Постоянная комиссия Законодательного Собрания по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам рассмотрела проблемы подключения к источникам энергосбережения при строительстве зданий и сооружений. В настоящее время в строительной отрасли сложилась критическая ситуация. Разногласия между АО "Ленэнерго", администрацией города и строительными компаниями создали угрозу прекращения всего строительства в Санкт-Петербурге. АО "Ленэнерго" и городская администрация выдвигают к застройщикам взаимоисключающие требования. Особые нарекания со стороны строительных компаний вызвало решение АО "Ленэнерго" об установлении платы за подключение к электрическим мощностям, увеличившее расходы застройщиков на указанные цели в 3-4 раза. Санкт-Петербургский Союз строительных компаний настаивает на том, что плата за инженерные сооружения любому естественному монополисту должна взиматься только один раз и в размере, установленном государственными органами. На заседании комиссии удалось договориться о создании совместной рабочей группы по решению данной проблемы с участием депутатов, представителей администрации города, "Ленэнерго" и строительных компаний. Рабочая группа должна подготовить закон Санкт-Петербурга по обеспечению развития инженерной инфраструктуры города, включающий порядок взаимодействия администрации Санкт-Петербурга, естественных монополистов и застройщиков. До разработки согласованного регламента комиссия рекомендовала АО "Ленэнерго" вернуться к ранее действовавшему порядку выдачи технических условий застройщикам. Текст справки, подготовленную специалистами "Союзпетростроя" приводим полностью.

СПРАВКА к заседанию Комиссии по городскому хозяйству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 26.03.2002г. по вопросу взаимодействия города, естественных монополистов и строителей.

В течение 9 лет в городе сложилась практика взаимоотношений между застройщиками и естественными монополистами, при которой последние выдавали технические условия на возведение (реконструкцию) зданий и сооружений, выполнение которых фиксировалось в документах о завершении объекта (выполнение инвестиционных условий). При этом инженерные сооружения, выполненные в соответствии с техническими условиями, передавались на баланс соответствующих естественных монополистов, подчиненных городу, т.е. в собственность Санкт-Петербурга. Исключение составляло АО "Ленэнерго", которое, выдавая технические условия и контролируя их исполнение, не могло бесплатно принять на свой баланс такие сооружения.

20 марта 2001 года (т.е. год назад!) состоялось совместное заседание "Союзпетростроя" и Региональной общественной организации по инженерному обеспечению города, на котором образовали рабочую группу для подготовки решения всех указанных проблем. Однако, АО "Ленэнерго" выдвинуло новое предложение - вместо технических условий установить плату за подключение к электрическим мощностям (и за счет нее обязалось само делать все соответствующие сооружения к объекту).

Принципиально не возражая против этой идеи, строители задали два вопроса:

1. Какова цена за эти услуги и кто ее будет устанавливать?

2. Какова гарантия того, что эти сооружения будут выполнены в срок?

По первому вопросу оказалось, что цена в 3-4 раза увеличивается, и что АО "Ленэнерго" само будет устанавливать эту цену. Кроме того, взимается плата за резервирование мощностей. Ответ на второй вопрос неизвестен.

В то же время, город создал АО "Петербургские электрические сети", которое потребовало передать ему на баланс не только все то, что было построено за 9 лет, но и то, что строится и будет построено. При этом стоимость инженерных сооружений включается в инвестиционный договор с городом.

В результате возникла парадоксальная ситуация: застройщик (строитель) должен уплатить "Ленэнерго" "плату за подключение" (произвольно установленную) и одновременно - в АО "ПЭС", передав ему построенные энергетические мощности. Подобное положение складывается и во взаимоотношениях с "ЛенТЭК" и "ЛенГазом".

"Союзпетрострой" считает, что плата за инженерные сооружения любому естественному монополисту должна быть только в одно "окно" и по цене, установленной государственными органами. В случае с АО "Ленэнерго" строители готовы платить "за подключение" по цене, установленной Региональной энергетической комиссией (разъяснения ФЭК по этому вопросу имеются), причем, только АО "Ленэнерго", на баланс которого передаются эти сооружения.

Учитывая, что проблема взаимодействия города, естественных монополистов и застройщиков уже длительное время не упорядочена, что наносит большой вред инвестиционному имиджу города и препятствует развитию всех видов строительства, мы считаем необходимым принятие закона Санкт-Петербурга по всему комплексу инженерных сооружений города ("Водоканал", "ЛенГаз", "ЛенТЭК", "Ленэнерго", телефонизация, радио, телевидение и т.д.), который бы рамочно установил четкий порядок такого взаимодействия.

Директор "Союзпетростроя", д.э.н., профессор, Заслуженный экономист РФ Л.М. Каплан