"Губернатор пока не уверен".

("АиФ на Енисее", 02.06.04)

Разговоры об объединении края идут уже давно, и складывается впечатление, что вопрос уже решен. Дело за малым - установить конкретную дату. А людей, вообще-то, будут спрашивать, согласны они или нет?

А. Казанцев, Игарка

КАК НАМ СООБЩИЛИ в крайизбиркоме, вопрос о референдуме действительно рассматривается. Чтобы объединение выглядело конституционным, предусмотрен именно такой шаг со стороны властей. Однако у некоторых чиновников на этот счет существует ряд сомнений. Практика показывает, что референдумы лучше совмещать с выборами или федерального, или регионального уровня, иначе явка будет низкой. Например, успех референдумов по объединению в Пермской области и Коми-Пермяцком округе объясняется тем, что они были совмещены с выборами в Госдуму. В Красноярском крае ближайшие выборы в Законодательное собрание состоятся только в 2007 году. Не исключено, что именно к этой дате и приурочат официальное объединение края. По словам одного из чиновников краевой администрации, красноярский губернатор пока не уверен, что сможет обеспечить явку на референдум. Сказывается синдром президентских выборов, когда явка в нашем регионе была одной из самых низких по стране.

"Сначала пашня - потом "Конкорды".

("Красноярский рабочий", 02.06.04, Ольга Вавиленко)

Недавно в Сухобузимском районе побывал губернатор края Александр Хлопонин. Глава района Виктор Влиско встретил его на границе района, и они направились в сторону Шилы. Проезжали мимо полей ОАО "Миндерлинское" и птицефабрики "Енисейская", заросших бурьяном. Влиско не стал скрывать: более 10 тысяч гектаров пашни не обрабатывается. Но новый глава района не намерен мириться с таким положением дел. В ближайшее время все земли будут инвентаризированы, и пустующие будут переданы предприятиям и фермерам, которые способны их обрабатывать, а значит, создавать новые рабочие места, получать доходы, пополнять местный бюджет.

Совсем по-другому выглядят поля СПК "Шилинский". Здесь ветер не колышет засохшие бодылья сорняков. По хорошо обработанной пашне идут посевные агрегаты. Сев нынче начался позже обычного, весна выдалась холодная и дождливая. Однако три погожих дня привели в движение всю имеющуюся технику.

Директор СПК "Шилинский" Михаил Смагин ждал гостей прямо в поле. Это хозяйство - самое крупное в Сухобузимском районе. Равного ему нет и во всей центральной группе районов. Только яровыми культурами здесь занято 10 тысяч гектаров. В прошлом году было собрано 29 тысяч тонн зерна. Каждый гектар дал по 39 центнеров. Когда разговор зашел о технической оснащенности хозяйства, Михаил Смагин показал американский посевной агрегат "Конкорд". Эта машина способна выполнять одновременно с посевом несколько операций по обработке почвы. После заправки семенами работает два часа, в то время как на обычных сеялках через каждые полчаса уходит на заправку по 15-20 минут. При использовании отечественной техники затраты на гектар пашни составляют 540 рублей, а когда сеет "Конкорд" - расходуется всего 170 рублей. Восемь лет работает эта машина на шилинских полях практически без ремонта. Губернатора заинтересовал агрегат. Спросил, сколько стоит. Оказалось, очень дорого - 72 тысячи долларов. Плюс два с половиной миллиона рублей за "Кировец".

Неожиданно Хлопонин делает предложение:

- Возьмите еще пять тысяч гектаров земли и получите "Конкорд" вместе с "Кировцем".

Смагин прореагировал мгновенно:

- Пять возьмем.

- А десять?

Директор в замешательстве.

Хлопонин уточнил:

- Десять тысяч гектаров - два "Конкорда".

Смагин не спешил отвечать. Шутка ли - вдвое увеличить посевные площади. Но отказаться от столь заманчивого предложения... Такой шанс может случиться только раз в жизни. И все же присущая Смагину манера принимать взвешенные, экономически обоснованные решения взяла верх. После некоторого раздумья он ответил:

- Надо все просчитать.

