Единый стандарт ЕС не оставляет шансов любимому эстонцами молоку: Молочная промышленность Эстонии

Таллин, 30 мая 2004, 19:51 — REGNUM  

Для Эстонии национальным символом, наряду с сине-черно-белым триколором государственного флага или ржаным хлебом, является молоко. В эстонском языке насчитывается свыше двадцати народных пословиц и поговорок, связанных с молоком, а молочные супы являются согласно опросам, любимым блюдом эстонца. В эстонской среде сильны представления о своей стране, как о молочной державе, а слова о том, что в разное время Эстония снабжала молочными продуктами царскую и советскую Россию и страны Западной Европы, вписаны в учебники истории.

Основные экономические показатели отрасли

Согласно статистическим данным за 2001 год, которые сообщили ИА REGNUM в Молочном Cоюзе Эстонии (Eesti PiimaLiit), доля молочной продукции во всем объеме сельхозпродукции составила 31%, и по этому показателю Эстония опередила как старых, так и новых членов Евросоюза. Например, это же соотношение в Финляндии составляет - 28%, в Литве - 23%, в Ирландии - 26%, в Чехии - 17%, в Швеции - 24%, в ФРГ - 21%, во Франции - 12%. Тем не менее, молочная промышленность в независимой Эстонии заметно снизила свои показатели - за 15 лет почти вдвое. По итогам 2003 года надоено 596 тысяч тонн молока. По этому показателю Эстония упала до уровня 1925 года. Для сравнения, в 1990 году было надоено 1,2 млн. тонн молока. Произошло и резкое снижение доли молочной продукции в сельскохозяйственном экспорте страны - с 33% в 1996 году до 20% в 2003 году.

Изменения происходят и с поголовьем скота, дающего молоко. Его количество сократилось по сравнению с данными 1993 года вполовину и составляет на 2003 год 116 тысяч голов. Средние надои с одной коровы за прошлый год составили 5,0 тонн в год, что ниже почти на полторы тонны от средних показателей по ЕС. Основная доля коровников в Эстонии - 72% - приходится на коровники с поголовьем свыше ста коров - наследие колхозного периода развития молочной продукции Эстонии. Следующая категория - 14% - приходится на коровники, где насчитывается до ста коров. Доля хуторских коровников и малых фермерских хозяйств составляет мизерный процент, поэтому можно констатировать, что основной вклад в молочные показатели страны вносят бывшие советские мясомолочные хозяйства, приватизированные в начале 90-х годов. Для сравнения: в одной из самых молочных стран ЕС - Дании -львиная доля приходится на коровники до 100 коров - 49%, а во Франции больше всего - 60% - коровников с поголовьем до 50 коров.

Сокращение объемов производства и поголовья скота и изменение характера ценообразования, связанное с развитием свободного рынка, привели к удорожанию молочной продукции за последнее десятилетие почти в 4 раза. По розничной цене литра молока Эстония заметно опережает Латвию и Литву. В феврале 2004 года состоялось очередное удорожание - литр молока 2,5-процентной жирности торговой марки "Tere" в пластиковой упаковке стал стоить 7,30 крон (1 еек - 0.066 eur). Подорожание наблюдается и в других наименованиях молочной продукции.

В структуре молочных продуктов у потребителей Эстонии лидирует разливное молоко в разной упаковке - треть всего объема покупаемых продуктов. Далее следуют масло, мороженое, сливки, сыр, включая плавленый, сметана, маргарин. Замыкают список молочные порошки и сухой обрат. Если говорить о потреблении молока на душу населения среди членов ЕС, то, по данным Еврокомиссии за 2002 год, лидирует Ирландия - 156 литров на одного человека в год. Новый член ЕС - Эстония - потребляет молока, как Франция, Венгрия, Австрия, Чехия, Польша - порядка 58 литров на одного человека в год. В странах-лидерах по потреблению сыра в ЕС - Франции и Греции - приходится по 25 кг сыра в год на одного жителя. В Эстонии этот показатель составляет 9 кг. По потреблению масла лидирует в ЕС Франция - 8 кг в год, житель Эстонии, как и Дании, потребляет не больше 2 кг. Исполнительный директор Молочного Союза Эстонии Тийна Сарон (Tiina Saron), отметила в присланном ИА REGNUM отчете, что на современном этапе в деятельности молочной промышленности на первый план выходят качество, здоровье и разнообразие продукции. Качество гарантирует сертификация продукции и технологии по стандартам ЕС, здоровье - жесткий контроль ветеринарных и медицинских служб, разнообразие - условия рыночной конкуренции. Говоря о последнем факторе, Сарон сообщила, что, например, в 1994 году на рынке насчитывалось всего 3 наименования мороженого, сейчас - 61, и если в 1994 году было всего две разновидности продаваемого в розницу молока, то теперь - 7.

