" сошлись лишь в том, что дискутировать можно обо всем, однако решение поставленных политических задач - это прерогатива официальных структур, а "подобные встречи, несомненно, имеют смысл с точки зрения зондажа общественного мнения". Агавни Караханян отметила также, что в дискуссии проскользнула идея о введении миротворцев в разделяющую стороны конфликта зону. "Это при том, что специфика карабахского перемирия в отсутствии миротворческих сил. Случайными такие разговоры не бывают. За последнее время эта идея звучит не впервые. На нее работают и настойчиво озвучиваемые соседями призывы к войне. Не говоря уже о том, что постоянное стращание войной и нефтью возведено сегодня Азербайджаном в ранг официальной политики. Хотя, на мой взгляд, вся эта военная фразеология неуместна. Быть или не быть войне - это прерогатива сильных мира сего, а их заинтересованности в такой развязке конфликта сегодня не просматривается". С точки зрения политолога, слово "застой" в названии "круглого стола" - "казимировский подход". "С его точки зрения, люди с обеих сторон хотят жить в мире, а руководства Армении и Азербайджана не проявляют соответствующей политической воли. Отсюда и задача, которую он ставит: "Уговорить Алиева отказаться от войны, а Кочаряна - от пакета".

Комментируя итоги состоявшегося в конце мая в Москве "круглого стола" по карабахскому урегулированию, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян отметил, что итогом его стало то, что стороны так и не нашли взаимопонимания. "Практически не был согласован ни один вопрос. По разным причинам и Нагорный Карабах, и Армения, и Азербайджан отвергли те изначальные предложения, которые были представлены посредниками". Он подчеркнул, что это достаточно естественное явление для работы в этих форматах, поскольку нет традиции общения между сторонами. "Думаю, необходимо время для того, чтобы выработать конструктивную базу для переговоров. Мне кажется, этот форум будет продолжен, возможно, будут свежие предложения. Во всех случаях карабахская сторона настроена работать конструктивно", - сказал А. Гукасян. Отвечая на вопрос корреспондента "Кавказского узла" о заметной активизации европейских структур в карабахском урегулировании и последствиях этого, Аркадий Гукасян, в частности, отметил, что подходы и мнения разных евроструктур достаточно противоречивы. "Вот почему мы исходим из того, что есть Минская группа ОБСЕ, которая специализируется на карабахском урегулировании. Мы считаем, что с учетом опыта переговоров, потраченных за эти годы усилий это наиболее подготовленная структура для переговоров, и вряд ли есть смысл искать новые форматы", - отметил президент. Он подчеркнул, что карабахские власти приветствуют усилия всех европейских структур. "Другое дело, что эти структуры недостаточно подготовлены для внесения каких-либо предложений по карабахскому урегулированию. Мы считаем, что необходима координация их работы, так как каждая структура в отдельности вряд ли добьется успеха", - подчеркнул А. Гукасян.

Власти Нагорного Карабаха

Как сообщает ИА REGNUM, президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал законы "О государственной регистрации прав в отношении имущества" и "О внесении изменений и дополнений в "Земельный кодекс НКР".

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян провел совещание с участием руководителей силовых структур и правоохранительных органов республики. Президент выразил озабоченность участившимися в последнее время случаями правонарушений среди молодежи. В этой связи он счел недопустимыми случаи, когда закон нарушают дети высокопоставленных чиновников. Подобные факты, сказал он, вызывают справедливое возмущение общественности. Этим проявлениям, подчеркнул президент, в каждом конкретном случае должна быть дана соответствующая оценка, вне зависимости от служебного положения родителей правонарушителей. Президент высказался также о недопустимости необоснованно прекращаемых полицией и прокуратурой уголовных дел. В этой связи он, в частности, подчеркнул, что уголовные дела должны получать логическое завершение в судебных органах. Касаясь качества принимаемых судебных решений, предвзятости в работе отдельных судей, президент отметил, что подобные факты подрывают веру людей в справедливость, равно как и негативно сказываются на имидже государства. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял новоизбранных членов Центрального комитета Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) Арцаха. В ходе встречи в основном состоялся обмен мнениями относительно дальнейшего становления и развития политического поля республики. Президент отметил, что в Нагорном Карабахе имеются все условия для эффективного функционирования различных политических партий. По его словам, только благодаря учету широкого спектра мнений возможно построение подлинно демократического правового государства. Участники встречи обсудили вопросы, касающиеся предстоящих в этом году выборов в органы местного самоуправления республики. В этой связи президент особо подчеркнул, что эти выборы должны быть справедливыми, прозрачными и максимально соответствовать международным нормам. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