Директор выразил готовность увеличивать производство зерна. При нынешних ценах на пшеницу это выгодно.

- В прошлом году цена реализации выросла вдвое и составила в среднем 2950 рублей за тонну, пшеницу продавали по 5760. Мы 15 лет ждали таких цен. Если цены останутся на этом уровне, есть смысл увеличивать объемы.

С поля губернатор направился на зерносклад. Шилинцы показали ему протравленное, готовое к севу зерно, подчеркнув, что в хозяйстве есть хороший резерв первоклассного семенного материала. Это, кстати, лишний раз напомнило, что есть резон подумать над предложением Александра Хлопонина об увеличении посевных площадей. Рентабельность растениеводства в "Шилинском" составляет 56 процентов. В прошлом году хозяйство реализовало продукции на 100 миллионов рублей, получив без малого 22 миллиона прибыли. Приобрели комбайн, трактор, три автомобиля. Будет куплен еще один зерноуборочный комбайн. Так что, скорее всего, "Шилинский" возьмет пустующие земли близлежащих разорившихся хозяйств. А то, что они запущенны, директора, имеющего звание заслуженного агронома России, не смущает.

А затем гостям были показаны мельница и хлебозавод. Пекари угостили их свежей выпечкой. Прямо в цехе на столе выставили все виды продукции, производимой предприятием: молоко, кефир, масло, сыр, хлеб, булочки, пирожные. Когда губернатор узнал, что хозяйство намерено открыть еще один, уже четвертый хлебозавод, в Красноярске, и ведет переговоры (правда, пока безуспешно) с руководством Красноярской железной дороги по этому поводу, тут же позвонил начальнику дороги и попросил его внимательнее отнестись к просьбе сельчан.

Когда зашел разговор о проблемах реализации, выяснилось, что в последнее время возникли трудности со сбытом молочной продукции. Губернатор поручил своему заместителю по агропромышленному комплексу Виктору Раздуеву изучить ситуацию с реализацией сельскохозяйственной продукции и принять меры к тому, чтобы сельские товаропроизводители были включены в число поставщиков госзаказа и могли беспрепятственно сбывать свой товар по приемлемым ценам.

В ходе встречи с сельчанами обсуждались не только вопросы производства. Глава Шилинской сельской администрации Л. А. Пугачева обратила внимание губернатора на повсеместную беспрепятственную торговлю техническим спиртом. Торговцы бочками везут отраву на село, спаивают население, особенно в безработных деревнях. Вторая беда - воровство цветного и черного металла, наносящее огромный ущерб предприятиям и населению. Правоохранительные органы не в силах справиться с этим бедствием. Люди попросили губернатора принять на краевом уровне законы, ограничивающие скупку металлического лома.

На просьбу помочь в восстановлении шилинской церкви губернатор ответил, что, по его мнению, храмы нужно восстанавливать не за счет бюджетных средств, а на пожертвования предприятий и частных лиц. Я попросила Александра Геннадиевича поделиться своими впечатлениями о поездке по району. Он дал хорошую оценку СПК "Шилинский", отметил, что администрация края в первую очередь будет поддерживать сильные хозяйства. В бюджете края увеличиваются суммы дотаций на развитие сельского хозяйства.

- Но тратить бюджетные средства на сельхозпредприятия, которые пускают их на ветер, мы не будем, - подчеркнул губернатор. - Это частные предприятия, почему мы на них должны тратить деньги налогоплательщиков? Средства, в том числе на приобретение техники, будут выделяться хозяйствам, увеличивающим посевные площади. Как сказал директор СПК "Шилинский" Михаил Смагин, они 15 лет ждали сегодняшних цен на зерно. Тонна стоит 4500-5000 рублей. Если крепкие хозяйства возьмут земли разорившихся совхозов, то они дадут работу людям.

"Административный гамбит".

("АиФ на Енисее", 02.06.04)

В последнее время много говорят об административной реформе в администрации края. В чем ее суть?

