"Мы прошли период активности национального фактора": интервью председателя Народного собрания Дагестана Муху Алиева ИА REGNUM

Махачкала, 2 июня 2004, 16:11 — REGNUM  Долгое время руководство Дагестана не считало целесообразным введение в республике поста всенародно избранного президента. С чем было связано изменение позиции республиканского руководства в 2003 году?

В начале 90-х годов социально-экономические, политические последствия распада СССР привели к обострению национальных проблем в Дагестане. Сформировавшиеся в республике национальные движения добивались создания национально-государственных образований по этническому признаку. В условиях возникшей реальной угрозы единству и целостности республики, Российской Федерации Верховный Совет Республики Дагестан специальным постановлением от 28 июня 1993 года утвердил Комплексную программу решения проблем национальных отношений в РД. Это был первый опыт программного обеспечения вопросов национального развития не только в Дагестане, но и в России.

26 июля 1994 года была принята новая Конституция, отразившая изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни дагестанского общества, в том числе и в области национальных отношений и национально-государственного устройства. В соответствии с ней специально образованное для этой цели Конституционное Собрание избирает Председателя Госсовета РД и членов Государственного Совета. Своеобразие этого органа в том, что каждая из 14 коренных национальностей республики, имеющих статус народа, представлена в нем одним лицом. Таким образом, все народы Дагестана, независимо от численности, уравниваются в правах и решения принимаются с учетом их представителей. Как показало время, это было наиболее целесообразное решение в тех условиях, не позволившее использовать национальный фактор в деструктивных целях и разыграть национальную карту. Нельзя было не считаться и с тем, что дагестанцы дважды на референдумах высказались против поста Президента.

За прошедший период в республике и в стране в целом произошли значительные изменения. В России и в Дагестане сложилась новая общественно-политическая ситуация, характеризующаяся определенной стабильностью во всех сферах общественной жизни. Восстанавливается единство России, укрепляется государственная власть, позитивные перемены происходят в социальной, экономической жизни. Национальные проблемы в республике потеряли былую остроту, произошел самороспуск национальных движений. На фоне этих изменений в стране в целом и в республике стала актуальной постановка вопроса о формировании гражданского общества. Стабильная ситуация и процесс становления основ гражданского общества и правового государства, а также проходящая в стране реформа федеративного управления и взаимоотношений Федерации со своими субъектами побудила Дагестан к принятию новой Конституции 10 июля 2003 года. Согласно ей меняется вся конструкция политической власти, вводится президентская форма правления, меняется и система выборов депутатов.

Одной из причин непроведения в Дагестане всенародных выборов президента республики часто называли опасность межнационального противостояния. Насколько она вероятна на выборах 2006 года?

Самоидентификация дагестанца не может быть ограничена рамками своего этноса. Этап наибольшей активизации национального фактора, как уже говорилось, мы прошли. Что касается вероятности межнационального противостояния на предстоящих выборах, то это в основном будет зависеть от политических лиц, претендующих на пост президента, их мудрости, профессионализма и порядочности.

В продолжение этой темы: в республике сложилась устойчивая система распределения ключевых постов между представителями основных национальностей. Допустим, в 2006 году главой республики станет не даргинец. Существует ли на это случай механизм безболезненного распределения ключевых постов?

Установленной законом системы распределения постов в республике нет. Решающим должен быть фактор профессиональной подготовленности. Но не учитывать национальный фактор в многонациональной республике пока еще невозможно.

В республиках с низкими экономическими показателями, к каковым, к сожалению, пока относится Дагестан, роль больших денег во время выборов часто оказывается большой. Видите ли вы эту опасность на выборах 2006 года?

Да. И роль больших денег, как вы говорите, растет от выборов к выборам. Труднее остановить тех, кто идет с большим кошельком, чем дать дорогу порядочному и достойному человеку. Английский философ Г. Гоббс еще в XVII веке говорил, что люди только тогда начинают бороться за свое общественное положение, когда одерживают победу над холодом и голодом. В сегодняшней ситуации людям очень трудно сделать ответственный, объективный, честный выбор, хотя на карту будет поставлена во многом дальнейшая судьба каждого.

Известно, что руководство республики достаточно негативно оценивает работу ГТРК "Дагестан" и ее председателя. В преддверии выборов вопрос о телевидении становится особенно важным. Одобряете ли Вы сформулированное правительством Дагестана в декабре предложение о создании альтернативной телерадиокомпании, финансируемой из республиканского бюджета?

Руководство Дагестана не имеет никаких оснований для негативной оценки роли ГТРК. Она всегда играла выдающуюся роль в судьбах республики во все периоды ее развития. Особенно это проявилось при освещении трагических событий лета и осени 1999 года. Считаю, что ставить вопрос о роли телевидения в зависимость от отношения к нему руководства нельзя. Появление новой компании - это чисто ситуативный момент. Обе телерадиокомпании не могут быть альтернативными друг другу, тогда это будет альтернатива обществу.

Некоторые политики заявили о своих президентских амбициях уже сейчас. На Ваш взгляд, позитивно или нет отразится этот "ранний старт" на обстановке в республике?

Когда и в какой форме высказывать амбиции это личное дело и право каждого. На обстановке в республике они особо не сказываются.

Насколько сильно, на Ваш взгляд, изменится общая структура управления республикой с введением поста президента? Усилится ли контроль республиканских властей над силовыми структурами? Имеет ли смысл с появлением президента сделать глав районов назначаемыми, как это имеет место в ряде республик Северного Кавказа, или сохранить их выборность?

Структура управления будет примерно такой, какова она в центре. Возможны какие-то изменения, связанные со спецификой нашей республики. Что касается силовых структур, то они все являются федеральными, и контроля с нашей стороны над ними нет. Речь может идти лишь о согласованной работе в интересах республики на основе законов.

Вопрос о назначении глав я считаю устаревшим. После вхождения в Совет Европы, ратификации Европейской Хартии местного самоуправления, принятия федерального закона о местном самоуправлении эта проблема теряет актуальность. Местное самоуправление - самостоятельная власть. Наша задача - помогать ее становлению.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail