Экономическую неэффективность расходования средств выявила проверка Контрольно-счетной палатой (КСП) Санкт-Петербурга деятельности ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР) за период 2001-2003 г., проводившаяся с 16 февраля по 5 марта 2004 года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом рассказал сегодня председатель КСП Дмитрий Буренин на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Основная претензия КСП состоит в том, что, начиная с 2000 года (т.е. с начала действия Бюджетного кодекса) доходы от размещения рекламы не учитывались в доходной части городского бюджета, что, по мнению Буренина, является прямым нарушением Бюджетного кодекса РФ. Это нарушение обусловлено распоряжением бывшего губернатора города Владимира Яковлева от 07.12.2000 и иными нормативными актами. Кроме того, в докладе председателя КСП отмечается экономическая нецелесообразность использования в качестве у.е. доллара США, что приводит к реальному снижению тарифов и сокращению поступлений в бюджет не менее, чем на 32%. Д. Буренин также отметил, что ежегодно ГЦРР занижал свои плановые доходы, что приводило к получению "сверхплановых" доходов и сверхприбылей, направляемых на цели, не связанные с объектом исполнения.

Особо Д. Буренин отметил неэффективное расходование средств: по данным КСП, значительные суммы постоянно тратились, в частности, на обучение сотрудников ГЦРР в ВУЗах по таким специальностям как "кораблестроение" (СПб МТУ) или "география" (РГПУ им.Герцена); на банкеты в ресторанах ("Русский китч" - $3240, "Тройка" - $4550 и т.п.), туры на теплоходах (более $8000). Он рассказал о том, что на праздновании Нового года в гостинице "Советская" было потрачено более 260 000 руб., в т.ч. на дорогостоящие спиртные напитки, такие как шампанское "Moet&Shandon. Dom Perignon". "Хочу отметить, что не каждый олигарх может позволить себе такие напитки, - отметил Буренин. - Говорят, что распивающим Dom Perignon видели одного из вице-губернаторов, но мы не верим, что в то время как Валентина Матвиенко бьется за каждую бюджетную копейку, члены ее правительства позволяют себе распивать дорогие вина за государственный счет". Он также привел различные примеры крупного нецелевого расходования средств иного рода (завышенная стоимость услуг юристов и т.п. - к примеру, фирме "Регалсайде инвестмент" было выплачено в общей сложности более $100 000 за оказание услуг при судебных разбирательствах) и крупных незаконных выплат председателю ГЦРР в 2001-2003 Андрею Шмакову из бюджета ГУП.

Председатель КСП указал на то, что только 1,5% заключенных ГЦРР договоров на размещение рекламы были заключены в результате конкурса - большая же часть была заключена на коммерческой основе. Кроме того, он отметил, что ГЦРР фактически незаконно осуществляло свою деятельность все эти годы, т.к. договор с КУГИ, по которому она осуществлялась, был заключен лишь однажды и не продлевался ежегодно в соответствии с требованиями закона. Это, по мнению Буренина, может являться фактическим основанием для расторжения всех существующих договоров с последующим проведением конкурсов, что является одним из предложений КСП по итогам проверки с целью повышения доходов от размещения рекламы в Санкт-Петербурге. Кроме этого, КСП предлагает ликвидировать ГУП "ГЦРР" как таковой и создать казенное предприятие, которое занималось бы вопросами размещения рекламы, создать нормативную базу, регулирующую порядок установления тарифов и перечисления средств в бюджет, создать реестр городских объектов, используемых для размещения рекламы.

По словам Д. Буренина, с приходом нового руководства (в декабре 2003 года директором ГУП "ГЦРР" стал Александр Кадыров) структура работы Центра не изменилась. Впрочем, по словам заместителя председателя ГЦРР Дмитрия Знаменского, уже сам факт того, что КСП разрешили провести проверку, говорит об открытости и прозрачности деятельности ГЦРР. Он заявил, что "никаких недополучений в бюджет не было", а также, что все договоры на размещение рекламы проходят через конкурс. "Просто не всегда находится второй претендент", - пояснил он. Знаменский отметил, что ГЦРР согласен с тем, что при заключении договоров следует отказаться от использовании доллара США в качестве у.е. Следует отметить, что Знаменский занял свою должность лишь в январе 2004 года.

Заместитель председателя Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга Сергей Дёмин сообщил, что Комитет также намерен поддержать это и другие предложения КСП, такие как развитие системы конкурсов, создание реестра, а также сокращение дотационных выплат сотрудникам ГЦРР (по данным КСП, средняя зарплата сотрудников во много раз превышала зарплату таких ГУП как "ТЭК СПб" или "Водоканал"). Он также отметил, что, возможно, ГУП "ГЦРР" будет преобразован в ГУ (государственное учреждение). В этом случае ГЦРР придется существовать согласно смете доходов и расходов.

Заслушав информацию, депутаты приняли решение довести ее до сведения губернатора и правительства с рекомендацией устанавливать тарифы на размещение рекламы постановлением правительства. Кроме того, они сочли необходимым увеличить с 20% до 50% часть прибыли, отчисляемую ГЦРР в бюджет города и обратиться в КУГИ и КЭРППиТ администрации с просьбой разработать реестр объектов собственности Санкт-Петербурга, предоставляемых для размещения наружной рекламы.