С. 3арубин, Красноярск

По мнению инициаторов реформы, нынешняя система управления является громоздкой, многие функции дублируются, а исполнение и контроль зачастую возложены на одних и тех же чиновников. Вместо нынешних комитетов и управлений предложено ввести департаменты, службы и агентства. Уже в этом году планируется уволить 15% чиновников.

На прошедшей сессии ЗС края "за" реформу краевой администрации проголосовали 30 из 37 присутствующих депутатов. Таким образом, закон "О Совете администрации края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" принят в первом чтении. В соответствии с законопроектом в крае будет введена двухуровневая структура управления: Совет администрации, куда войдут губернатор и его замы (они же начальники департаментов) и нижестоящие департаменты, службы, агентства. По словам заместителя губернатора Сергея Сокола, таким образом удастся избежать накладок и противоречий в работе различных подразделений, а также дублирования функций.

Данный проект закона - первый этап в деятельности по реформированию исполнительной власти края. Достичь оптимальной численности аппарата администрации края планируется к концу 2004 года.

"Лишние люди".

("АиФ на Енисее", 02.06.04)

На сессии Законодательного собрания края вновь развернулась дискуссия вокруг кадровой политики "СУЭК". Напомним, что еще при Александре Лебеде, когда Сибирская угольно-энергетическая компания приобрела у края основной пакет акций, руководитель этой структуры Олег Мисевра клятвенно обещал краевой власти, что на улицу людей выгонять не будет. Однако спустя некоторое время сокращать персонал все же пришлось. К проблеме подключились краевые депутаты, рассматривались социальные аспекты случившегося. На какое-то время вопрос сокращения удалось "замять". Сегодня он уже сформулирован несколько иначе: планируется сокращение 3% обслуживающего персонала. Кто конкретно под этим подразумевается, сказать сегодня сложно. Это или административный персонал, или рабочие, или чиновники. По мнению наблюдателей, "обслуживающий персонал" - категория достаточно размытая, и эта "размытость" может притупить бдительность законодателей.

На сессии, в частности, заместитель губернатора Виталий Бобров подтвердил, что если сейчас на предприятиях компании в регионе числится 8670 человек, то до конца года эта цифра должна снизиться до 8450. Заместитель губернатора подчеркнул, что намерен лично разобраться в ситуации с высвобождением персонала и в случае необходимости принять возможные меры. Какие конкретно, Бобров не уточнил. Учитывая, что влияние краевой власти на руководство частной компании не столь велико, как хотелось бы, меры, вероятно, будут иметь скорее публичный характер, чем существенный. По нашим сведениям, руководство "СУЭК" готово принять превентивные меры и сформулировать сокращение персонала несколько иначе, еще более завуалировано - оптимизация производства. Что ни говори, а могуч русский язык.

"Предивинск будет работать".

("Красноярский рабочий", 02.06.04, Геннадий Миронов)

Сразу два заместителя губернатора - Андрей Гнездилов и Вадим Медведев побывали в Предивинске. Они рассказали работникам и руководителям леспромхоза, как идет подготовка к тому, чем несколько последних лет пугали предивинцев, - к процедуре банкротства предприятия.

"Отлегло!" - такое сегодня, по мнению одной из работниц местного леспромхоза, общее настроение жителей Предивинска. И это при том, что имущество и счета предприятия арестованы, время от времени отключается электричество, а в местной пекарне муки осталось буквально на несколько дней. Но тем не менее туман беспросветности и полной безнадеги, особенно сгустившийся минувшей зимой над впавшим в отчаяние прежде процветавшим поселком, немного развеялся.

Прежде всего предприятие работает в напряженном ритме, стараниями полгода назад назначенного директора леспромхоза Виктора Гаева с начала 2004-го заготовлено древесины больше, чем за весь минувший год. Впервые за восемь (!) лет рабочие леспромхоза получили заработанные деньги "живыми" рублями, а не местной эрзац-валютой. На этом фоне месячная задержка с выплатами выглядит сущим пустяком. Но основное, что дает пищу оптимизму, - определен инвестор, он же наиболее вероятный собственник леспромхоза, желающий купить производственную базу предприятия.