Ведущие предприятия отрасли

В Молочный Союз Эстонии входят 40 фирм и предприятий, из них 19 можно отнести к крупным. Территориально больше всего предприятий зарегистрировано в Харьюмаа, в окрестностях Таллина - 10, далее следует Тартумаа - 6. В данном секторе экономики задействованы 1400 работников. По данным 2003 года, основная доля продукции приходится на семь крупных фирм страны. Таллинское молочное предприятие (Tallinna Piimatuustuse AS) занимает 16% рынка, это старейшая фирма в Эстонии. Ее первые мощности заработали в 1893 году, за это время предприятие израсходовало на инвестиции свыше 160 млн. крон, в 1998 году первое получило европейские сертификаты ISO 9001, ISO 9002, ISO 14001. В Tallinna Piimatuustuse AS входят дочерние предприятия - AS Kohuke, Sulatatud Juustu Tootmise AS. В пресс-службе фирмы корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что предприятия выпускают весь спектр молочной продукции - от разливного молока, сливок, сметаны, кефира, ряженки до творожной массы, творожных сырков, пудингов, плавленого и обычного сыра, киселя и диетических продуктов. Под одной только маркой "Tere" выходит до 40 наименований. Известные торговые марки - Tere, Meieri, Merevaik, Sхprus, Kohuke, Milla, Hellus, Black Mama.

14 % молочного рынка Эстонии приходятся на "AO Молоко из Пылва" (AS Pylva Piim), торговая марка - "Mummu". На предприятии выпускается свыше 20 наименований. Также 14 % приходятся на долю "AO Е-Молоко" (AS E-Piim). В Эстонии и за ее пределами хорошо известны его торговые марки - сыры "Eesti Juust", "Narva Juust". "АО Молоко из Раквере" (AS Rakvere Piim) - 9% общего объема эстонского молочного рынка. Самая известная торговая марка предприятия - "Farmi", свыше 10 наименований. Известны также сыры "Lahe Light", "Rannapiiga". "АО Валио Эстония" (AS Valio Eesti) - эстонский филиал известного финского продуктового гиганта удерживает 7% молочного рынка. Выпускает свыше 20 наименований, как под собственным именем, так и под маркой "Alma". "АО Вырусский сыр" (AS Vyru Juust) занимает долю в 8% от эстонского "молочного пирога". Монополист рынка сыра Эстонии. Совладельцами предприятия выступают финский концерн "Valio Oy" и норвежская фирма "Synnove Findeo ASA". Предприятие существует в Эстонии с 1897 года. 2/3 всей продукции идет на экспорт.

Регулирование молочной отрасли Эстонии со стороны ЕС

После присоединения к ЕС на Эстонию распространены специальные квоты на животноводческую продукцию, которые, в целом, позволяют молочной промышленности сохранить имеющиеся показатели. На 2004-2005 год размер квоты составляет 525 тысяч тонн молока (514 тысяч тонн - на переработку и 12 тысяч - на прямую продажу). В 2006 году обещано добавление к квотам еще 25 тысяч тонн. Такая "льгота" со стороны ЕС к Эстонии объясняется специалистами Молочного союза несколькими факторами. Во-первых, Эстония в одностороннем порядке уже с апреля 2001 года распространяла на себя животноводческие квоты, занимаясь жестким "саморегулированием" внутреннего рынка под требования ЕС и из года в год снижая показатели надоев молока и приводя их к требуемым показателям квот ЕС. Во-вторых, относительный вклад молочной промышленности Эстонии в общую молочную реку ЕС не так уж и велик - порядка 3-4%. Для сравнения: в Чехии в 2002 году было надоено свыше 2,7 млн. тонн молока. Не случайно, что льготное квотирование от ЕС получила также и Мальта - еще одно государство Европы с небольшими абсолютными показателями молочной промышленности. С 2001 года задействована программа ЕС по инвестициям в молочную промышленность SAPARD, согласно которой было реализовано свыше 100 проектов стоимостью 36 млн. крон. О наращивании помощи ЕС говорит тот факт, что по этой линии в 2004 году планируется израсходовать уже 73 млн. крон. Структура инвестиций ЕС выглядит таким образом: 2% выделенных средств пошли на строительство новых зданий и помещений, 21% - на реконструкцию уже имеющихся, а 64% на закупку западного оборудования и технологий. Всего же за период с 1999 года в молочную промышленность Эстонии инвестирован 1 млрд. 420 млн. крон.

