Имеет ли право кинематограф переносить на экран сюжеты Евангелия? Может ли актер играть роли святых и воплощать самый священный в христианстве образ Иисуса Христа? Какие нравственные задачи должен решать кинематограф сегодня? Эти и другие вопросы обсуждали 25 мая участники "круглого стола" "Искусство, лицедейство и Всевышний", который прошел в Иркутске в рамках международного фестиваля "Золотой Витязь".

"Когда я задумал фильм по Евангелию, то говорил со многими духовными лицами, и все они были единодушны во мнении, что кинематограф не должен затрагивать святые темы, а актеры - прикасаться к тому, что для них непостижимо, - такими словами открыл заседание президент международного кинофестиваля "Золотой Витязь", народный артист России Николай Бурляев. - Но кинематограф есть, и он воздействует на миллионы зрителей. Если он может пропагандировать зло и насилие, то почему бы не обратить его во благо?"

По словам заведующего кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета протоиерея Ростислава Мороза из Владивостока, за всю свою историю до настоящего времени церковь никогда не пренебрегала современными средствами воздействия. Например, первой в мире печатной книгой была Библия. "К воплощению евангельских сюжетов в кинематографе я отношусь скорее положительно, - отметил отец Ростислав Мороз. - Я считаю, что это сильнейшее средство миссионерской проповеди".

По случайному совпадению церковь Владимирской Богоматери, настоятелем которой является отец Ростислав, разместилась в здании заброшенного кинотеатра. Когда кинотеатр был преобразован в храм, священнослужители решили оставить кинозал для миссионерских нужд церкви. В храме регулярно проводятся кинопоказы, на которых люди, далекие от церкви, приобщаются к христианской вере.

Отец Андрей Юревич, настоятель Крестовоздвиженского храма в городе Лесосибирск, считает, что сегодня люди искусства отошли от своей миссии - нести людям истину, потеряли себя, ударились в коммерцию. "Я бы сравнил человечество с пассажирами огромного состава, который идет по определенному пути, - сказал отец Андрей. - У людей в поезде иллюзия свободы, несмотря на то, что поезд движется по рельсам в неизвестность. На пути у состава возникает множество развилок, на которых он меняет направление. Рельсы на этих развилках переводят стрелочники. Эти стрелочники и есть люди искусства, способные изменить путь человечества".

Участники "круглого стола" также высказали свои мнения о нашумевшем фильме Мэла Гибсона "Страсти Христовы". Рубежным и эпохальным назвал его Николай Бурляев. По словам артиста, до этого времени ни один подобный фильм не вызывал у него доверия. Отец Андрей Юревич отметил, что фильм неоднозначно воспринят церковными деятелями скорее всего потому, что он не может произвести переворота в душе священнослужителя, так как духовные лица постоянно читают о страстях Христовых в первоисточнике. Но как средство воздействия на далеких от христианской веры людей фильм трудно переоценить. Участники "круглого стола" не считают фильм жестоким и кровавым, они полагают, что он является приближенным к документальному изложению событий. Об этом сообщает ИА Байкальская служба новостей.