Секрета никакого нет - это компания "Континенталь Менеджмент", владеющая красноярским, ныне Енисейским ЦБК и на его базе создающая деревообрабатывающий холдинг. И это вполне закономерно, так как Предивинский леспромхоз во все времена почти две трети заготовленного древесного сырья поставлял целлюлозно-бумажному комбинату. Уже сейчас компания платит авансом за древесину, заготовленную леспромхозом.

Еще пяток лет назад находящееся в краевой собственности ГУП "Предивинский ЛПХ" можно было акционировать, постепенно освободить от непрофильной для лесопромышленного предприятия социальной сферы и начать работать как частное предприятие. Однако чиновники краевой администрации не обращали внимания на сигналы бедствия, время от времени долетавшие из-за не замерзающего здесь Енисея.

Тем временем поезд ушел, и огромные долги, накопленные предыдущими руководителями леспромхоза, поставили жирный крест сперва на планах приватизации, а затем и на попытках выпутаться из долгов. По требованию кредиторов судебными приставами был наложен арест на имущество леспромхоза, и теперь неизбежное, буквально через пару недель, признание арбитражным судом предприятия банкротом позволит хотя бы приостановить рост пени по долгам.

И выход из финансового тупика теперь остается только один, хирургический и потому болезненный - резать, то есть расчленить все разномастное хозяйство леспромхоза на отдельные куски. Все, что имеет рыночную цену, продать, а остальное передать в собственность района. И не забыть при этом людей, не оставить их без работы.

- Без работы не останется никто, - заверил Андрей Гнездилов. - На базе орса, подсобного хозяйства, ЖКХ и всего, что не входит в производственную сферу леспромхоза, будут созданы самостоятельные предприятия. Часть из них уже формируется и передается на баланс района, остальные будут проданы. Однако каждый, кто будет уволен или сокращен из штата леспромхоза, обязательно будет трудоустроен.

Пожарная часть леспромхоза передается в ведение МЧС, судьбу электрической подстанции решат переговоры с руководителями "Красэнерго". Не останется без поддержки краевых властей и производственный комплекс: уже в августе решится вопрос о долгосрочной аренде лесного фонда, что поможет снизить себестоимость продукции.

Гарантом трудоустройства увольняемых стал глава района Александр Тимошков. Он же пообещал выделить новый автобус для подвозки школьников из соседних деревень и ускорить проектирование и строительство водопровода. До сих пор воду по дворам почти трех тысяч жителей Предивинска развозит водовозка, и только на горючее для нее леспромхоз тратит больше миллиона рублей в год.

Однако, когда Александр Михайлович предложил трудоустроить рабочих в соседнем леспромхозе, остро нуждающемся в кадрах и с зарплатой не в один десяток тысяч рублей, тут же запротестовал директор Предивинского ЛПХ.

- У нас самих не хватает классных специалистов, особенно для работы в лесу, - заявил Гаев. - И платить им сможем не меньше, только дайте нам возможность заниматься своим прямым делом - заготавливать и перерабатывать древесину.

- Нас радует то, что производственная база леспромхоза сохранена, находится в рабочем состоянии, - в свою очередь, подчеркнул руководитель краевого комитета по управлению государственным имуществом Вадим Медведев. - Наша ближайшая задача - помочь провести процедуру банкротства в максимально сжатые сроки. Мы в краевой администрации будем держать под контролем действия стратегического инвестора, берем на себя ответственность за своевременную выплату зарплаты и по расчетам с энергетиками.

После завершения встречи гостей из Красноярска пригласили в местный музей. Там в документах и фотографиях запечатлена вся летопись поселка Предивинска и неразрывно, как пуповиной, связанного с ним леспромхоза, известного когда-то своими успехами на всю страну. Пока среди экспонатов нет ни одного, свидетельствующего о последнем десятилетии, самом тяжелом периоде в исторической хронике. Очень уж хочется предивинцам забыть о пережитом и начать жить и работать с чистого листа.

"Тамга - печать с гарантией".

("Красноярский рабочий", 02.06.04, Татьяна Попова)

Миллиарды рублей добывают для государственной казны заполярные таможенники.

