Как стало известно из присланного в ИА REGNUM сообщения Нарвского городского собрания, 27 мая 2004 года сессия Нарвского городского собрания приняла обращение к премьер-министру Эстонии Юхану Партсу (Juhan Parts) с просьбой к правительству Эстонской Республики инициировать изменения закона о языке и закона об организации деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с которыми в местах компактного проживания национальных меньшинств, в том числе в Нарве, им была обеспечена возможность ведения делопроизводства в выборном органе местной власти не только на эстонском языке, но и на языке преобладающего национального меньшинства.

На сессии городского собрания Нарвы основным докладчиком по этому вопросу выступил депутат Геннадий Афанасьев, содокладчиком - председатель городского собрания Нарвы Михаил Стальнухин. В обращении депутаты Нарвского городского собрания ссылаются на статью 123 Конституции ЭР в соответствии с которой Эстонская Республика не заключает международных договоров, противоречащих конституции. Если законы или иные акты Эстонской Республики противоречат ратифицированным парламентом Эстонии международным договорам, применяются положения международных договоров. В соответствии со статьей 15 рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Эстонская Республика обязалась создать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни и в ведении государственных дел, в частности, в вопросах, их касающихся. Несомненно, что одной из сфер, подразумеваемых этой статьей рамочной конвенции, является местное самоуправление.

По мнению нарвитян, в соответствии со статьей 10 рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Эстония приняла на себя обязательство признавать, что каждое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободно и без какого-либо вмешательства устно и письменно пользоваться языком своего меньшинства в личных контактах и в общественных местах, к каковым, несомненно, относится и городское собрание как представительный орган местного самоуправления. Нарвское городское собрание напоминает правительству Эстонии, что, в соответствии со статьей 26 международного пакта о гражданских и политических правах, всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации, в том числе по признаку языка и национального происхождения, в том числе и в органах местной власти, в которых в соответствии со статьей 25 вышеупомянутого пакта, каждый гражданин должен иметь без какой-то бы ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. При этом, в соответствии со статьей 2 международного пакта о гражданских и политических правах, Эстония обязалась уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые данным пактом, без какого бы то ни было различия, в том числе по признаку языка и национального происхождения.

Как утверждают депутаты, эта статья возлагает на Эстонию обязательство принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами для принятия таких законодательных или других мер для осуществления прав, признаваемых настоящим пактом. Нарвское городское собрание предложило правительству Эстонской Республики найти возможность в ближайшее время в соответствии с вышеупомянутыми международными договорами и конституцией Эстонской Республики, исправить несоответствие между ратифицированными парламентом международными договорами и законами Эстонской Республики.