"У Красноярского края появился активный лоббист в Совете федерации".

(Коммерсантъ. 27.05.04. А.Видишев)

Вчера представитель красноярского губернатора в Совете федерации (СФ) Павел Федирко сложил свои полномочия. Вместо него администрацию края в верхней палате будет представлять Игорь Каменский. Как считают в крае, на новом посту господину Каменскому предстоит проявить свои лоббистские возможности, столь необходимые в условиях радикальной перестройки межбюджетных отношений центра и регионов.

Ъ Игорь Каменский родился 25 января 1968 года. Ранее входил в состав правления ОНЭКСИМ-банка, занимал пост вице-президента Росбанка. В декабре 1999 года баллотировался в Госдуму по списку политического движения "Духовное наследие" (0,1% голосов и 24-е место). Увлекается музыкой. По сообщениям некоторых СМИ, готов был заплатить $100 тыс. продюсерам мюзикла "Собор Парижской Богоматери", чтобы ему разрешили один раз выступить в роли Квазимодо.

С работой в СФ господин Каменский хорошо знаком: ранее он представлял в верхней палате народное собрание Ингушетии, однако в марте этого года уступил эту должность бывшему представителю России в Евросоюзе Василию Лихачеву. Без работы господин Каменский оставался недолго. Вчера законодательное собрание Красноярского края утвердило его представителем губернатора в СФ. Кандидатуру нового сенатора, предложенную губернатором Александром Хлопониным, депутаты приняли без обсуждения и утвердили большинством голосов.

В СФ господин Каменский сменит Павла Федирко, который покинул пост сенатора по собственному желанию. Ему 72 года и, как пояснил "Ъ" заместитель красноярского губернатора, Анатолий Тихонов, он давно хотел перейти на работу поспокойнее.

Поэтому замену своему представителю в СФ губернатор Хлопонин начал искать еще полгода назад. На господина Каменского выбор пал неслучайно: в последнее время он работал советником красноярского губернатора по вопросам региональной политики и взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, как подчеркнул господин Тихонов, Игорь Каменский очень хорошо зарекомендовал себя, еще будучи сенатором от Ингушетии, в частности, "имея хорошие связи в правительстве, быстро отладил систему взаимодействия республики с федеральными властями". Аналогичные задачи поставила перед новым сенатором и администрация Красноярского края. "Мы надеемся, что с назначением Игоря Каменского позиции края на федеральном уровне усилятся", - заявил "Ъ" господин Тихонов.

Представитель законодательного собрания Красноярского края в СФ Вячеслав Новиков выразил сожаление, что из верхней палаты уходит такой человек, как Павел Федирко. Впрочем, сенатор также отдал должное лоббистским возможностям господина Каменского: "Хотя эмоционально с переходом Федирко на другую работу трудно согласиться, логику нового кадрового решения губернатора я понимаю, - отметил господин Новиков. - В условиях радикальной перестройки межбюджетных отношений центра и регионов как никогда важно умение "пробить" на федеральном уровне те или иные решения, защищающие интересы края. А Игоря Каменского я знаю как активного лоббиста в хорошем смысле этого слова, известного в правительстве и в администрации президента".

"Горыныч гуляет по России".

(Трибуна. 27.05.04. В.Пырх)

Пожары стали горькой обыденностью.

Это случилось в разгар рабочего дня, когда многие жители поселка Балахтон копались на своих приусадебных участках. Дым повалил из дома Якова Первушина. - Я как раз зашел в избу передохнуть, - рассказывает он, - включил телевизор и вдруг крики: "Горим! Горим!" Еле успел выскочить...

По какой причине во дворе у Первушина загорелась стайка, сейчас выясняет следствие. Близко стоявшие дома пламя охватило одним махом. Люди бросились спасать добро. В окна полетели одежда, посуда, мебель... И хотя вызванный по тревоге пожарный расчет прибыл через шесть минут, в поселке полыхало с десяток домов. Только через пять часов пожарным удалось погасить пожар.

В итоге девятнадцать человек, в том числе шестеро детей, остались без крыши над головой. Некоторым не удалось спасти даже документы...

- Конечно, один на один с бедой люди не останутся, - говорит глава администрации Козульского района Валерий Чепрасов. - Поможет район, да и губернатор в беде не оставит. По стечению обстоятельств именно в этот день Александр Хлопонин посещал село Казачинское, где год назад пожар уничтожил более полусотни домов.

Тогда по призыву губернатора помочь погорельцам вызвались многие строительные фирмы - к осени все пострадавшие въехали в новые дома. Вот он и решил проверить, как перезимовали погорельцы.

Сибирскую зиму новые дома выдержали. Но, узнав о новой беде, теперь уже в другом районе края, губернатор не мог скрыть горечи. Он обратился к жителям края: будьте осторожны с огнем! Сейчас, по весне, сухая трава - как спичка...

Беспечность, с которой люди порой обращаются с огнем, и впрямь не может не поражать. Сам видел, как рядом с деревянными строениями старушки раскладывают такие кострища, что дым коромыслом.

И еще факты. С начала этого года на территории Красноярского края произошло 1822 пожара. В огне погибли 183 человека.

"Заживем ли вдвое богаче?".

("Красноярский рабочий", 27.05.04, Петр Васильев)

Вчера депутатам Законодательного Собрания края была впервые представлена программа социально-экономического развития Красноярья до 2010 года. Презентация долгожданного документа прошла во время заседания координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов госвласти и местного самоуправления.

Над проектом программы трудилось несколько рабочих групп под руководством главы Красноярска Петра Пимашкова. Были задействованы замы губернатора, специалисты отраслевых управлений краевой администрации, главы городов и районов, руководители общественных объединений и научных организаций, а также коллектив научных сотрудников академии бюджета и казначейства Минфина. Разработать программу социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу Совет администрации решил еще в начале прошлого года. С тех пор в адрес краевой администрации поступило свыше двухсот обращений от граждан и предприятий с рекомендациями и предложениями, которые были учтены. Кроме того, использованы результаты 13 научно-исследовательских работ по актуальным проблемам отраслевого развития и изучению общеэкономических процессов в крае. Также учтены замечания и дополнения, внесенные на III съезде депутатов края.

Программа преследует три стратегические цели. Во-первых, предполагается создать необходимые условия для устойчивого роста экономики края в целом и ежегодного увеличения валового регионального продукта не менее чем на 6-11 процентов. Этому должно способствовать обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, диверсификация структуры экономики и использование природного потенциала края.

Во-вторых, планируется повысить конкурентоспособность экономики Красноярья и добиться высокого качества экономического роста за счет стимулирования выпуска промышленной продукции с более глубокой переработкой сырья и большей долей добавленной стоимости.