Постепенно происходит выравнивание систем стандартизации молочной продукции Эстонии и ЕС. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM сотрудница Ветеринарного департамента Кристина Самра (Kristiina Samra), каждое молочное предприятие страны прошло обязательную сертификацию по стандартам качества, чистоты и так далее - ISO 9001, ISO 14001 и другим. Немаловажный вопрос - судьба самой популярной молочной продукции у жителей Эстонии - молока 2,5% жирности. В ЕС нет такого стандарта - минимальный порог жирности составляет 1,8% и не предназначен для массовой розничной продажи, а низовой предел для розничной торговли молоком составляет 3,5% жира. Единый стандарт ЕС от 1997 года EL No. 2597/97 не оставляет шансов на будущее для эстонского 2,5% молока, но представители министерства сельского хозяйства Эстонии и соответствующей комиссии ЕС договорились о переходном периоде на новые стандарты, который может занять несколько лет. Возможно, что 2,5% молоко сохранится в виде исключения на внутреннем рынке Эстонии, но вот на экспорт его отправлять будет нельзя. При этом эстонские чиновники ссылаются на опыт соседки Финляндии, которая присоединилась к ЕС десять лет назад, но до сих пор сохранила свою специфическую молочную продукцию, не соответствующую единым стандартам ЕС. Министр сельского хозяйства Эстонии Тийт Таммсаар (Tiit Taaмsaar) в интервью СМИ уверял, что отказ от 2,5% молока принесет отрасли убытки, превышающие 50 млн. крон, и приведет к еще большему удорожанию молочной продукции. С ним согласны и руководители предприятий-лидеров отрасли. Тем не менее, уже с мая AS Pylva Piim выпускает экспериментальную партию молока по стандарту ЕС в 3,5%. Директор предприятия Айвар Хяелм (Aivar Haelm) настороженно относится к нововведению и уверен, что потребитель проигнорирует новинку.

Опросы общественного мнения, проведенные Молочным Союзом Эстонии, показывают, что население с большей готовностью относится к нововведению ЕС, чем сами молочники. Лишь 1% опрошенных заявил о приверженности молоку жирностью в 2,5%, 40 % опрошенных согласны на переход. О возможностях перехода на более жирное молоко говорит и тот факт, что за 2003 год зафиксирована резкая смена предпочтений покупателей. Если в 2002 году 88% населения не делали различий между элитными и высшими сортами молочной продукции, то в 2003 году большая часть покупателей стала отдавать предпочтение высшему сорту продукции - 52% всех покупок, 41% пришелся на продукцию элитной ценовой категории и лишь 6% - на продукцию первого сорта.

Экспорт молочной продукции

По данным за 2003 год, экспортный оборот составил 952 млн. крон, сохранив положительное сальдо превышения над импортом (+ 311 млн. крон). Структуру экспорта, определяет жесткая ориентация на рынки ЕС, которая была продиктована фактическим закрытием для эстонских молочников российского рынка во второй половине 90-х годов. Если россиянам была широко известна эстонская сметана, то сейчас основным экспортным молочным продуктом Эстонии стал сыр. Он составляет 33% всего экспорта. Далее следуют масло - 22%, сухой обрат - 21%, сухое молоко - 13%. Незначительную долю в экспорте занимают отдельные марки йогуртов, молочных напитков и мороженого. Лидером среди стран-экспортеров эстонской продукции выступает Голландия - 45% всего молочного экспорта, далее следуют Германия 24%, Литва - 8,1%, Латвия 7,5 %, Польша - 1,5%. Как подчеркнул ИА REGNUM генеральный директор предприятия "AS Vyru Juust" Хейки Пенса (Heiki Pensa), в последние два года быстро наращивался экспорт в страны ЕС. В первую очередь, за счет новых сортов, созданных по итальянским рецептам под торговыми марками "Gouda", "Cagliata", "Grana", "Parmesan". Только сыра последней марки было продано в ЕС за 2002 год свыше 780 тонн. Всего же в 2003 году в ЕС было продано свыше 2000 тонн сыра. "AS Veru Juust" планирует увеличить производство сыров разных сортов до 4 600 тонн. Пенса отметил, что с 2000 года предприятие отвечает требованиям к сыродельческим предприятиям Директивы Европейского экономического сообщества 92/46/ЕЕС.

Эстонское молоко на российском рынке

Представители Молочного Союза Эстонии в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отмечали, что за период введения невыгодного для эстонских производителей двойного таможенного сбора с российской стороны восточный рынок оказался для большинства предпринимателей утрачен либо сужен до минимума. Исполнительный директор Союза Тийна Сарон (Tiina Saron) подтвердила, что цифры оборота торговли с Россией за последние годы не сопоставимы с прежними десятилетиями. Введение Россией двойного таможенного сбора 15 марта 1994 года году привело к тому, что от показателя 1994 года, когда на экспорт в Россию приходилось до 44% всей произведенной в Эстонии сельхозпродукции и 2/3 молочной и рыбной, в 2003 году осталась лишь доля в 7%.

