На прошлой неделе закончилась проверка проводимая городскими законодателями по работе муниципальных предприятий. Об итогах проверки корреспондент ИА REGNUM побеседовал с председателем постоянной депутатской комиссии по экономике и финансам думы Костромы Галиной Задумовой.

Галина Васильевна, результаты проверки оказались не утешительными?

Приятного конечно мало. Из 62 муниципальных предприятий уже 16, а в том году было 14, являются планово убыточными и вместо того, чтобы приносить городской казне доходы лишь плодят убытки. К тому же еще 5 предприятий сохраняют свой статус "лежачих". Такими предприятиями я называю "Жилхоз", "Жилищник", "Теплоэнрего", которые лишь занимаются процедурой банкротства, но, извините, имеют штат сотрудников со средней зарплатой в 8,5 тыс. рублей, которые выплачивает им бюджет. В год набегает около 2 млн. рублей. За что, спрашивается?

А как в условиях постоянного недофинансирования предприятию ЖКХ не стать убыточным, дотаций из бюджета нет, население платит с задержками и то, не всегда. Какие пути для "поднятия" таких предприятий вы видите.

Вопрос сложный. Дотаций действительно мало, неплательщиков хватает. Но когда в результате проверки оказывается, что при недостаче средств, например, "Водоканал" выписывает своим сотрудникам материальную помощь или застекляет фасад административного здания пластиковыми окнами, естественно, что убытки предприятия увеличиваются. На их покрытие идет изъятие и без того недостающих средств. Замкнутый круг. А выход их ситуации есть. Депутаты сейчас готовят свои предложения для оптимизации работы муниципальных предприятий. Основными тезисами которых являются следующие: руководитель муниципального предприятия должен приниматься на работу на конкурсной основе, чтобы он понимал меру ответственности и мы могли с него спросить результаты. К тому же его зарплата должна исчисляться не десятками тысяч, а соответствовать уровню хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия. У него тогда стимул будет лучше работать, чтобы получать больше денег. Далее, к принятию бюджета муниципальное предприятие составляет бизнес-план, в котором расписано все и инвестиционная составляющая, о которой теперь много говорят городские власти и убытки, связанные с неплатежами населения и все остальное. Схемы, которая существовала раньше не должно быть. Ведь как получалось, мы к примеру, даем 100 тысяч рублей предприятию, как бы доверяя навыкам его работы и не проверяем, куда их оно потратило. Теперь общая сумма будет дробиться на конкретные составляющие, подкрепленные бизнес-планом.

При таком бюджете, какой планируется в 2004 году, денег на дотации всем 62 муниципальным предприятиям все равно не хватит?

Не хватит, поэтому мы и предлагаем финансировать только те, которые социально значимы - банно-прачечное хозяйство, школьную базовую столовую и другие, а не "Горэнергосервис", который в основном выполняет посреднические услуги и в состоянии на имеющемся в его распоряжении муниципальном имуществе сам заработать себе на хлеб.

С чем связан такой жесткий контроль думы за работой муниципальных предприятий в 2004 году?

Контроль был всегда, раз в квартал, а затем за год депутатам предоставляли предприятия отчеты. В этом году в качестве эксперимента дума делегировала право устанавливать долю тарифов для населения главе города, а на себя вязла функции контроля за тем, как поступающие от населения средства расходуются. Вот мы его и осуществляем с удвоенной силой.

И каких результатов данных нововведений вы ждете?

Если все наши предложения будут учтены и муниципальные предприятия сократят свои структуры, пойдут по пути эффективного планирования, будут снижаться издержки, себестоимость продукции, улучшиться качество предоставляемых услуг и, возможно, даже будут снижены тарифы для населения. Но это будет не скоро, еще слишком много работы.