В-третьих, - и это, пожалуй, самое важное для красноярцев - должно повыситься качество жизни. Реальные денежные доходы населения, как ожидается, возрастут не менее чем вдвое, будет сформирована благоприятная социальная среда для всестороннего развития личности. Хотелось бы верить...

"С надеждой на депутатов".

("Красноярский рабочий", 27.05.04, Светлана Терентьева)

За пять месяцев 2004 года в Законодательное собрание края поступило более тысячи обращений граждан. В основном это пенсионеры (337 человек), много вопросов задают преподаватели школ и вузов, рабочие, руководители предприятий, медики, безработные. Больше всего жителей края волнуют вопросы соблюдения законности и правопорядка - на эту тему поступило более 360 обращений. По-прежнему актуальны проблемы предоставления льгот и социальной помощи, выделения и ремонта жилья, вопросы ЖКХ. Среди депутатов, получивших наибольшее количество писем, жалоб и личных обращений,- Юрий Абакумов, Александр Усс, Валерий Усаков, Марина Добровольская, Юрий Швыткин, Олег Пащенко, Светлана Андронова, Анатолий Ромашов, Алексей Клешко.

ЛЬГОТЫ ПЕДАГОГАМ НЕ ОТМЕНИЛИ

И.о. председателя Енисейской территориальной организации профсоюзов работников народного образования и науки Н. В. Колокольникова обратилась с вопросом о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг педагогам, проживающим в сельской местности.

Депутат Законодательного Собрания Светлана Андронова направила соответствующий запрос первому заместителю губернатора края Василию Кузубову, в котором указала, что до апреля 2004 года в территории края так и не было направлено письмо с рекомендациями, выработанными на совещании по финансированию коммунальных льгот работникам бюджетной сферы.

13 мая был получен ответ, в котором сообщается, что направлено письмо главам городов и районов с рекомендациями о предоставлении льгот в пределах ассигнований, предусмотренных краевым бюджетом на 2004 год. Возмещение расходов муниципальных бюджетов на эти цели будет осуществляться по мере поступления отчетов с территорий в главное финансовое управление.

Вместе с тем разработан проект закона края "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", который сейчас проходит процедуру согласования в Совете администрации. В случае его принятия новый порядок предоставления льгот начнет работать с 1 января 2005 года.

ДОРОГАЯ МАРИНА

"Журналисту, депутату, юристу Марине Добровольской от фронтовика ВОВ, ветерана труда с 52-летним стажем Матеншина Николая Ивановича. Дорогая Марина..."

Так начал свое письмо депутату ЗС фронтовик, проживающий в Курагине. Дальше на 15 страницах рассказ о походах, далеко не боевых. Не одного чиновника обошел Николай Иванович с просьбой о том, чтобы подвели к дому воду. Только после того, как Марина Добровольская подключилась к решению этой проблемы - для ветерана совсем не пустяковой - водопровод к дому провели. Правда, сначала специалистам управления по госстроительству и местному самоуправлению администрации края пришлось выехать на место и, как пишет депутату первый заместитель губернатора Василий Кузубов, "провести беседу с главой Курагинского района Л. А. Марченко". Жаль, что фронтовику накануне Дня Победы пришлось находить понимание у местного руководства только с помощью "собеседования" с краевыми властями.

"Почему ушел Сергей Блинов?".

("Сегодняшняя газета", 27.05.04)

СЕРГЕЙ Блинов больше не является депутатом Законодательного Собрания Красноярского края и членом блока Быкова. Депутаты проголосовали за то, чтобы снять с него полномочия. Официально Блинов принял решение об уходе добровольно. Никаких комментариев по этому поводу он не давал, ни на кого не жаловался. Но СМИ сразу же выдвинули версию, будто причиной ухода Блинова из политики стали его идейные разногласия с главой блока - Анатолием Быковым.

Однако даже буйная журналистская фантазия не могла ничего конкретного придумать, чтобы наполнить в данном случае термин "идейные разногласия" хотя бы какой-то конкретикой. Если и пробежала кошка меж двумя известными персонами, то явно не в области высоких материй.

Лидер блока имени самого себя Анатолий Быков "СМИшные" домыслы на днях опроверг, заявив однозначно, что никаких недоразумений или тем паче ссор между ним и Блиновым не было и не могло быть, потому как в рядах быковцев всегда полный порядок, и никаких дрязг не может быть в принципе. Анатолий Петрович даже не преминул привести сравнение, заверив, что такого, как меж коммунистами Зюгановым и Юрчиком, он никогда в своем блоке не допустит. Не верить лидеру фракции оснований нет. Но и не верится, будто ему неизвестна причина добровольной отставки соратника, который сейчас находится в Москве и, говорят, оформляет германскую визу.

Быков огласил лишь вариант причины, по которой Блинов покинул краевой парламент. Мол, наверное, он осознал, что большая политика не его дело, почувствовал, вероятно, что он не на своем месте и решился уйти. Объяснил Быков и причину, заставившую бывшего спортивного функционера некогда двинуться в ЗС: к этому, дескать, его могли подтолкнуть плачевные события с футбольным клубом "Металлург", президентом которого был в свое время Блинов. Начались неурядицы, гонения - вот парень и обиделся, ушел в политику.

Версия стройная, но смущает тот факт, что Сергей Блинов, решив покинуть парламент, ничего конкретного не сказал своим товарищам по борьбе. Даже лидеру, получается, не объяснил своего поступка, иначе бы Быков не гадал, что же явилось причиной, а сказал бы о ней прямо. Скорее всего, прессе была предложена "дипломатическая" версия ухода Сергея Блинова, возглавлявшего в ЗС комиссию по культуре и спорту. А об истинной приходится только догадываться.

Надо полагать, культура эту утрату не заметит. Спорт - тоже. А блок Быкова найдет Блинову замену: свято место пусто не бывает.

"Модные тенденции текущей политики".

("Сегодняшняя газета", 27.05.04, Максим Глазунов)

Депутаты, улыбаясь представителям исполнительной власти, потихоньку отрывают топор войны.

Администрирование по-модному

Почему затевается структурная реформа администрации, которую презентовал на минувшей сессии ЗС заместитель губернатора Сергей Сокол? Ответ прост - потому что это модно.

