Заканчивается учебный год. Традиционные итоговые оценки получают не только школьники, но и учителя, руководители образовательных учреждений. На коллегии управления образования и науки Белгородской области подводились итоги работы по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров в 2003-2004 учебном году.

Вопросы аттестации и аккредитации остаются для педагогов, пожалуй, самыми болезненными. Да и не обсуждались они прежде на коллегиях управления образования. С основным докладом выступил начальник отдела по лицензированию и аттестации управления образования и науки Сергей Андреевич Краплин. С.А.Крапивин подробно проанализировал значительную работу, проделанную отделом лицензирования и аттестации по всем направлениям деятельности.

Лицензирование образовательных учреждений.

С апреля по декабрь 2003г. проведено обследование более 620 школ, детских садов, других учреждений, ведущих образовательную деятельность - в ходе проверок были выявлены нарушения в хранении и оформлении трудовых книжек работников; неправильном хранении реактивов в кабинете химии, зачастую из-за незнания этих требований учителем; нарушение электробезопасности в кабинетах физики и мастерских и другие. Большая часть этих нарушений легко устранима силами работников учреждений образования и не требует особых финансовых затрат, зачастую квалифицируется как халатность в работе лиц, ответственных за определенный участок работы.

Всего же за 2003-2004 учебный год прошли аттестацию 310 учреждений образования. Последнее время наблюдается тенденция смены названия общеобразовательной школы на лицей или гимназию, но все ли учебные заведения соответствуют статусу так называемого образовательного учреждения повышенного уровня? По итогам проверок, оказалось, что нет. Областная комиссия по аккредитации проводит работу по установлению статуса образовательных учреждений, их типа, вида, категории. Гимназии отличаются от школ гуманитарной направленностью, здесь 50% предметов гуманитарного цикла изучаются углублённо, в лицеях более основательно (а именно на 50% больше) преподаются предметы естественно-научного и технического профиля. Школы с углублённым изучением отдельных предметов - 30 % предметов различного цикла преподают по углублённой программе. После проверок оказалось, что не все образовательные учреждения повышенного уровня качественно дают этот уровень.

Во многих учреждениях не выполняется практическая часть программ по химии, физики из-за отсутствия химических реактивов и лабораторного оборудования. Не полностью выполняется практическая часть по географии, т.к. учреждения в недостаточном количестве обеспечены глобусами, картами, отсутствуют новейшие карты по истории. В кабинетах биологии бедный ассортимент комнатных растений. Так, анализ проведённых контрольных работ показал, что во многом четвертные оценки учащихся не совпадают с оценками за контрольную работу. Имеет место завышение оценок в гимназии №6 г. Губкина, школе №22 г. Старый Оскол, особенно в гимназии №27 г. Белгорода (иностранный язык на 41%, литература на 42%, математика на 60%).

Низкие результаты показали в ходе аттестации учащиеся отдельных классов в школе №22 г. Старый Оскол (по химии (6%), по биологии (12,5%), русскому языку (0%), по математике в школе №20 г. Старый Оскол (22,7%), гимназии №9 г. Белгорода по математике (9%), по русскому языку в гимназии №27 (0%), по химии (8%), в гимназии №6 г. Губкина по математике (5%), в Головчинской гимназии по математике (0%).Это в основном результаты контрольных работ, проведенных в сильных классах по усмотрению руководителей учреждений. Следовательно, качество знаний в остальных классах гораздо ниже.

Несмотря на то, что Городищенская и Роговатовская школы не имеют возможности проводить отбор детей в свои учреждения, тем не менее, 49,3% и 28% учащихся, написали во время аттестации контрольные работы на "4" и "5", - этот результат лучше, чем во многих городских гимназиях. К примеру, качество знаний обучающихся у директора Городищенской школы на контрольной работе по русскому языку составило 86%, (для сравнения в гимназии № 27г. Белгорода - 0%). Из 20 учреждений повышенного уровня аттестованы школы с углубленным изучением отдельных предметов - г. Старый Оскол №  12, 16, 20, 22, 28, Городищенская, Роговатовская, Старооскольский район, №5 г. Шебекино, Ровеньская №1.

Головчинская гимназия Грайворонского района понизила свой статус и называется теперь школой с углублённым изучением отдельных предметов; а Гимназия № 9 г. Белгорода стала лицеем. Аттестационная комиссия, проводившая экспертизу гимназии № 27 г. Белгорода, смогла аттестовать это учреждение лишь по общеобразовательным программам, отказав в аттестации по программам углублённого изучения предметов. Следовательно, статус гимназии № 27 заменён на статус общеобразовательной школы. Гимназия г. Строитель понизила свой статус на школу с углубленным изучением отдельных предметов. Причём, без решения аккредитационной комиссии, а, следовательно, незаконно, статус "гимназия" получили средние школы №№ 4, 27 г. Белгорода, Головчинская средняя школа Грайворонского района, Грайворонская гимназия.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений

В 2003-2004 учебном году от работников учреждений образования области в главную аттестационную комиссию было подано 2192 заявления на высшую и первую квалификационные категории. Прошли аттестацию в Главной аттестационной комиссии 1701 педагог. Из них аттестованы на первую квалификационную категорию - 193 человека, на высшую - 1502 человека.

Процент успешности прохождения аттестационных испытаний составил 77,4%, что на 16% ниже, чем в прошлом учебном году. Недопустим тот факт, что члены аттестационных комиссий учебного заведения и аттестуемые педагоги плохо знают Положение об аттестации, требования тарифно-квалификационных характеристик. Это стало причиной повторного выезда экспертных групп в ряд территорий, в ПУ №8, №13 г. Шебекино, ПУ №16 г. Строитель, Яковлевский, Ивнянский районы. Коллегия постановила, что вопросы технологии, формы, процедуры проведения аттестации педагогических и руководящих кадров требуют дальнейшего совершенствования. При приеме заявлений от аттестуемых на уровне учреждений допускается формализм. Работники вовремя не знакомятся с требованиями, предъявляемыми к присвоению высшей квалификационной категории, что в дальнейшем порождает отзыв заявлений. Особенно массово это проявилось при аттестации педагогических работников в г. Белгород и г. Старый Оскол. В области не организована должная учеба экспертов, участвующих в аттестации педагогических кадров, поэтому часть экспертных заключений не достаточно полно отражают результативность деятельности учителя. Обсуждение первого вопроса длилось почти три часа.

По второму вопросу "О ходе выполнения законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области реализации государственных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Алексеевском и Старооскольском регионах, Белгородском, Волоконовском, Красногвардейском, Яковлевском районах и городе Белгороде" выступила Щербинина Валентина Михайловна - заместитель начальника отдела социальной защиты управления образования и науки.

По итогам проверки отмечена недостаточная работа органов опеки и попечительства и образовательных учреждений Алексеевского, Старооскольского, Волоконовского, Красногвардейского, Яковлевского регионов и г. Белгород по обеспечению государственных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, и лиц из их числа. В Белгородском районе недоплачивается размер ежемесячного пособия на питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь детей, переданных на воспитание в семьи граждан; обеспечения бесплатного проезда детей, лишившихся родительского попечения; сохранения за несовершеннолетними жилых помещений; бесплатного медицинского обследования детей.