С 18 июня до середины октября 2004 года красноярская авиакомпания "КрасЭйр" собиралась организовать в новосибирском аэропорту "Толмачево" временный стыковочный узел (хаб). Однако, как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе авиакомпании, "Толмачево", сославшись на техническую неподготовленность аэропорта, отказался выполнять ранее заключенный договор на этот счет. Красноярцы собираются оспорить действия "Толмачево" в суде.

По плану, предложенному красноярской авиакомпанией еще в конце прошлого года "Толмачево" должно было работать как трансфертный узел один раз в неделю, в пятницу, принимая до 15 рейсов в течение трех часов. За время летнего сезона красноярский аэропорт "Емельяново" собирался отремонтировать свою взлетно-посадочную полосу. В марте госкомиссия по контролю за воздушным транспортом одобрила эту идею, однако уже в апреле представители "Толмачево" заговорили о том, что аэропорт не успевает подготовиться к переносу рейсов.

Как пояснил ситуацию ИА REGNUM директор координационно-диспетчерского центра "Толмачево" Алексей Пискунов, в ноябре 2003 года, когда стороны одобрили эту программу, у аэропорта были "объективные шансы для ее выполнения". Однако вскоре "Толмачево" проиграло крупный иск в 103 млн. рублей авиакомпании "Сибирь", и денег на переоборудование аэропорта у его руководства не стало. "Например, чтобы принять за день дополнительных 1500-2000 пассажиров "КрасЭйр", нам надо закупить несколько трапов и спецмашин. Рейсы красноярцев предусматривают очень узкий период стыковки рейсов, к тому же, для обслуживания бизнес-класса необходимо одновременно два трапа. Трапы стоят 2 млн. рублей, спецмашины 5 млн.", - пояснил Пискунов. Кроме того, необходимо было закончить переоборудование трансфертного зала, "иначе некуда будет загнать дополнительные 1000-1200 пассажиров, а у нас даже комната матери и ребенка недоделана. А ведь летом многие пассажиры путешествуют с детьми", - посетовал Пискунов. Между тем "Толмачево" производило реконструкцию на свои деньги, "КрасЭйр" никаких кредитов ей не предоставлял.

Кроме того, по утверждению представителя "Толмачево", в мае аэропорт посетила комиссия "КрасЭйр" во главе с ее гендиректором Борисом Абрамовичем, которая согласилась с доводами "Толмачево" и признала аэропорт неготовым.

Между тем, тон официального пресс-релиза "КрасЭйр" нельзя назвать сдержанным: "Неготовность аэропорта обслуживать рейсы и пассажиров по трансферным технологиям, как было заявлено руководителем "Толмачево", может привести к серьезным сбойным ситуациям. Руководством авиакомпании "КрасЭйр" принято решение не задействовать в летнем "веерном" расписании аэропорт "Толмачево". Авиакомпания не может рисковать интересами пассажиров и своей репутацией из-за неопределенной и неадекватной позиции менеджмента новосибирского аэропорта. Заявленные рейсы "КрасЭйр" по пятницам будут выполняться через аэропорт "Красноярск". Ремонт взлетно-посадочной полосы будет осуществляться ежедневно в период технологических окон. Действия руководства аэропорта "Толмачево" нанесли серьезный ущерб авиакомпании "КрасЭйр", материалы будут переданы в суд".

А сопровождавшая релиз пояснительная статья, подготовленная пресс-службой "КрасЭйр", напоминала: "Выгоды для новосибирского аэропорта очевидны: по ряду предложенных "КрасЭйр" направлений полеты из аэропорта "Толмачево" ранее не осуществлялись; программа полетов "КрасЭйр" позволила бы аэропорту получить дополнительный доход в размере более 13 млн. руб.; практическое внедрение узловых технологий необходимо этому аэропорту для дальнейшей работы в режиме хаба, привлечения новых перевозчиков и пассажиров..." Кроме того, в пояснении пресс-службы не обошлось и без оценочных пассажей: "Выход новосибирского аэропорта на качественно новый уровень, о чем непрерывно заявляет его руководитель, откладывается на неопределенное время, которым воспользуются другие. Тогда, в связи с непоследовательными и необдуманными действиями менеджмента аэропорта Новосибирску придется расстаться с амбициями транспортной столицы Сибири".

В интервью ИА REGNUM директор координационно-диспетчерского центра "Толмачево" Алексей Пискунов признал, что сотрудничество аэропорта с "КрасЭйр" принесло бы серьезные дивиденды "Толмачево": "аэропорт конечно заинтересован в такой работе, но он к ней не готов". Одновременно Пискунов и дал понять, что иных мотивов, кроме неготовности новосибирцев, в отказе нет, опровергнув, таким образом, появившиеся слухи, будто бы за отказом красноярцам стоят интересы новосибирской авиакомпании "Сибирь", для которой "Толмачево" является базовым: "Сибири", может быть, это и на руку, но одновременно это на руку и другим авиакомпаниям, летающим из "Толмачево" - "Дальавиа", "Трансаэро". Однако мы руководствовались своими интересами, а не их".

Справка ИА REGNUM

ОАО "Аэропорт Толмачево" - пятый по объему пассажиропотока аэропорт в РФ. Контрольный пакет акций (51% обыкновенных или 68% голосующих бумаг) принадлежит государству, еще 30% - группе "Промышленное развитие". По данным пресс-службы аэропорта, за 2003 год в аэропорту обслужены 1 млн. 369 тыс. человек, что на 9,9 % больше по сравнению с 2002 Общая выручка аэропорта по итогам 2003 года составила 993 млн. рублей, чистая прибыль 49 млн. рублей.

Воздушный парк "Красэйр" включает 37 самолетов - одиннадцать Ту-154М, шесть Ту-154Б, пять Ту-204, четыре Ил-86, пять Ил-76, три Ил-62, два Ту-134. Государство владеет 51% акций АО "Красэйр", юридические лица - 26,17%, физические лица - 18,54%, у номинальных держателей находится 4,3% акций. Авиакомпания "КрасЭйр" является официальным перевозчиком по межправительственным соглашениям с Южной Кореей, Германией и КНР. География полётов "КрасЭйр" - Россия, Украина, Молдова, Германия, Греция, Кипр, Китай, Объединённые Арабские Эмираты, Таиланд, Турция.