Самый северный таможенный пост России находится на полуострове Таймыр - в Норильске. И это не просто пост, это форпост, что значит "передовой". А стало быть, особый. Хотя таможня сама по себе, даже если она находится в мегаполисе, всегда считается особенной сферой, своего рода границей, которую следует охранять. Наш рассказ о том, как это делают северяне.

ЗАПОЛЯРНАЯ ЭЛИТА

Начальник Таймырского таможенного поста Владимир Николаевич Кеба сразу дал понять, что его коллектив особенный. В каждом слове руководителя, пока он рассказывал о буднях своего ведомства, о его людях, звучала гордость. Еще бы! В прошлом году таможенники края собрали около семи миллиардов рублей, 75 процентов из которых пришлось на Таймырский пост.

- Наш коллектив - всего 59 человек,- рассказывает Владимир Николаевич, - но он курирует территорию в полтора миллиона квадратных километров - от Северного полюса до южных рубежей Таймыра. В зоне внимания приходится держать Таймырский автономный округ, Эвенкию, Норильск, Игарку и Туруханский район. Впечатляют размеры рабочей площади? А разделите-ка полтора миллиона на 59! Можете на досуге подсчитать, сколько в среднем квадратных километров приходится на одного сотрудника.

- И считать нечего. Почти по Райкину, сумасшедшая цифра получается,- соглашаюсь я.

- Таможенные посты в Норильске и Дудинке прежде работали самостоятельно, а затем слились в единую структуру. Их основные направления - экспортно-импортные операции и контейнерные перевозки. Для кого-то, может, это звучит скучно. Но моим коллегам скучать не приходится. Если они заскучают, это сразу "просекут" те, кто не прочь обойти все посты таможенные и все законы. Так что приходится всегда быть начеку, даже когда вроде бы ситуация спокойная.

ТЕПЛО ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

В детстве Владимир и представить себе не мог, что ему, выросшему среди щедрого плодородия украинских садов, придется жить средь вечной мерзлоты. Так случилось, что в армии он служил с парнем из Норильска, который пригласил его посмотреть на диковинный "закрытый" город.

- Поехал ненадолго,- с улыбкой вспоминает Владимир Николаевич,- всего на три года. И вот уже больше трех десятков мерзну тут. Но привык уже. Как-то незаметно втянулся. Тридцать лет, не поверите, будто одно мгновение. Здесь встретил и свою жену будущую. Ольга - норильчанка. Дети, получается, тоже норильчане. Но сын уехал, решил в свое время стать финансистом, окончил вуз и сейчас живет в Подмосковье. А дочь заканчивает 10-й класс.

Но, видимо, есть какое-то неуловимое тепло в вечной мерзлоте, если она так просто не отпускает в теплые края. О длинном рубле в данном случае рассуждать не стоит. Не такой уж он и длинный, если посмотреть на цены в местных магазинах да вспомнить о среднесуточных температурах. Просто народ тут особый, что ни говори. И люди, прошедшие испытание Крайним Севером, это ощущают. Он всех меняет. Это не значит, что все становятся героями, но северная душа сродни понятию "морская душа".

Свой послужной список Владимир Николаевич начинал в 1974 году с механика по ремонту электронно-вычислительных машин. Инициативного и принципиального парня заметили. Пригласили работать в милицию. Согласился. Более двадцати лет прослужил, прошел от оперуполномоченного до начальника городского отдела. Как говорится, без отрыва от производства получил высшее юридическое образование. А потом ему предложили возглавить таможенный пост, опыт-то у него колоссальный, надо же кому-то готовить спецов.

СЕНСАЦИЙ ЗДЕСЬ НЕ ЛЮБЯТ

Основным участником внешнеэкономической деятельности в этих краях является "Норникель". Отсюда за рубеж уходят никель и медь. Задача таможенников - защита экономических интересов государства и пополнение федерального бюджета. Я поинтересовалась, много ли они выявляют контрабанды. И уже приготовилась услышать сенсационные факты, но...