Тийна Сарон не смогла указать точную величину молочного экспорта в Россию, подчеркнув, что в Молочном Союзе Эстонии такой отдельной статистики не ведут, сконцентрировавшись на статистике взаимоотношений с ЕС. По ее данным, лидером среди предприятий по торговле с Россией является "AS Vyru Juust", наладивший постоянные контакты с российскими торговыми сетями и отправляющий ежегодно в Россию крупные партии сыров. Все остальные эстонские фирмы заметно отстают. Она признала, что контакты с коллегами из Российского Молочного Союза не налажены на постоянной основе и до сих пор не действует ни совместной рабочей группы, ни комиссии. Отдельные встречи с исполнительным директором РМС Лабиновым и одним из руководителей РМС академиком Харитоновым у Сарон проходили, но в рамках международных конференций. Не смогла Сарон приехать в Москву по приглашению и весной этого года.

Отмена с 1 мая двойных таможенных сборов должна, по мнению Сарон, подтолкнуть обе стороны к наращиванию контактов. С этой целью в Москве работает специалист Эстонского экспортного агентства Тоомас Кястик (Toomas Kastik). Сарон выразила удивление тем обстоятельством, что особой активности с российской стороны не наблюдается. Она предположила, что все дело в чиновниках, которые "продолжают жить старыми представлениями". Она надеется выяснить причины такого равнодушия при личной встрече с руководством РМС на одной из ближайших международных конференций. Она сообщила ИА REGNUM приблизительную величину молочного экспорта из Эстонии в Россию при идеальных условиях - до 300 000 тонн, что составляет, по ее словам, половину всей выпускаемой в стране молочной продукции.

Председатель правления Tallinna Piimatuustuse AS Кади Ламбот (Kadi Lambot) отметила ИА REGNUM, что в настоящий момент у фирмы нет налаженных каналов сбыта продукции в Россию, все находится на подготовительном этапе. Говоря о причинах низкого уровня торговли с Россией, Ламбот указала на введение Россией двойных таможенных пошлин и выделение ЕС субсидий для эстонских предприятий в рамках программы поддержки стран-кандидатов в Евросоюз (последние способствовали ускоренной переориентации эстонского рынка на Запад). Она отметила, что в Россию ее предприятие может экспортировать весь спектр товаров, выпускаемых со второй половины 90-х годов, в первую очередь, сметану, йогурты - точные данные она обещает предоставить, когда будут достигнуты результаты переговоров.

Финансовый директор предприятия AS Rakvere Piim Раймонд Руссак (Raimond Russak) сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что это предприятие традиционно мало контактировало с российскими партнерами - все ограничилось отправкой небольших партий сыра. Раквересцев пугает непредсказуемость российского рынка, сложные законы, непостоянство партнеров, отсутствие информации. Руссак признал, что удерживает от поиска партнеров на Востоке и активная и целенаправленная политика молочной индустрии Эстонии, перенаправленной на Запад. Он отметил высокий потенциал российского рынка для эстонских товаров и ничего не имеет против, если такие контакты наладятся. Он предположил, что предприятие способно отправлять в Россию ежедневно до 10 тонн своей продукции, основной спрос в которой может прийтись на сыры и йогурты. Он также сообщил, что директор по продажам Раквереского молокозавода собирает данные по возможным партнерам на российской стороне и консультируется с Департаментом сельскохозяйственных регистров и информации Эстонии.

Генеральный директор "AS Vyru Juust" Хейки Пенса (Heiki Pensa), сообщил ИА REGNUM, что его предприятие является единственным эстонским поставщиком сыра в Москву и Санкт-Петербург. С 1982 года основной упор делается на марку сыра "Атлет" - весьма популярную в России. "Atleet" составлял до недавнего времени до 65% всей продукции предприятия. Однако, когда готовился данный обзор, газета "Арипяэв" сообщила, что оптовая фирма Swestal Profile стала первой новой фирмой, которая ходатайствовала после вступления Эстонии в ЕС об экспортной лицензии на продажу продуктов питания в Россию. По сведениям газеты, фирма попросила у Департамента сельскохозяйственных регистров и информации (PRIA) лицензию на экспорт в Россию 20 тонн сыра. Swestal Profile - оптовое предприятие с годовым оборотом 20-30 млн. крон, которое и прежде торговало с Россией, экспортируя туда масло. "Это будущий мегабизнес, сейчас мы отправляем в Россию первую пробную партию, - сказал глава фирмы Велло Ровик (Vello Rovik). - До сих пор препятствием служили двойные таможенные пошлины, в результате чего эстонский товар получался в России слишком дорогим". По словам Ровика, эстонские товары станут в России конкурентоспособными не только из-за отмены двойных пошлин, но и благодаря экспортным субсидиям.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.