С чего началось недавнее обострение отношений между Грузией и Южной Осетией?

20 мая грузинская сторона выставила незаконные посты, как они утверждали, в целях борьбы с провозом в Грузию контрабандных грузов. Губернатор грузинского региона Шида Картли уведомил командование Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) о том, что эти посты будут выставлены. На заседании объединенного военного командования было решено обсудить эти вопросы, т. к. в ближайшие дни должна была пройти встреча Смешанной контрольной комисии по грузино-осетинскому урегулированию (СКК), где должно было быть принято окончательное решение по постам. Посты были выставлены без разрешения СКК, а это незаконно. Осетинская сторона была возмущена по поводу данного факта, представитель осетинской части СКК высказал претензии мне как командующему. Я поставил об этом в известность губернатора, начальника полиции и старшего воинского начальника региона Шида Картли, и потребовал убрать посты. В противном случае, сказал я, будет возобновлена работа Мегврикесского и Эргнетского миротворческих постов.

Никаких заявлений о том, что я силой смету эти посты и сотру их в муку и т.д., что я не делал. Я здесь для того, чтобы был мир. Все обратные утверждения не соответствуют действительности и должны быть доказаны. В том числе и утверждение о том, что российские миротворцы пользуются доходами от контрабанды. Людей, заявивших это, следует привлечь к ответственности за оскорбление чести и достоинства воинов-миротворцев.

Грузинская сторона сказала, что антикриминальные операции будут продолжены.

Да, они сказали, что операции будут продолжены, но те силы, которые были введены дополнительно для охраны постов, будут выведены. Это внутренние войска, которые были введены после 31 мая. А посты сами остаются.

И как вы воспринимаете данный факт?

Я - командующий миротворцев в зоне конфликта, у меня должно быть решение СКК, этого решения у меня пока нет. На заседании СКК мне было заявлено, что я не имею права вести переговоры ни с губернатором г. Гори, ни с министром внутренних дел Грузии. Я обязан выполнять только решения СКК. Будет у меня письменное решение, я его выполню. Но на вчерашнем заседании вопрос так и не был решен.

Что вы можете сказать по поводу дополнительного укомплектования грузинского миротворческого батальона, о котором было заявлено несколько дней назад грузинской стороной?

Да, в связи с тем, что укомплектовано 35-40 % грузинского батальона, они заявили, что в течение 10-14 дней проведут комплектацию, причем из числа внутренних войск.

Как вы в целом расцениваете сегодня ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта?

Ситуация остается напряженной, хотя сопредседатели СКК и сказали, что достигнуты определенные договоренности. Но миротворцы несут службу в прежнем порядке.

А какие-либо дополнительные меры безопасности приняты?

Особых мер не было, т. к. это могло бы вызвать негативную реакцию, но посты были все предупреждены. Никаких специальных указаний для усиления блокпостов и приведения их в состояние готовности не отдавалось. Службу несут в обычном режиме.