- Сколько есть, столько и выявляем. К счастью, мало. Наши края контрабандистами не кишат. Разочарованы? В этом году возбуждено лишь восемь уголовных дел, и то связанных с физическими лицами. Прессу это не интересует. А нас такие показатели радуют. Это же хорошо, когда у милиции и таможенников мало работы.

- Тогда зачем здесь нужен таможенный пост?- невольно вырвалось у меня.- Все равно же практически никто не нарушает существующих правил экспорта.

Некоторые, может, потому и не нарушают,- лукаво улыбнулся Владимир Николаевич,- что знают: есть поблизости Таймырский таможенный пост.

КРАСНАЯ ПОЛОСА

Вместе с начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля Александром Федоровичем Щепиловым мы проехали на промплощадку Надеждинского металлургического завода, где расположился склад временного хранения. Тут же и таможенный склад. Сюда приходят грузы. В огромном помещении четко выделяется красная полоса. За нею находятся арестованные и конфискованные товары. Например, в контейнере, который прибыл с Украины и сиротливо стоит в полупустом помещении, вместо домашних вещей, заявленных его хозяином, оказалась керамическая посуда. Товар явно предназначен для продажи, а это уже другие таможенные платежи.

Сюда же приходит импортное оборудование. Здесь же кабинет досмотра. Суть работы заключается в приеме груза, организации работ для проведения таможенного досмотра и выдачи груза получателю. Все тщательно проверяется. Досмотру подвергаются даже видео- и аудиокассеты, на которых может находиться банковская, коммерческая, техническая, геологическая и другая ценная информация, не предназначенная для широкого круга, которую вообще нельзя вывозить за пределы территории.

"Груз 200" тоже проходит через таможенную границу. Странно об этом слышать, но народ-то всякий бывает - циников и изворотливых хватает. Многие норильчане умерших родственников стараются похоронить на "материке" - на родной земле. А в практике российских таможенников бывали случаи, когда в запаянных гробах находились запрещенные к вывозу предметы. Вот и приходится тревожить усопших. Пока в Норильске никто не воспользовался таким коварным методом транспортировки контрабанды, но бдительность - вторая натура таможенника. Он должен все предусмотреть, даже то, чего реально может и не быть в данный момент.

В ГОСТЯХ У "ВАКУЛЫ"

Порт Дудинка, центр Таймырского автономного округа, считается транспортным окном в мир. Сюда по Северному морскому пути приходят транспортные суда. Все они, как правило, ледового класса. Мне казалось прежде, что за мощным кораблем остается полоска чистой воды, по которой хоть на лодочке плыви. Так я думала, пока не побывала в Дудинке, за чертой таможенной границы, где шла погрузка иностранного судна.

В Дудинку мы отправились целой группой: Александр Щепилов и его коллеги - старший инспектор отделения таможенного досмотра Владислав Гонта, инспектор отдела охраны Владимир Печерица.

Стоило нам только выехать за пределы норильской промышленной зоны, как смог исчез. Над тундрой опрокинулось бездонное солнечное небо. Снег искрился и больно резал глаза. Пришлось воспользоваться очками, предложенными водителем Петром Носковым, иначе, по его словам, можно схлопотать ожог глаз.

Дудинка считается одним из самых мощных портов, лежащих на Северном морском пути. Навигация здесь длится круглый год, за исключением нескольких весенних недель, когда вода выходит из берегов и затапливает причалы. Тогда все работы останавливаются, портальные краны поднимаются на верхние отстойные пути. После того как пройдет ледоход, все возвращается на свои места. Во время моей командировки Енисей находился еще под толщей льда, и было совсем непонятно, каким образом у берега оказалось большое морское судно.

Начальник отдела таможенного поста N 2 Александр Михайлович Козырев работает здесь с того момента, как началось формирование структуры. Старший таможенный инспектор Елена Шуненкова - тоже старожил поста, на ней валютный контроль, проверка контрактов и сделок, она же участвует в проверке грузовых деклараций. Сергей Степанов отлично разбирается в тонкостях товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а Сергей Масленный контролирует погрузку и взвешивание. Прекрасно знают службу и Александр Соловьев, и молодой специалист Вячеслав Горников. Таможенники должны быть не только юристами, финансистами, экономистами, но и разбираться в технике.