3 июня состоялось первое заседание Конституционной комиссии Нагорного Карабаха, которое вел президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. В сообщении пресс-службы президента Нагорного Карабаха в частности говорится, что принятие Основного закона страны станет еще одним важным шагом на пути становления государственности Нагорного Карабаха. Президент отметил, что задержка в разработке Конституции Нагорного Карабаха объяснялась рядом объективных причин внутри- и внешнеполитического характера, в том числе касающихся процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Нагорный Карабах не может пребывать в вечном ожидании, пока Азербайджан соизволит пойти на прямой диалог с республикой по вопросу политического разрешения проблемы. Карабах должен развиваться в ногу с современным демократическим обществом, в котором верховенство принадлежит закону", - отметил Аркадий Гукасян. Он также заявил, что в настоящее время в Нагорном Карабахе созрели необходимые условия и имеются все возможности для подготовки и принятия Основного закона республики. За наличие у Нагорного Карабаха своей конституции сегодня выступают практически все слои общества, все политические силы и общественные организации Нагорного Карабаха. На заседании по предложению президента было решено создать рабочую группу по разработке проекта Конституции Нагорного Карабаха. Руководителем группы был назначен советник президента по государственно-правовым вопросам Армен Залинян. Ему было поручено в десятидневный срок представить на рассмотрение Конституционной комиссии персональный состав рабочей группы. Рабочая группа также должна будет в ближайшее время выработать концепцию будущей конституции. На заседании выступили председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха Олег Есаян, премьер-министр Анушаван Даниелян, секретарь Совета безопасности Карен Бабурян и другие члены Конституционной комиссии. Выступившие внесли конкретные предложения по процедуре разработки и принятия Основного закона Нагорного Карабаха, придания ему правовой основы. (ИА REGNUM).

Состоялось совместное заседание постоянных комиссий Национального Собрания Нагорного Карабаха, в повестке которого значилось представление проекта закона "О выполнении госбюджета НКР 2003 года". На заседание были приглашены министр развития производственных инфраструктур и градостроительства Нагорного Карабаха Борис Алавердян, председатель Государственного Пенсионного фонда Василий Аветисян, заместитель начальника Налоговой службы Нагорного Карабаха Левон Восканян, а представил указанный проект уполномоченный правительства - заместитель министра экономики и финансов Нагорного Карабаха Нвер Багдасарян. В проекте, в частности, отмечается, что в 2003 году по сравнению с предыдущим годом реальный рост ВВП Нагорного Карабаха составил 19,8%. Производство потребительских товаров увеличилось на 40,3%, объем капитального строительства возрос на 29,1% и составил 8,7 млрд. драмов. В 2003 году был отмечен беспрецедентный рост (на 41,8%) собственных доходов госбюджета, в том числе: по линии налога на прибыль - на 25,6% и подоходного налога - на 34,6%. ("Де-Факто").

2 июня состоялось заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Нагорного Карабаха, на котором были обсуждены вопросы, связанные с проведением 8 августа очередных выборов в органы местного самоуправления. Как сказал председатель ЦИК Сергей Давидян, выдвижение кандидатов пройдет с 19 по 24 июня, затем начнется их регистрация до 19 июля. По его словам, в этот же день стартует избирательная кампания, которая продлится до 7 августа. С.Давидян выразил убеждение, что предстоящие выборы будут прозрачными и станут еще одним шагом на пути укрепления демократии в Нагорном Карабахе. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).