Новый премьер с чего начал? С перетряски структуры всего правительства. Оптимизирует рабочий процесс и улучшает управляемость. Наши сигнал приняли и бросились делать то же самое: оптимизировать и улучшать. На практике это будет выглядеть так. Было, к примеру, в администрации управление по делам печати и информации. Оно будет упразднено, и на его месте будет создан соответствующий департамент. Департамент обозначает как бы направление работы. Возглавит его профильный заместитель губернатора - Юрий Павлович Олейников. Ему будут подчиняться агентство и служба соответствующей направленности. Первое возьмет на себя нелегкое бремя рулить государевой собственностью - районными газетами, системой "Енисей", типографиями, Домом журналиста и т.п. Последняя будет выполнять функции пресс-службы, заниматься пиаром администрации и мониторингом СМИ. Все вместе это достаточно толково и абсолютно бессмысленно. Чтобы понять почему, не нужно строить какие-то долгие рассуждения - достаточно вспомнить Крылова и его басню про квартет. Поскольку на новые места придут старые люди, с теми же методами работы и с тем же самым пониманием целей и задач. Делается же все это исключительно для того, чтобы соответствовать федеральной тенденции. Ну, еще чтобы губернаторского любимца Сергея Сокола чем-нибудь масштабным занять. Чтобы не заскучал совсем на государевой службе.

Чем хуже, тем лучше

В общем, обычная имитация бурной деятельности. Столь же бесполезная, сколь и безвредная. Впрочем, не все депутаты так считают. Интересно, что наиболее жестко и последовательно критиковали административную реформу бывшие союзники "северян" - лебединцы. Игорь Захаров назвал ее форменным самоубийством. Он и его товарищи по фракции считают, что перетряска всего управленческого аппарата парализует исполнительную власть не на три месяца, как заявляется, а минимум на год. Дескать, Лебедя много критиковали за то, что он часто менял заместителей, и это мешало нормальной работе администрации; здесь же предлагается сделать нечто худшее: поменять "всех на всех", изменив структуру аппарата сверху донизу.

Приводился и аргумент, что административное устройство - это только инструмент для решения стоящих перед краем задач. Задачи же эти до сих пор ясно не определены, программа социально-экономического развития края не доработана и не принята. Экий наивный взгляд на жизнь - как будто что-то у нас делается для достижения реальных целей и решения действительных задач!

И, тем не менее, критика Захарова сотоварищи наиболее конструктивна, потому как содержательна и направлена на то, чтобы работу администрации реально улучшить. А вот другое крыло депутатского корпуса, неформальным лидером которого является Александр Усс, как-то подозрительно дружно одобрило все мероприятия, затеваемые Соколом. При этом нельзя обвинить Клешко или того же Усса в отсутствии административного опыта и политической прозорливости. Так что, они не понимают, как скажется на управляемости такая реформа? Понимают, но одобряют. И возможные мотивы здесь те же самые, что и во времена Александра Лебедя: чем хуже, тем лучше. Если управленческая беспомощность краевой администрации действительно продлится целый год, как предрекает Захаров, к референдуму по объединению края и даже - чем черт не шутит! - к выборам органов власти нового субъекта Федерации команда Хлопонина подойдет с такими экономическими результатами, что воевать с ней будет не просто, а очень просто.

Острый приступ "нашизма"

А под конец сессии случился весьма примечательный эмоциональный выброс, который ясно дает понять, каковы действительные взаимоотношения исполнительной и представительной ветвей власти. На трибуне в тот момент находился первый "вице" Лев Кузнецов, который докладывал о ситуации на цементном заводе, недавно купленном, как известно, кемеровчанами. Слово за слово, Пащенко спросил, не собирается ли администрация края прикупить что-нибудь в соседних областях, Кемеровской или Иркутской? Кузнецов ответил, что таких планов нет. Ну и понеслась: вы такие-сякие, чужие для Красноярска люди, временщики, вас не волнует, что вы здесь оставите после себя...

Собственно, это было уже последней каплей. До этого был "наезд" на управление по сельскому хозяйству, до того еще команде губернатора досталось на орехи за ситуацию с птицефабрикой. Все это так или иначе било по тому человеку, который отвечает за доходную часть бюджета - Льву Кузнецову. Ну он и не выдержал, сказал то, что думал. Что судить о людях надо не по месту прописки, а по делам. Что когда в край пришла новая команда, экономика лежала на боку, вяло дрыгая рахитичными ножками. Что это именно команда Хлопонина поставила ее на ноги и худо-бедно запустила все экономические механизмы, которые сегодня уже работают с нормальной отдачей. Ну и все такое прочее. И вот тут-то по рядам депутатов пробежал уже нешуточный гул. Возмутился даже всегда лояльный к исполнительной власти Абакумов. В воздухе зримо запахло конфронтацией, вполне в духе приснопамятных лебедевских времен.

Сильное слабое звено

Думается, все это значит одну неприятную вещь. Конечно, взаимный выплеск эмоций был, по сути, случаен и специально не готовился. Но произошедшее прекрасно дает понять, что творится в душах и головах у представителей депутатского корпуса. Что экономические успехи губернаторской команды там вовсе не считают самими собой разумеющимися. Что неприязнь к "чужакам" по-прежнему жива и взрывоопасна, и ждет только случая, чтобы полыхнуть новым пожаром ненависти. Пащенко, этот инфант террибль депутатского корпуса, как всегда выпалил то, что другие еще не решились сформулировать, может быть, даже сами для себя. И это значит, что новая война на старую тему не за горами.

Второй вывод - "группа Усса", похоже, выбрала в администрации Хлопонина "слабое звено". Как это часто бывает и в подобных телешоу, им стал самый сильный персонаж в команде - первый вице-губернатор Лев Кузнецов. Иначе как объяснить тот факт, что в последнее время ему прилетает чаще и сильнее всех прочих? Кузнецов еще потому идеально подходит на роль "слабого звена", что ему проще всего устроить неприятности вплоть до отстранения от должности. По краевым законам депутатам достаточно лишь дважды выразить ему недоверие - и губернатор будет вынужден уволить своего первого зама. Если учесть, что основной воз текущей работы тащит в администрации края именно этот человек, не зря прозванный за глаза Пентиумом, становится понятно, что именно здесь можно нанести по команде Хлопонина наиболее ощутимый удар. И депутаты, судя по всему, это понимают. Не зря же они раз за разом поднимают промышленную тему, а направление, например, Юрия Олейникова, критикуется крайне редко. Если мне не изменяет память, сам Юрий Павлович еще вообще ни разу не был извлечен на депутатскую трибуну для показательной порки. Думается, Усс и его единомышленники в этом случае умело играют на внутренних противоречиях между "кланами", существующими в команде Хлопонина. Не секрет, что Олейников изначально хотел занять ту должность, которую, в конечном итоге, занял Кузнецов, его же отодвинули от реальных денежных потоков, бросив на участок публичной политики и СМИ. Так что, вполне возможно, цели у него на данном этапе с Уссом и его соратниками не то чтобы абсолютно сходятся, но определенно лежат где-то рядом. А это значит, что поджигатели войны находятся не только вовне, но и внутри администрации Хлопонина. И сохранить хрупкий политический мир в этих условиях - задача неимоверно сложная.