Одно судно обычно увозит до 16 000 тонн. Металл формируется партиями по 67-68 тонн, состоящими из пакетов, вес каждого из которых около 1500 килограммов. Часть "пачек" помещается на склад временного хранения, где выборочно проводится их взвешивание. Иногда пачку просверливают, чтобы убедиться, действительно ли она состоит из того продукта, который заявлен в декларации. Это важно, потому что, например, никель дороже меди, и пересортица может обернуться для нашего государства убытком.

- После окончания погрузки,- говорит Александр Михайлович,- мы закрываем таможенную границу, пограничники - государственную, и судно направляется в Голландию, не имея права зайти ни в один из российских портов. Инцидентов, как правило, не бывает. Люди понимают: работы лишиться легко, а найти ее сложно. Так что случаев контрабанды у нас не было.

Вместе с Александром Козыревым всей группой отправляемся "за границу", на территорию теплохода "Капитан Вакула", над которым развевается флаг Республики Кипр. На самом же деле судно принадлежит Мурманскому морскому пароходству, и на нем работает команда российских моряков. Капитану Ростиславу Кокареву 39 лет. Прежде работал на американской линии, ходил в европейские порты, на "Вакуле" уже два года. В Арктике опаснее, признается он, но и интереснее.

- Судно ходит под кипрским флагом,- рассказывает Ростислав.- Моряки получают высокую зарплату, своей работой дорожат. С таймырскими таможенниками отношения деловые и в то же время дружеские. Такое бывает, к сожалению, не везде. Ведь в нашей работе можно придраться к любой мелочи. Моряки в Дудинку ходят с удовольствием. Люди здесь доброжелательнее, чем где-либо, точно вам говорю. Чего не скажешь о природе. Пробиться сюда было нелегко, это я о дороге, хотя наше судно специального ледового класса. Да к тому же у нас была мощная ледокольная поддержка. На входе в Енисейский залив льдины наслоились одна на другую, местами их толщина достигала трех метров. Они создали серьезную преграду, которую с трудом одолел атомоход. Из Мурманска сюда шли две недели. Кстати, в пути была забавная встреча. Когда мы подходили к островам Северной Земли, навстречу судну выбежал белый медведь и потом долго за нами следовал. Потешный такой. Он будто нас просил, мол, мужики, ну сбросьте сгущенки коробочку. Но остановиться не было возможности. Так хозяин полярных широт и не получил гостинца.

Мы поднимаемся на капитанский мостик. В темную пасть бездонного трюма стрела портального крана аккуратно опускает медные пачки. Длина теплохода 124 метра, ширина около 38 метров, и высотой он с 12-этажный дом. Размеры впечатляют.

Корабль со всех сторон окружен торосами. Тут-то я и узнаю, что, оказывается, мощный теплоход скользит по ледяной тверди. Он наползает на лед, тот под ним прогибается, образуя "ванну с водой", а когда давление махины исчезает, льдины занимают прежнее место. Вот как происходит плавание во льдах, а я-то думала, что можно за ледоколом на лодочке плыть.

Убедившись, что "за границей" полный порядок, мы покинули гостеприимный корабль. По словам, Александра Козырева, скоро сюда начнут прибывать из Игарки еще и баржи, груженные лесом, подготовленным на экспорт. Каждую весну в Игарке выставляется временный таможенный пост. Чтобы определить, из какой породы сделан экспортный пиломатериал, нужны специальные знания. Приходится дополнительно учиться этому. Впрочем, тут надо не только в лесе толк знать, но и во многом другом быть докой. Потому-то сотрудники Таймырского таможенного поста не только отлично разбираются в тонкостях нового Таможенного кодекса, но и являются специалистами во многих направлениях внешнеэкономической деятельности. Если уж на документах стоит печать заполярного таможенного поста, во главе которого Владимир Кеба, то это стопроцентная гарантия того, что тут полный порядок.