"Федирко станет советником Хлопонина".

("Красноярский рабочий", 27.05.04, Эрих Пырх)

Одним из значимых вопросов повестки третьего заседания X сессии Законодательного Собрания стала корректировка краевого бюджета на 2004 год.

Параметры основного финансового документа края остались прежними, были лишь внесены изменения в две статьи. В основном они касаются расширения полномочий главного финуправления, которое получило право уточнять роспись доходов и расходов краевого бюджета в ходе исполнения соответствующего закона. По признанию замгубернатора, начальника ГФУ Александра Новака, это сделано главным образом для того, чтобы, не дожидаясь корректировки бюджета, финансировать краевые целевые программы. Предложенный депутатам законопроект был принят, не прошла только поправка председателя профильной комиссии Валерия Семенова, которая распространяла упомянутое право ГФУ и на случаи ликвидации действующих органов исполнительной власти края. Юрий Абакумов заподозрил, что эта поправка позволила бы в обход ЗС "тихой сапой финансировать новую структуру Совета администрации", созданную в рамках обсуждавшейся на сессии реформы исполнительной власти края.

Кроме того, принятый законопроект предусматривает выделение бюджетных средств на погашение задолженности перед ОАО "Красноярскнефтепродукт". Как пояснил Новак, это обусловлено тем, что заключено мировое соглашение между "Юкосом" и КНП и соглашение о реструктуризации задолженности между КНП и ГП "Сельхозобъединение" с трехгодичным сроком погашения. В нынешнем году названное госпредприятие обязалось выплатить свыше 60 миллионов рублей, и теперь это, само собой, стало заботой краевого бюджета.

После обеда депутаты приняли в двух чтениях законопроект о внесении изменений в закон "О краевой целевой программе "Строительство жилья взамен ветхого и аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2002-2005 годы". Намечен снос около 314 тысяч квадратных метров ветхого и аварийного жилья, ввод в эксплуатацию 132 тысяч кв. м нового жилья, приобретение около 35 тысяч кв. м готового жилья, новоселами должны стать 9259 человек.

Депутаты единодушно проголосовали за законопроект "О материальном обеспечении вдовы Шпиллера И. В.", внесли изменения в законы о госпомощи людям, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе "Север на Юг".

Замгубернатора Виталий Бобров рассказал о работе по выполнению соглашения, заключенного краевой администрацией с СУЭК. Другой зам Хлопонина, Виктор Раздуев, доложил о выполнении постановлений ЗС по материалам проверок Счетной палатой деятельности администрации по управлению региональным фондом зерна и по результатам проверки ГП "Сельхозобъединение". Выяснилось, что эти постановления практически не выполняются, выявленная недостача зерна в размере 58,5 тысячи тонн до сих пор не компенсирована. Поэтому на сессии было принято еще одно постановление - депутаты порекомендовали администрации провести служебное расследование. Хорошо, если этот документ не постигнет участь предыдущих. Также Раздуев рассказал о ходе проведения весенне-полевых работ и о состоянии и перспективах развития птицефабрик края, являющихся государственными унитарными предприятиями. Народные избранники весьма эмоционально обсудили перспективы развития птицеводческого комплекса в крае и решили создать депутатскую комиссию, которой поручено глубоко изучить ситуацию в отрасли и представить собранные материалы на следующее заседание сессии.

Парламентарии удовлетворили заявление председателя постоянной комиссии ЗС по культуре, спорту и туризму Сергея Блинова о досрочном сложении им с себя полномочий депутата Законодательного Собрания края и приняли к сведению информацию Александра Хлопонина о том, что с июня Павел Федирко уже не будет представлять администрацию края в Совете Федерации. На эту должность назначат выходца из ОНЭКСИМ-банка Игоря Каменского, а Павел Стефанович станет советником губернатора края.

"Угольный остров в море проблем".

("Красноярский рабочий", 27.05.04)

В последнее время угольная тема вновь стала "популярной" в Законодательном собрании края. Собственно говоря, депутаты и так не выпускали ее из виду - как говорится, и рады бы забыть, да жизнь не дает, постоянно приходится с пристальным вниманием следить за тем, что происходит на угольных разрезах края. А тут еще на недавней сессии член совета директоров СУЭК Алексей Гаркуша рассказал о новой политике этой компании, потом в Шарыпове прошло совещание с социально-трудовым "уклоном". И опять на слуху все эти пакеты акций, объемы добычи, рынки сбыта, массовые высвобождения и так далее. Как будет дальше развиваться угольная отрасль края (если она будет развиваться вообще)? В поисках ответа на этот непростой вопрос давайте сначала совершим экскурс в историю.

Зачем СУЭК по сию пору платит за 18,4 процента акций КУК, отданных ей в траст администрацией Лебедя? Знающие люди говорят, что есть неофициальная информация о том, что 25,6-процентный пакет где-то "развалился" на две части, и СУЭК сама не может его "выцепить". Если бы у этой компании помимо 51 процента акций было бы еще 25,6 процента, она могла бы делать все что угодно без оглядки на краевые власти. Видимо, пока у нее нет такой возможности.

Число внутрикраевых покупателей топлива СУЭК уменьшилось за счет развития малых угольных разрезов (например, в Ирбейском районе), у которых более низкие цены. В СУЭК, где цена угля втрое превышает его себестоимость, объясняют это так - там, мол, конверты, у нас ведомости по зарплате, там нет профсоюзов, а у нас вон какие, мы соблюдаем технику безопасности, решаем социальные вопросы, потому и уголь такой дорогой выходит.

БЫЛО НЕ ВАШЕ - СТАЛО НАШЕ

Многие до сих пор свято уверены в том, что три мощных разреза - Бородинский, Березовский и Назаровский - искони были собственностью края, и горюют о том, что в начале нового столетия край эту собственность глупейшим образом профукал. На вопрос "кто виноват?" отвечают по-разному, в зависимости от политических пристрастий,- одни клянут на чем свет стоит администрацию Лебедя, другие кидают увесистые камни в огород Законодательного Собрания.

На самом деле все обстоит совсем не так, вернее, не совсем так. Эти угольные разрезы никогда не принадлежали краю, так что во время известных событий у него не было возможности полностью взять в свои руки управление Красноярской угольной компанией. В советскую эпоху госпредприятие "Красноярскуголь" являлось подразделением Минуглепрома. Когда в начале 90-х его акционировали, распределение пакетов было соответствующим и цифры в различных регионах России не слишком отличались. 76 процентов акций "Красноярскугля" осталось в федеральной собственности, 18,4 процента получил край, остальные ценные бумаги большей частью положили в свой сейф руководители отраслевых предприятий (под видом членов трудовых коллективов).

Вскоре на выручку российским реформаторам пришли забугорные благодетели - МБРР предложил правительству РФ кредит в 800 миллионов долларов для закрытия старых и потенциально опасных шахт. Условие получения кредита было пустяковым - приватизация угольной отрасли России. Правительство Черномырдина недолго думая заключило соответствующее соглашение, которое успешно работало при Кириенко. Затем маховик приватизации приостановил Примаков, но ненадолго - вторым документом, который подписал премьер Степашин, стало постановление о приватизации ряда угольных компаний, в том числе КУК. Шел 1999 год, в крае губернаторствовал Александр Лебедь. Он счел, что это не иначе как покушение на его права.

- Лебедь собрал совещание под девизом "ни шагу назад!", - вспоминает председатель постоянной комиссии ЗС по экономической политике и собственности Всеволод Севастьянов.- Ему пытались объяснить, что нечего геройствовать в одиночку, все уже решено "наверху". В конце концов "наверху" ему, видимо, и растолковали, что перечить не следует, и приватизация пошла на всех парах. У нас сработала схема лебедевского зама Петрушко. Она решала две задачи - с одной стороны, создавала преференции для края, а с другой - обеспечивала приватизацию в пользу конкретной структуры - "Катэкинвеста", создававшегося под эгидой Генералова. По моему убеждению, это была совершенная авантюра. За КУК надо было уплатить 30 миллионов долларов и поставить ленточный конвейер. Его отобрали за долги у Березовского разреза, и путем хитроумных манипуляций он оказался у структуры, аффилированной с "Катэкинвестом". Тот затем и выставил конвейер на конкурс как свою собственность.

Самое интересное, что для края эта авантюра была выгодна. По закону о приватизации государству нельзя было покупать акции, а комбинация Петрушко давала краю контроль над 25,6-процентным пакетом. К тому же 18,4 процента краевых акций никто не приватизировал (между прочим, в нарушение договоренностей с МБРР). То есть инвестор приобретал контрольный пакет акций КУК, а краю доставался 44-процентный блокирующий пакет, который помешал бы закрыть угольную компанию или принять другие кардинальные решения. По всем канонам такой расклад был нереален, однако в конце 1999 года, к вящему удивлению депутатов, проект проведения инвестиционного конкурса скрепил своей подписью глава правительства Путин. Через месяц он же продлил инвестору сроки выполнения инвестиционного договора.

Вывод первый. С учетом нынешней должности тогдашнего премьера и политической ситуации в стране нечего и думать о том, что может быть оспорена сомнительная приватизация "Катэкинвестом" контрольного пакета акций КУК. Его держатели вправе гордо именовать себя добросовестными приобретателями и не краснеть при этом.

ЧЕРНАЯ ДЫРА ОФФШОРА

Для Генералова угольный бизнес не являлся профильным, он его "раскрутил" и выгодно продал МДМ-группе. Новые хозяева в лице СУЭК начали действовать нахраписто - затеяли судебные процедуры по поводу незаконного получения краем 25,6-процентного пакета акций КУК и попутно уговорили Лебедя передать в доверительное управление 18,4 процента акций. Сам губернатор уговаривать депутатов не стал, а просто поставил их перед фактом, после того как прошли бурные сессии и стало ясно, что Законодательному Собранию такой траст, мягко говоря, не по вкусу. Возмущение парламентариев было проигнорировано, сделка заключена, и край полностью утратил контроль над угольными разрезами.

Хлопонин, придя к власти, поначалу поддержал попытки депутатов вернуть КУК в лоно края, точнее, опять-таки поправимся, вернуть не саму угольную компанию, которой у нас никогда и не было, а хотя бы "кровный" пакет акций. Тем более что новый собственник здорово "подставился", продав за бесценок некой оффшорной компании 60-процентные пакеты акций трех разрезов. Этой комбинацией заинтересовались органы внутренних дел, прокуратура. Краевой комитет по управлению госимуществом благополучно выиграл иск о признании ликвидации КУК незаконной по причине нарушения процедуры. Также составлен иск о возврате краю 25,6-процентного пакета акций КУК. Вполне выигрышным выглядел бы и иск о более чем сомнительной перепродаже акций разрезов. По решению суда можно было бы заставить СУЭК заплатить за эти акции рыночную цену, что весьма существенно пополнило бы краевой бюджет.

Как видим, кругом "бы" да "бы". Почему? А как в том тосте - есть возможность, но нет желания. Исполнительная власть края, как известно, решила дружить с олигархами, а потому битва за акции КУК признана нецелесообразной. Вместо этого заключено "мировое соглашение". Причем никаких правовых обязательств для СУЭК в нем не заложено, зато край росчерком пера великодушно согласовал компании передачу лицензии на добычу угля. Как бы то ни было, "репатриация" 44-процентного пакета акций, на которой настаивают некоторые депутаты ЗС, сейчас неактуальна. Краевая администрация предпочитает договариваться с ФПГ, а те в свою очередь охотно идут на переговоры, потому как оказаться на месте Ходорковского никому не хочется. Нашим властям остается уповать на то, что в ближайшее время политика, продекларированная президентом в отношении олигархов, не изменится в лучшую для последних сторону, иначе "договорная дружба" с СУЭК может разладиться.

Вывод второй. Администрации Хлопонина не нужна линия на сохранение КУК и возврат полновесного краевого пакета акций. Упомянутое соглашение предусматривает взаимодействие власти именно с СУЭК. Нынешний губернатор с этой компанией воевать не намерен. Но дружба с олигархами - штука непрочная.

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?

Нынче ситуация в угольной отрасли края неоднозначна. С одной стороны, СУЭК громогласно заявила о том, что пересмотрела свою деятельность и налаживает конструктивный диалог с властями. Вот-вот будет погашена задолженность разрезов, значительно увеличиваются налоговые отчисления на территории края за счет перераспределения прибыли компании, выстраивается социальная политика.

По оценке председателя постоянной комиссии ЗС по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи Светланы Андроновой, СУЭК действительно стала более ответственно подходить к своим социальным обязательствам. Руководители Шарыпова и Красноярского филиала СУЭК реализуют совместную программу. Компания передает администрации города неработающий кирпичный завод, где планируется создать до двухсот рабочих мест. СУЭК учредила стабилизационный фонд, откуда выплатила 20 миллионов рублей уволенным работникам. Нет прежнего противостояния с профсоюзами угольщиков, готовится новый коллективный договор. Компания направляет на лечение детей, собирается заняться оздоровлением рабочих.

- Но все это только примочки, так сказать, местная анестезия, - подчеркивает Андронова, - а рана-то кровоточит. Уж очень много безработных в городах угольщиков! Особенно накалена ситуация в Шарыпове, где уровень безработицы составляет 8,3 процента. В прошлом году там было уволено около 1200 угольщиков. Теперь на одну вакансию в городе претендуют ни много ни мало 45 человек. Впрочем, в Бородине уровень безработицы еще больше - 9,6 процента. В Назарове чуть легче - там "Сельмаш" работает, будет развиваться домостроение. В целом сейчас вот какая картина. На самом разрезе СУЭК все нормально, ситуация стабилизировалась, зарплату выдают. Но это лишь островок, а вокруг него - море проблем города, который задыхается в тисках безработицы. Не случайно до сих пор на контроле нашей комиссии резолюция публичных слушаний по Шарыпово, Бородино и Назарово, проведенных в прошлом году. Хорошо хоть, в этом году СУЭК заверила, что массовых увольнений в крае не будет. К слову, после совещания в Назарове с участием депутатов ЗС компания отказалась от намерения сократить 50 рабочих.

Заметим, что даже "добрые" "суэковцы" не могут зарекаться от грядущих увольнений, причем не по социальным, а по экономическим причинам. Дело в том, что рынок сбыта у компании относительно невелик (хотя она отправляет часть добытого топлива, к примеру, в Японию). Основным потребителям угля, Назаровской и Березовской ГРЭС, его нужно немного, соответственно потребности в электроэнергии. Меньше надо угля - меньше надо и рабочих. К тому же к пресловутой оптимизации компанию толкает вполне нормальное желание быть конкурентоспособной. Повышение производительности труда, интенсификация производства делают ненужными "лишние" рабочие места.

Вывод третий. Нынешнее затишье на разрезах грозит обернуться затишьем перед бурей. Социальные проблемы городов угольщиков никуда не девались, напротив, они чрезвычайно обострены прошлогодними массовыми увольнениями. И решить их местным властям явно не под силу. Здесь требуется помощь не только Законодательного Собрания, но и прежде всего краевой администрации. Иначе потом будет поздно, и никакие переговоры не помогут.

"Норильский никель" ищет молодых специалистов".

("Комсомольская правда" в Красноярске", 27.05.04)

24 мая в центре подготовки персонала состоялась ярмарка-презентация со студентами 5-х курсов дневной формы обучения Норильского индустриального института.

В ярмарке приняли участие студенты, обучающиеся по следующим специальностям: "Металлургия цветных металлов", "Обогащение полезных ископаемых", "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых". Основной задачей мероприятия стала популяризация для выпускников НИИ трудовой деятельности в структурных подразделениях Заполярного филиала компании "Норильский никель".

Норильский индустриальный институт изначально создавался как базовый вуз по подготовке специалистов для Норильского комбината. Выпускники НИИ - металлурги, обогатители, горняки, экономисты - успешно трудятся на различных предприятиях компании.

На металлургических и обогатительных переделах, в горном производстве ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" вводятся новые технологии, автоматизируются производственные процессы, что обуславливает потребность подразделений компании в специалистах, способных работать со сложными системами управления и контроля.

В настоящее время Норильский индустриальный институт - государственный технический вуз, готовящий специалистов по 18 специальностям с целевым направлением для предприятий ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель".

Для участия в ярмарке-презентации были приглашены руководители структурных подразделений компании, мастера, наставники, участники ДМС "Лидер", руководители цеха, участка, ОРП, руководители приемных директора по производственным и социально-трудовым вопросам структурных подразделений основного производства: РУ "Талнахское", РУ "Норильск-1", рудник "Октябрьский", рудник "Таймырский", ПООФ, медный завод, никелевый завод, НМЗ им. Б.И. Колесникова.

"Деньги через край".

("Известия-Красноярск", 27.05.04, Андрей Хохлов)

Власть региона намерена обогатить население за счет великих строек.

В 2010 году население Красноярского края станет вдвое богаче. А объем валового регионального продукта вырастет с 280,7 миллиарда до 600 - 900 миллиардов рублей: в зависимости от сценария развития цветной металлургии. Такова суть грандиозных планов краевой администрации, которая вчера представила депутатам всех уровней "Программу развития" нашей территории на шесть лет вперед. Этот документ хорошо известен в крае с прошлого года и проходил публичные слушания как минимум три раза - но, в отличие от прежних презентаций, чиновники исполнительной ветви власти на сей раз конкретизировали этапы пути к богатой жизни. Например, по словам главного реализатора программы вице-губернатора Эдхама Акбулатова, администрация возлагает базовые надежды на ввод в эксплуатацию крупнейших энергетических объектов: Богучанской ГЭС, Красноярской ТЭЦ-3, Сосновоборской ТЭЦ и третьего энергоблока Березовской ГРЭС-1. Поскольку все эти стройки имеют федеральное значение, можно констатировать - край поставил Россию в зависимость от собственного роста финансового благосостояния, что косвенно считается дипломатической победой команды Александра Хлопонина.

Мероприятие называлось длинно и непонятно - заседание координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Но в переводе на нормальный язык это означает, что группа ответственных чиновников встретилась с представителями законодательной власти краевого, городского и сельского уровней, дабы они донесли до избирателей колоссальную затею администрации - увеличить богатство Красноярского края и благосостояние народа, его населяющего, как минимум в два раза.

В стране с подобной идеей в последний раз выступал только Никита Хрущев, а в масштабах Красноярского края такого вообще никогда не было.

Но, учитывая путинскую декларацию на тему удвоения валового внутреннего продукта все к тому же 2010 году, следует, вероятно, сделать вывод: федеральный центр не возражает против апробации сибирской окраины в качестве социально-экономического полигона. К слову, накануне краха СССР Красноярск отрабатывал на собственном примере схемы выполнения так называемых "комплексных целевых программ" типа "красноярского миллиарда" или строительства экскаваторного производственного объединения.

Сегодня эксперты полагают, что исполнению многих деталей тех программ помешала исключительно политика, а экономически край сделал все, что требовалось: потенциал территории всегда был огромен. Следовательно, и сейчас есть шансы на двойное увеличение наших кошельков - если, конечно, не вмешаются внеэкономические факторы.

Специалисты краевой администрации тщательно поработали над деталями программы, "вбив" туда более двухсот мероприятий и указав в качестве необходимого условия принятие 80 законодательных актов. Но, к сожалению, этот многоходовой механизм крайне хрупок и уязвим - в первую очередь из-за цен на цветные металлы, диктуемые Лондонской биржей. Известно, что медно-никелевая и алюминиевая отрасли формируют бюджет края более чем на две трети, а точнее, на шестьдесят восемь процентов, что еще с конца прошлого века вызывало у властей сильнейшее беспокойство. К примеру, если главные потребители продукции "Норильского никеля" и КрАЗа, страны Юго-Восточной Азии, свернут импорт российского металлического сырья, регион постигнет катастрофа. Ведь к высокодоходным сферам у нас относится только торговля древесиной, которая реализуется потребителям из-за рубежа и в соседние регионы по преимуществу в круглом виде, а машиностроение, обработка, черная металлургия и легкая промышленность, по мнению руководителей края, пока еще неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. Все несырьевые предприятия региона построены в 60-70 годы, практически никакого технологического обновления там не велось, а с падением спроса на продукцию некоторые заводы просто погибли.

Вообще говоря, если повнимательнее присмотреться к общему состоянию экономики Красноярского края за вычетом оттуда цветной металлургии, поневоле приходится удивляться: почему местная власть не взялась за кардинальную реформу десятью-пятнадцатью годами раньше? Можно, естественно, возразить - разруха после перестройки, криминальная революция и прочие постимперские проблемы не позволили сразу перекроить экономическое одеяние региона. Однако тому есть сразу два возражения. Во-первых, из края вывезли десятки миллиардов долларов капитала самой различной генерации. А программа развития, если судить по данным Эдхама Акбулатова, стоит "всего" 55,4 миллиарда рублей в год. Могло бы и хватить. А во-вторых, такие территории, как Новгородская область или Краснодарский край, вообще живущие без сырья, в разгар 90-х привлекли миллиарды рублей туристических капвложений и построили "отверточные" производства с совместным капиталом. И сегодня их инвестиционная привлекательность на порядок выше, чем у нас. Мало того - потенциал выше. В докладе вице-губернатора, кстати, прозвучала печальная цифра: темпы роста краевой экономики ниже среднероссийских на 8 процентов. Это - прямой укор власти в собственный адрес. Мы еще не засеяли поле малого и среднего бизнеса и тем самым не создали гибкую, активно реагирующую на конъюнктуру рынка налоговую базу. Грубо говоря, три миллиона красноярцев сгрудились возле одной-единственной плавильной печи и греются там, пекут калачи и сушат над ней белье, не думая о том, что расчет на монополиста есть вчерашний день. Ни одна развитая страна так давно не живет.

Кроме уже упомянутого расчета на великие стройки по мере совершенствования "Программы" там появились еще две изюминки: печаль власти по поводу истощения местного банковского капитала и надежда на былых флагманов красноярской индустрии - "Бирюсу", "Красмаш", "Сибтяжмаш" и комбайновый заводы. Это гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, блокировать утечку денег в центр администрация может или отдав предпочтение одному сильному финансовому учреждению (скажем, "Росбанку"), или создав особые, льготные условия для местного капитала. А это - новый серьезный передел собственности. Во-вторых, для реанимации заводов также необходим специальный законодательный режим с финансовыми привилегиями (например, на тему энергоцен). Некоторые руководители предприятий уже стучатся в двери краевого парламента с подобными просьбами, что свидетельствует об особой животворности "Программы": она как будто уже исполняется снизу.

Уход от сырьевого имиджа

Из материалов, подготовленных специалистами администрации края к заседанию координационного совета: "Наличие спроса на продукцию дает возможность развития тех отраслей промышленности, в которых имеется значительный потенциал. К таким отраслям относятся: деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность. Развитие несырьевых секторов экономики позволит обеспечить рост ВВП края. Ожидается, что лесная промышленность к 2010 году увеличит объемы на 91 процент к уровню 2003 года; промышленность стройматериалов - на 110 процентов; пищевая отрасль - на 91 процент; машиностроение и металлообработка - на 56 процентов..."

Какой вклад может внести край в удвоение ВВП к 2010 году?

Александр ШВЕДОВ, заместитель председателя постоянной комиссии Законодательного собрания края по экономической политике и собственности:

- При нынешнем положении наш регион вряд ли что-то может сделать. Сейчас ежегодные темпы роста производства в крае ниже общероссийских - около четырех процентов. Связано это в первую очередь с тем, что наша промышленность имеет сырьевую ориентацию и сильно зависит от цен на Лондонской бирже. По прогнозам специалистов, в ближайшие два года будет обвал цен на цветные металлы и нефть. Наверно, этим и объясняются действия правительства по сокращению финансирования социальной сферы и перераспределению налогов в пользу федерации. Сами действия российской власти говорят о том, что никакого роста ВВП ожидать не стоит. Если взять Красноярский край, то, по расчетам экспертов, удвоить производство у нас возможно не ранее 2030 года. И это только в том случае, если темпы роста не будут падать. Краевым промышленникам нужно начинать заниматься переработкой, а не только продажей сырья. Кроме того, необходимо обратить внимание и начинать развивать перспективные отрасли, например, лесную.

Виктор ПОЛИЩУК, генеральный директор ОАО "Красноярская судостроительная верфь":

- Чтобы увеличивать ВВП, властям нужно больше внимания уделять развитию производства, а не пускать все на самотек. Необходима программа поддержки тех предприятий, которые сейчас пытаются выйти из кризиса. У нас простаивает или не использует на сто процентов свой производственный потенциал огромное количество заводов. Для того чтобы эти мощности были задействованы, краевые власти должны помогать находить заказы, налаживать контакты с потенциальными партнерами. Так, например, раньше у нас были планы кооперации между регионами и предприятиями. Сейчас все эти схемы разрушены. Практически нет никакого сотрудничества с соседними областями, например, с Иркутской и Новосибирской. И, возможно, не стоит все свои планы на будущее связывать с развитием северных территорий. Ведь и у нас, под боком, находятся предприятия, которые при должном подходе власти смогут приносить не меньшие прибыли.

Подготовила Юлия МАЛЫШЕВА

"Груз в пути. Сколько ему идти?".

("Известия-Промышленность-Красноярск", 27.05.04, Владимир Поляков, Георгий Баранов)

Система госзаказа предпочитает монополистов.

Словосочетание "северный завоз" стало нарицательным для жителей края, в шести территориях которого летом идет грузовая навигация. Открывается сезон обычно в первой половине мая, но в нынешнем году из-за плохих погодных условий сроки сдвинулись почти на две недели. Власти региона считают, что беспокоиться не о чем. Необходимые Северу двести пятьдесят тысяч тонн грузов будут доставлены, правда, в том случае, если не произойдет ничего экстраординарного.

По подсчетам специалистов КГУ "Служба государственного заказа Красноярского края", которое занимается организацией северного завоза, он обойдется бюджетам края и районов примерно в 630 миллионов рублей Сумма, казалось бы, не столь велика. Но и с ее сбором есть определенные трудности. Некоторые северные территории края до сих пор не рассчитались с генеральным перевозчиком администрации края, которым в этом году вновь стало ОАО "Енисейское речное пароходство". Тем не менее, заместитель директора КГУ "СГЗ КК" Андрей Грицевич считает, что северный завоз в этом году пройдет успешно.

- Разумеется, у районов могут возникнуть определенные финансовые затруднения при расчетах с перевозчиками и поставщиками грузов. К тому же сейчас администрациям районов нужно будет внести предоплату за уголь и ГСМ - 225 миллионов рублей. Эти деньги краевой бюджет готов в виде дотаций выделить из фонда финансовой поддержки территорий. Так что серьезного дефицита денежных средств мы не ожидаем.

Южно-Сибирское управление МАП сегодня напрямую работает со Службой госзаказа края: все документы на проведение тендеров на госзаказ предварительно проходят экспертизу в МАП. По словам Андрея Грицевича, конкурсы среди поставщиков и перевозчиков грузов проходят в строгом соответствии с буквой закона.

- Всего на конкурс было выставлено 3 лота на поставку угля и ГСМ для 6 районов края. Лот на поставку ГСМ выиграло ОАО "Красноярск-нефтепродукт". Эти грузы будут накапливаться в Абалакове, а уже оттуда речники начнут переправлять их на Север. Лот по углю выиграло Енисейское речное пароходство. Оно само закупало уголь в Хакасии. Груз уже готов к отправлению.

Кстати, еще в середине апреля в администрации края прошло большое совещание на тему "Начало навигации на Енисее вообще, и подготовка северного завоза в частности". Beл его заместитель губернатора края Виталий Бобров, не так давно сменивший кресло председателя правления ЗФ "Норильского никеля" на кресло государственного чиновника. Во избежание различных казусов (для Виталия Павловича это дело новое, вдруг что-то лишнее скажет) прессу оставили за закрытыми дверями, разрешив только протокольные съемки После совещания Бобров, отвечая на вопросы журналистов, был крайне лаконичен, но дал понять -все идет по плану и волноваться не стоит Енисейское речное пароходство собирается задействовать в северном завозе пятьсот судов из имеющихся девятисот

Стоит отметить, что большинству мелких перевозчиков-речников в праве участия в навигации было отказано. Как раз перед началом навигации транспортная инспекция края провела тотальную проверку на всех частных енисейских судовых компаниях на предмет соответствия Госстандартам, после чего "на плаву" остались считанные единицы. Впрочем, и они не смогут составить серьезную конкуренцию Енисейскому пароходству, потому что не располагают необходимой для осуществления северного завоза инфраструктурой.

Еще одно важное условие, которое должны выполнять участники северного завоза - отказ от услуг различных фирм-посредников. Компании, выигравшие тендер, стараются это правило не нарушать. Закупая товары напрямую у производителей, их доставляют до самых дверей получателя. Это значительно экономит бюджетные средства, выделяемые на северный завоз. Сейчас главная задача работающих на северном завозе предприятий -доставить грузы в те районы края, где "большая вода" держится совсем недолго после таяния снегов. Так, завоз в Эвенкию должен быть закончен примерно к середине июля. Зато до Диксона суда будут ходить до сентября.

Кит и рыбка помельче

Сергей ШТАТСКИЙ, начальник коммерческого отдела ЗАО "Веал" (организация перевозок грузов по Енисею):

- Енисейское пароходство из года в год выигрывает тендер на доставку грузов на Север, так как располагает разнообразным подвижным составом: оно может перевозить нефть, уголь, топливо и т. п. Однако в том, что касается перевозки, например, продуктов питания, конкуренция на рынке большая, поскольку специально оборудованные суда для этого не требуются. Поэтому Енисейское речное пароходство можно назвать монополистом только в перевозке определенных видов грузов. Конкуренцию ему в области контейнерных перевозок составляют многие компании, у которой есть свой парк. А мы занимаемся только организацией перевозок и работаем со многими предприятиями.

Павел РУДЕНКО, коммерческий директор компании "Транзит СВ" (доставка грузов по Енисею):

- Сегодня на этом рынке конкуренция очень большая, но - между мелкими перевозчиками. На Енисее работают около 50 фирм. Но они с Енисейским пароходством не соперничают, просто не пересекаются. Это компания "Норильского никеля", заказы которого на доставку грузов она и выполняет. Вообще, ни одной другой фирме-перевозчику такие объемы не по силам. Так что, нам вполне комфортно работается рядом с пароходством. У нас свои клиенты, у него - свои. Мы выполняем "мелкие" заказы. Вот если нам удастся выйти на этот уровень, тогда -да. Станем конкурентами.

СПРАВКА

В течение марта КГУ "Служба государственного заказа Красноярского края" проводило конкурс на поставку топлива на север. На торги были выставлены три лота: № 1 - горюче-смазочные материалы в количестве 45 тысяч тонн, № 2 - каменный уголь в количестве 133 тысяч тонн, № 3 - каменный уголь в количестве 31 тысяч тонн для нужд Мотыгинского района. Заявки на участие в конкурсе представили 7 предприятий: ОАО "Енисейское речное пароходство", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", 000 "Магнат-РД", ЗАО "Таймырская топливная компания", ООО "Крайсеверкомплект", Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель". Согласно итогам торгов общая стоимость северного завоза в Красноярском крае составит 684,3 миллиона рублей. А в Эвенкийском автономном округе в тендере учувствовали 39 фирм. В лоте № 1 по поставкам угля победила фирма "Крайсеверкомплект", по поставкам ГСМ уже второй год победителем является торговый дом "ЮКОС-М". В лоте № 4 "Услуги и перевозки" - три победителя: ГО "Енисейречтранс", ОАО "Енисейское речное пароходство" и ООО "Причал". Результаты тендера на операторские услуги (лот № 5): "Торгово-закупочный центр" Илимпийского района, Ванаварское потребительское общество и Байкитское потребительское общество. По лоту № 3 на поставку продуктов питания победили четыре фирмы: 000 "Ачинские хлебопродукты" (поставка муки), ООО "Северная оптовая торговая база".